Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

V. Декларація Митрополита Сергія о признаніи имъ совѣтской власти и Русская Православная Церковь послѣ деклараціи.

5. [Обращеніе митр. Антонія] «Ко всѣмъ народамъ міра».

Въ мартѣ мѣсяцѣ 1929 года владыка Антоній въ свою бытность въ Женевѣ по просьбѣ «Международнаго Бюро борьбы съ III Интернаціоналомъ» написалъ обращеніе: «Ко всѣмъ народамъ міра», которое было опубликовано въ иностранной печати. Обращеніе это гласило слѣдующее:

«Предо мною лежитъ печатная брошюра, изданная «Международнымъ Союзомъ противъ III интернаціонала» въ Женевѣ.

Эта брошюра содержитъ статистику состава и революціонную программу III интернаціонала во всемъ мірѣ.

Послѣдняя заключается въ проповѣди безбожія и безнравственности всему населенію земного шара, а особенно молодому поколѣнію, какъ болѣе падкому ко всему новому, ко всему недозволенному. — Тамъ приведены наглыя возраженія противъ десяти заповѣдей закона Божія и требованіе поступать противоположнымъ образомъ сравнительно съ велѣніями Божіими, данными черезъ Моисея.

Кромѣ того проповѣдуется жестокій, всеистребительный терроръ противъ всѣхъ несогласныхъ съ диктатурой пролетаріата.

Не говоримъ уже о томъ, что пролетаріату стало тяжелѣе жить подъ деспотической властью большевиковъ, чѣмъ прежде, потому что къ бѣдности присоединилось еще и рабство безбожникамъ, а напомнимъ читателямъ, чтобы они подорожили самымъ драгоцѣннымъ достояніемъ души человѣческой, т. е., совѣстью, которую этотъ большевицкій интернаціоналъ страется разложить и тѣмъ уничтожить разницу между человѣкомъ и звѣремъ, а жизнь возвратить къ временамъ людоѣдовъ.

Убить совѣсть въ людяхъ все равно невозможно, а обратить ихъ въ грабителей и убійцъ, чего хочетъ III интернаціоналъ, значитъ сдѣлать ихъ вѣчными страдальцами, потому что совѣсть, оскорбленная преступленіями противъ нея, грызетъ человѣческое сердце, какъ неумирающая змѣя, а когда преступникъ старается убить ее новыми, болѣе жестокими преступленіями, то она съ новой силой бросается на его сердце, сокрушаетъ и влечетъ къ самоубійству, какъ это постоянно случается среди большевиковъ, губящихъ такимъ способомъ не только свою жизнь, но и душу, ибо для самоубійцъ нѣтъ покаянія, нѣтъ спасенія: самоубійство есть такая же неудачная попытка прекратить свое мученіе, какъ и похмѣлье, которое одурманивая человѣческій умъ на нѣсколько минутъ, потомъ съ двойной силой терзаетъ его мозги и сердце. Самоубійца же еще скорѣе просыпается отъ своего кратковременнаго она въ будущую жизнь, гдѣ уже ему некуда скрыться отъ мучительной вражды противъ Творца, отъ мучительныхъ терзаній совѣсти.

Примѣръ тому, насколько, кратковременное забвеніе затѣмъ причиняетъ человѣку двойную муку, мы видимъ не только на пьяницахъ, но и на кокаинистахъ и другихъ наркоманахъ: они своими страданіями доказываютъ совершенно безспорно, что человѣку некуда уйти отъ своей совѣсти и кромѣшный адъ начинается для него еще въ настоящей жизни. Правда, безбожники придумали много всяческоій лжи, чтобы убѣдить жертвъ своей преступной пропаганды въ томъ, будто ихъ преступленія и разумны и полезны, но вся эта паутина неправдъ и всякихъ изворотовъ только на малое время можетъ одурманить человѣческій умъ и совѣсть, а потомъ, и очень скоро, дурманъ разсѣется и преступникъ съ отчаяніемъ взираетъ на свою жертву, либо убитую имъ, либо въ конецъ развращенную.

Усердно прошу читателей подумать объ этомъ и вспомнить участь Каина, убившаго по зависти своего брата: «стѣня и трясыйся, будешь ты ходить по землѣ, потому что кровь брата твоего вопіетъ на небо» (Быт. 4, 10-12). Многіе изъ такихъ злодѣевъ ослушниковъ сошли съ ума, какъ Ленинъ и лжемитрополитъ Евдокимъ, но внутренняя мука не оставляла ихъ въ безумномъ состояніи; сквозь безсмысленный смѣхъ сумасшедшаго прорываются вопли внутренней муки, увѣнчанной мукой вѣчною съ діаволомъ и ангелами его.

Чтобы навсегда избѣжать такой ужасной участи и близко не подходите къ проповѣдникамъ большевицкимъ безбожія; не читайте и дѣтямъ своимъ не давайте читать ихъ отвратительныя по безстыдству или по лицемѣрію книжки, брошюры и листки, и всѣми силами боритесь противъ ихъ заразы, которая подобно чумѣ или холерѣ распространяется ими по всей землѣ.

Всего печальнѣе, что гнѣздо такой страшной заразы они устроили на несчастной еще недавно православной и святой Руси и, видимо, приблизили то время, когда исполнится слово апостола Павла: «Тайна беззаконія уже въ дѣйствіи только не совершится до тѣхъ поръ, пока не будетъ взятъ отъ среды удерживающій теперь». (2 Сол. 2, 7). Кто этотъ удерживающій?

По большинству толкователей Церкви, здѣсь разумѣвается христіанскій царь, который по долгу званія своего, силою сдерживалъ пороки безбожниковъ. Древніе толкователи относили эти слова къ земнымъ царямъ, даже къ грѣшникамъ гонителямъ, потому что они все же боролись противъ полнаго безбожія, которое теперь распространяютъ на землѣ большевики. — Вотъ почему послѣдніе съ особенною злобою старались уничтожить «удерживающаго» у насъ въ Россіи, т. е., Государя, такъ горячо и искренне преданнаго Христіанской Вѣрѣ и Церкви. Теперь онъ «взятъ отъ среды» и возможно, что приближается исполненіе дальнѣйшаго пророчества Апостола: «тогда откроется беззаконникъ, котораго Господь Іисусъ убьеть духомъ устъ Своихъ и истребитъ явленіемъ пришествія Своего» (2 Сол. 2, 8). Но возможно, что это не послѣднее дѣйствіе борьбы діавола противъ Христа, такъ что мы должны закалитъ себя въ терпѣніи и твердости, къ чему я и призываю васъ, православные люди и напоминаю еще разъ слово Христово: «блажени будете егда возненавидятъ васъ человѣцы и егда разлучатъ вы и поносятъ и пронесутъ имя ваше яко зло, Сына Человѣческаго ради. Возрадуйтесь въ той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небесѣхъ». (Лук. 6, 22).

Митрополитъ Антоній.       


Въ 1929 году большевики на Дальнемъ Востокѣ вторглись въ предѣлы Китая въ Трехрѣчье, населенное русскими бѣженцами, преимущественно участниками бѣлой борьбы съ большевиками въ Сибири. На это событіе владыка Антоній отозвался слѣдующимъ обращеніемъ.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 244-246.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.