Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

V. Декларація Митрополита Сергія о признаніи имъ совѣтской власти и Русская Православная Церковь послѣ деклараціи.

9. Въ защиту Русскаго народа и соловецкихъ узниковъ.

Въ началѣ 1929 года, бѣжавшій изъ Соловецкаго, лагеря, матросъ Александръ Грубе, въ Рижской газетѣ «Слово» помѣстилъ описаніе штрафной тюрьмы «Сѣкирки» на Соловкахъ, въ которой гибнутъ русскіе люди. Его подробное описаніе «Сѣкирки» начиналось такими словами:

«Есть мѣсто на Соловкахъ, о которомъ всѣ 50.000 узниковъ СЛОНА ВЧК (Спеціальный лагерь особаго назначенія Всероссійской Чрезвычайной Комиссіи) ежечасно думаютъ или говорятъ съ содроганіемъ. Мѣсто это Сѣкирка. Такъ называется гора въ 12 верстахъ отъ главнаго лагеря и величественный когда-то храмъ на вершинѣ ея. Кресты съ главъ его, видныхъ не только съ любого мѣста острова, но въ ясный день и съ материка, — давно уже сняты чекистами и самъ храмъ, воздвигнутый трудами многихъ поколѣній монаховъ изъ грандіозныхъ гранитныхъ кубовъ, превращенъ въ гнуснѣйшее мѣсто издѣвательствъ и пытокъ холодомъ и голодомъ. Съ Сѣкирки одинъ путь — въ могилу. Всякая пядь земли тамъ залита кровью и слезами десятковъ тысячъ жертвъ торжествующихъ садистовъ; и когда въ ночи загораются красные маячные огни въ центральной башнѣ, кажется, что кровь замученныхъ широкимъ потокомъ льется на Сѣкиркѣ на весь островъ, далеко въ море и на материкъ, крича о возмездіи.

На Сѣкирку для отбыванія наказанія ежегодно отправляются многія тысячи узниковъ, виновныхъ въ тяжкомъ нарушеніи лагерной дисциплины, но возвращаются оттуда только десятки» и далѣе шло подробное описаніе этого страшнаго мѣста страданій и смерти, въ которомъ авторъ самъ провелъ нѣкоторое время, будучи заключенъ тамъ за какую-то провинность.

Послѣ опубликованія этой статьи въ нашей Бѣлградской газетѣ, по иниціативѣ одного изъ нашихъ, нынѣ покойнаго, друзей В. В. Кутырина, въ Бѣлградѣ образовалась группа русскихъ людей, которые рѣшили принять всѣ мѣры для того, чтобы обратить вниманіе Европы на вопіющія злодѣянія большевиковъ. Владыка Антоній одобрилъ эту мысль, возглавилъ эту группу. В. В. Кутыринъ пожертвовалъ 5 тысячъ динаръ для того, чтобы организовать широкую кампанію въ защиту Русскаго народа въ Европѣ, начавъ ее съ Англіи, которая тогда имѣла руководящее значеніе въ свободномъ мірѣ. Владыка Антоній обратился къ архіепископу Кентерберійскому съ особымъ посланіемъ и умолялъ его, какъ брата во Христѣ, выступить на защиту Русскаго народа, угнетаемаго большевиками. Копіи письма владыки Антонія были разасланы всѣмъ 72 епископамъ Англиканской Церкви и всѣмъ членамъ Палаты Лордовъ и Палаты Общинъ. Архіепископъ Кентерберійскій откликнулся на призывъ владыки Антонія и выступилъ въ Палатѣ Лордовъ съ энергичнымъ протестомъ и его выступленіе нашло откликъ во всей Англіи и прежде всего во вліятельной печати. Графъ Глазго опубликовалъ въ «Морнингъ Постъ» письмо, въ которомъ онъ писалъ: «Я былъ радъ выступленію архіепископа Кентерберійскаго въ защиту русскихъ христіанъ. Но я долженъ сказать, сохраняя большое уваженіе къ его взглядамъ, что онъ могъ бы сказать больше въ защиту христіанъ.

Если руководители церкви поднесутъ искру къ фитилю, то они подымутъ самый большой крестовый походъ, который былъ извѣстенъ Англіи. Церкви будутъ полны и со всѣхъ амвоновъ священники всѣхъ вѣроисповѣданій, должны требовать отказа отъ грѣховнаго возобновленія сношеній между антихристомъ и христіанской имперіей.

Если церковныя лица скажутъ, что это есть вмѣшательство въ политику, то я спрошу ихъ, когда же именно откажутся они отъ политики и начнутъ спасать души, особенно молодыхъ англичанъ».

