Церковный календарь
Новости


2018-11-12 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 35-я (1922)
2018-11-12 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 34-я (1922)
2018-11-12 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) на Новый годъ (1883)
2018-11-12 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) на Новый годъ (1883)
2018-11-12 / russportal
И. М. Андреевъ. "Ѳ. М. Достоевскій". (Особенности личн. и творчества) (1967)
2018-11-12 / russportal
З. А. Крахмальникова. Горькіе плоды сладкаго плѣна (1989)
2018-11-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 33-я (1922)
2018-11-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 32-я (1922)
2018-11-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 31-я (1922)
2018-11-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 30-я (1922)
2018-11-11 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) на Новый годъ (1883)
2018-11-11 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) на Рождество Христово (1883)
2018-11-11 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) на Рождество Христово (1883)
2018-11-11 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) на Рождество Христово (1883)
2018-11-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Къ исторіи церк. раздѣленій заграницей (1996)
2018-11-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). МП отшатнулась отъ Православія (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 12 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

V. Декларація Митрополита Сергія о признаніи имъ совѣтской власти и Русская Православная Церковь послѣ деклараціи.

8. Посланіе Митрополита Кіевскаго и Галицкаго Антонія — православному населенію Дальняго Востока.

Имѣя благословеніе Заграничнаго Собора Архіереевъ съ 1921 г. на составленіе и разсылки Окружныхъ Посланій всей православно-русской паствѣ, гдѣ бы она ни обитала, и будучи преемникомъ Кіевскихъ и всея Руси митрополитовъ Св. Петра, Алексія, Іоны, Фотія и Кипріана, я пишу вамъ, возлюбленнымъ братіямъ и чадамъ св. Церкви на Дальнемъ Востокѣ пребывающимъ, сіе посланіе, призываю васъ къ вооруженной борьбѣ съ врагами Св. Церкви, съ врагами Христовыми, съ врагами Божіими, какъ нѣкогда преп. Сергій и Діонисій, Радонежскіе. Вы стоите впереди всего русскаго народа и отъ васъ идетъ защита св. вѣры нашей и низверженіе ея враговъ, богохульниковъ, кощунниковъ, разорителей св. Храмовъ, осквернившихъ многія наши святыни, гдѣ они посрывали св. кресты съ храмовъ Божіихъ и въ храмахъ же производятъ всякія безчинства, какъ и во многихъ другихъ святыхъ мѣстахъ.

Въ 1613 г. предѣльный край русскаго народнаго разселенія былъ Нижній Новгородъ: хотя власть Русскаго Царя и тогда простиралась дальше на Востокъ, въ Казань, Пермь и даже въ Сибирь, но эти города и страны были населены инородцами, магометанами и язычниками, а сплошное русское населеніе кончалось въ Нижнемъ Новгородѣ. И вотъ туда то въ Нижній посылались наиболѣе горячія увѣщанія отъ Святѣйшаго Патріарха Гермогена изъ его темницы и отъ другихъ духовныхъ отцовъ русскаго народа.

Чтобы собрать разсыпанныя по скатерти зерна, нужно взять скатерть за край и, загнувъ его, тянуть къ себѣ: тогда всѣ зерна сойдутся во едино и образуется большая и тяжелая куча зернового хлѣба, восполняющая убытокъ отъ неразумной разсыпки. Такъ и теперь, чтобъ собрать во едино разсѣянный по всей землѣ народъ русскій, мы отъ имени Св. Церкви, отъ имени Христова молимъ васъ, отцы, братія и сестры во Христѣ, подняться съ того далекаго края нашего отечества по сію и даже по ту сторону Китайской границы, возстать противъ враговъ нашей родины, противъ злыхъ безбожниковъ и руководящихъ онымъ христоненавистниковъ, іудеевъ, именно тѣхъ, которые стоятъ за спиной неразумныхъ большевиковъ, и вмѣстѣ съ тѣмъ, вразумлять послѣднихъ, чтобы вспомнили о своей душѣ, проданной діаволу, и откупились бы отъ него слезнымъ покаяніемъ.

А самимъ вамъ взяться при первой возможности за благословенное оружіе и устремиться на спасеніе Православной родины нашей и Православноій Церкви за вѣру, Царя православнаго и отечество, какъ это сдѣлали Нижегородцы 300 лѣтъ тому назадъ когда они, собравшись вмѣстѣ, какъ снѣжный комъ, покатились къ Москвѣ, а къ нимъ приставали всѣ благочестивые и мужественные люди, такъ что тотъ снѣжный комъ росъ и росъ, пока не обратился въ огромное народное ополченіе, которое изгнало враговъ Россіи изъ Москвы и возвело на престолъ царскій родственника царскому роду юношу Михаила Ѳеодоровича Романова, потомство котораго вотъ уже 300 лѣтъ царствовало надъ всею Русью и будетъ, Богъ дастъ, царствовать и въ дальнѣйшемъ времени.

Но нашему поколѣнію на сей землѣ жить не вѣкъ, а суда Божія послѣ смерти никто не избѣжитъ. Неужели вы желаете предстать предъ лице Небеснаго Судіи, какъ измѣнники своему отечеству, своей вѣрѣ, какъ предатели Христовы, и смѣнить нашу горестную жизнь печальныхъ изгнанниковъ на еще большее горестную жизнь, которая ожидаетъ за гробомъ всѣхъ измѣнниковъ вмѣстѣ съ Іудой предателемъ?... Да не будетъ сего! Обреките себя сами на смерть за святую вѣру. — Видитъ Богъ, какъ бы я радъ былъ послѣдніе годы или даже мѣсяцы своей, уже 66-лѣтней жизни провести съ вами и умереть не бѣженцемъ, а впереди мужественнаго ополченія противъ тѣхъ безбожниковъ.

Не жалѣйте же своей бренной плоти за Господа нашего Іисуса Христа, предавшаго Свою плоть на пропятіе и смерть за родъ человѣческій, но положитесь на Его неложное обѣтованіе: «любяй душу свою (т. е., земную жизнь) погубитъ ю, и ненавидяй души своея въ мірѣ семъ въ животъ вѣчный сохранитъ ю» (Іоан. 12, 25).

Мы же будемъ молиться, чтобы и тѣла будущихъ героевъ русскихъ Господь сохранилъ и даровалъ имъ славную побѣду, дабы съ васъ, жители далекой окраины, началось избавленіе всей русской земли.

Митрополитъ Антоній.       

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 250-252.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.