Вслѣдъ за этимъ «Морнингъ Постъ» посвятила свой очередной номеръ разсказамъ о борьбѣ съ религіей и о большевицкихъ звѣрствахъ въ СССР и затѣмъ по телеграфу разослала слѣдующее обращеніе къ высшимъ представителямъ различныхъ церквей въ Англіи:

«Вслѣдствіи фактовъ преслѣдованія христіанской вѣры въ Совѣтской Россіи, разоблаченныхъ на вчерашнемъ засѣданіи Палаты Лордовъ, готовы ли вы въ качествѣ духовнаго лица присоединиться къ національному протесту противъ возстановленія сношеній съ врагами Христовой Церкви».

Газета напомнила при этомъ, что въ 1923 году, когда большевики угрожали жизни Патріарха Тихона и католическаго архіепископа Цѣпляка было опубликовано за подписью руководителей всѣхъ церквей въ Англіи обращеніе по поводу безобразій, творимыхъ большевиками, которое, какъ извѣстно, имѣло послѣдствія.

13 высшихъ духовныхъ лицъ высказались за немедленный протестъ; среди нихъ были: архіепископъ Всеирландскій, архіепископъ Глазговскій, епископы: Глостерскій, Гильфорскій, Чельмсфорскій, Манчестерскій, настоятели соборовъ: въ Винчестерѣ, Экзетерѣ и другихъ. Былъ образованъ особый комитетъ и въ ближайшее воокресенье, какъ въ Лондонѣ, такъ и во всей Англіи священники произнесли проповѣди на тему о гоненіяхъ на христіанъ въ СССР. Первый протестный митингъ въ Лондонѣ вызвалъ такой интересъ, что вскорѣ былъ устроенъ другой митингъ, на который собралось свыше 2 тысячъ человѣкъ и въ тотъ же день состоялся женскій митингъ протеста. Митинги начинались молитвой за притѣсняемыхъ и гонимыхъ въ СССР. Попытки коммунистовъ, очевидно подосланныхъ большевиками, помѣшать ораторамъ, оканчивались изгнаніемъ изъ собранія этихъ людей. Въ резолюціяхъ англійское общество призывалось къ походу противъ красныхъ враговъ религіи и культуры, съ призывомъ ко всему міру бороться съ тѣмъ варварствомъ XX вѣка, которое представляетъ изъ себя совѣтское правительство съ его чудовищными гоненіями на человѣческую и религіозную свободу, вѣрующіе призывались къ неустанному труду для свободы русскаго народа.

Изъ Англіи протестное движеніе перекинулось въ другія страны. Въ Парижѣ состоялся грандіозный митингъ, на которомъ было вынесено рѣшеніе требовать отъ правительства прервать всякія сношенія съ большевиками. Испанскій посолъ отказался подать руку совѣтскому послу Сокольникову. Въ Чехо-Словакіи выступилъ вѣрный другъ Россіи Крамаржъ съ яркими рѣчами, въ которыхъ раскрывалъ сущность совѣтской власти. Въ Женевѣ состоялся грандіозный митингъ, на которомъ впервые раздались яркія мысли и слова сочувствія Русскому народу. 16 суперинтендантовъ евангелической Церкви въ Германіи обратились къ единовѣрцамъ и ко всему міру съ призывомъ протестовать противъ творящагося беззаконія и войны съ Богомъ въ Россіи. Въ Бѣлградѣ и Софіи, подъ покровительствомъ высшей мѣстной Церковной власти, состоялись протестныя собранія и были установлены спеціальныя моленія въ храмахъ о гонимой Русской Церкви и многострадальномъ Русскомъ народѣ. Страданія Соловецкихъ узниковъ, среди которыхъ было очень много духовенства и въ томъ числѣ епископовъ, привлекли къ себѣ вниманіе всего міра. Но дальше словесныхъ протестовъ и заочнаго выраженія сочувствія русскимъ страдальцамъ дѣло не пошло. Большевики къ этому времени достаточно укрѣпились въ своемъ международномъ положеніи, добились дипломатическаго признанія со стороны почти всѣхъ государствъ міра и теперь уже они не такъ страшились международныхъ осложненій, какъ это было въ дни предполагавшагося суда надъ Патріархомъ Тихономъ.

Владыка Антоній, высоко цѣня все это протестное движеніе, въ то же время ясно понималъ, что одними рѣчами свергнуть большевиковъ невозможно. Для этого необходимо поднять противъ нихъ вооруженное возстаніе, какъ это сдѣлалъ Димитрій Донской по благословенію преп. Сергія Радонежскаго противъ Татарскаго ига и Мининъ и Пожарскій, по благословенію Патріарха Гермогена въ Смутное время. Поэтому владыка Антоній неоднократно обращался съ призывами къ русскимъ людямъ, въ которыхъ онъ благословлялъ оружіе, направленное противъ большевицкой власти.

Одно изъ такихъ посланій было опубликовано владыкой Антоніемъ въ періодъ протестнаго движенія, происходившаго въ началѣ 1930 года.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 252-255.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.