Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

V. Декларація Митрополита Сергія о признаніи имъ совѣтской власти и Русская Православная Церковь послѣ деклараціи.

10. Посланіе къ православнымъ людямъ на прежней землѣ Россійской, а также переселившимся въ чужіе предѣлы русскимъ переселенцамъ и изгнанникамъ.

«О, кто дастъ головѣ моей воду и глазамъ моимъ — всточникъ слезъ! Я плакалъ бы день и ночь о пораженныхъ дщери народа моего! О, кто далъ бы мнѣ въ пустынѣ пристанище путниковъ! Оставилъ бы я народъ мой и ушелъ бы отъ нихъ: ибо всѣ они прелюбодѣи, скопище вѣроломныхъ» (Іер. 9, 1-2).

Такъ измученное беззаконіемъ любимаго народа сердце великаго пророка рвалось прочь отъ него въ пустыню, чтобы не видѣть беззаконій богоотступниковъ.

Такое же бѣдствіе, какъ наказаніе Божіе за отступничество передовыхъ слоевъ нашего народа, разразилось надъ Святою Русью и она передана въ руки враговъ Христовыхъ, воздвигающихъ гоненіе на благочестіе; именно они безнаказанно разрушаютъ церкви и монастыри, избиваютъ служителей Божіихъ и расхищаютъ церковное добро, обдирая драгоцѣнныя ризы со святыхъ иконъ, выбрасывая чудотворныя мощи изъ священныхъ ракъ и взрывая динамитомъ древнія обители, какъ я все это предсказывалъ въ 1905 году на торжественной литургіи въ Петраградскомъ Исаакіевскомъ соборѣ, нынѣ тоже упраздненномъ злодѣями и отданномъ въ обладаніе кощунникамъ. Они же взорвали на воздухъ монастырь Симоновъ подъ Москвой, въ которомъ погребены тѣла древнихъ русскихъ подвижниковъ, положившихъ за Русь свои праведныя души, схимниковъ Пересвѣта и Ослябя, убіенныхъ на Куликовомъ полѣ войсками Мамая.

Русскіе издали взирали на то, какъ падаютъ огромныя монастырскія стѣны и высившаяся въ небо колокольня плакали горько, падали на землю, но увы, не осмѣлились поднять рукъ своихъ на безбожныхъ злодѣевъ.

Упоминать ли дальше о томъ, что запертымъ ими же стоитъ священный Кремль въ Москвѣ, разорена Иверская часовня, куда спѣшилъ съ поклономъ и молитвой всякій, заѣзжавшій въ Москву, христіанинъ, начиная съ Царей и Царицъ русскихъ; о томъ, что Святыя Лавры Кіево-Печерская и Сергіева отданы безбожникамъ и церкви въ нихъ закрыты, какъ и въ Новомъ Іерусалимѣ, убѣжищѣ величайшаго изъ Патріарховъ Святѣйшаго Никона?, что изъ 50 тысячъ православныхъ храмовъ четвертая часть уничтожена негодяями, а люди, онѣмѣвшіе отъ горести и ужаса, все это претерпѣвали; а въ древнюю обитель Соловецкую, куда прежде богомольцы путешествовали за тысячу верстъ съ радостнымъ умиленіемъ, теперь люди тянутся въ цѣпяхъ и кандалахъ подъ ударами злодѣевъ и вмѣсто прежняго благолѣпія чудотворной обители видятъ предъ собою мрачную тюрьму съ обломанными крестами и орудіями самыхъ ужасныхъ пытокъ, которыя большую часть этихъ невольныхъ богомольцевъ сводятъ въ мученіяхъ въ могилы. — И что же? такъ упало ихъ сердце, что не могутъ они противостоять наглымъ разбойникамъ, захватившимъ власть?

Бывало нѣчто подобное съ народомъ Божіимъ — съ іудеями, когда они еще оставались вѣрными истинному Богу и не отпали отъ Христа. Лѣтъ почти за 200 до Его пришествія на землю языческій царь Антіохъ Епифанъ поступилъ съ народомъ Божіимъ именно такъ, какъ теперь большевики поступаютъ съ православной Русью. Вотъ что написано во Св. Библіи о томъ бѣдствіи: «Царь послалъ чрезъ вѣстниковъ граматы въ Іерусалимъ и во всѣ города іудейскіе, чтобы они слѣдовали узаконеніямъ, чужимъ для сей земли. А если кто не сдѣлаетъ по слову царя, да будетъ преданъ смерти... И оставляли сыновей своихъ необрѣзанными и оскверняли души ихъ всякой нечистотой и мерзостью. И книги закона, какія находили (язычники), разрывали и сожигали огнемъ... У кого находили книгу закона, того, по повелѣнію царя, предавали смерти... По данному повелѣнію, убивали женъ обрѣзавшихъ дѣтей своихъ, а младенцевъ вѣшали за шеи» (1 Мак. 1, 44-64). Но многіе во Израилѣ остались твердыми и предпочли умереть... и умирали (ст. 62 и 63).

Вотъ имъ-то, св. мученикамъ Маккавеямъ, тѣмъ болѣе должны подражать мы — христіане, имѣющіе отъ Христа Бога лучшій законъ, чѣмъ древніе іудеи.

Впрочемъ смотрите только-ли добровольнымъ мученичествомъ отзывались древніе ревнители истины на насиліе язычниковъ, поступавшихъ какъ видите, совершенно такъ же, какъ современные намъ большевики.

Нѣтъ, вѣрные Богу іудеи взялись за оружіе и дали намъ примѣръ, какъ должно защищать св. вѣру.

Слушайте, какъ о семъ повѣствуетъ Св. Библія: «Между тѣмъ Іуда Маккавей и бывшіе съ нимъ, тайно входя въ селенія, созывали сродниковъ и, принимая оставшихся въ Іудействѣ, собрали до шести тысячъ мужей».

«Они взывали ко Господу, чтобы Онъ призрѣлъ на народъ, всѣми попираемый, и пожалѣлъ храмъ, оскверненный людьми нечестивыми; чтобы помиловалъ раззоренный городъ, близкій къ тому, чтобы сравняться съ землей, и услышалъ вопіющую къ нему кровь; чтобы вопомнилъ о беззаконномъ погубленіи невинныхъ младенцевъ и о бывшихъ хуленіяхъ имени Его и вознегодовалъ на злыхъ».

«Окруживъ себя множествомъ, Маккавей сдѣлался непобѣдимъ для язычниковъ, когда гнѣвъ Господа переложился на милость».

«Внезапно нападая на города и селенія, онъ сжигалъ ихъ и, занимая удобныя мѣста, не мало побѣдилъ враговъ, обращая ихъ въ бѣгство».

«Преимущественно онъ избиралъ себѣ въ помощь для такихъ предпріятій ночи, и слухъ объ его мужествѣ разносился повсюду» (2 Мак. 8, 1-7).

Таковы были мужественные іудеи за 200 лѣтъ до Рождества Христова. Однако, родившагося въ Виѳлеемѣ Христа потомки ихъ отвергли, а теперь стали во главѣ Его враговъ и враговъ Его православнаго стада, то-есть насъ, русскихъ. Конечно, не этимъ іудеямъ отщепенцамъ должны мы подражать, ни учиться у нихъ, какъ разорять православные храмы и устраивать богомерзкія коммуны. Напротивъ будемъ учиться у ихъ предковъ, святыхъ Маккавеевъ, какъ устраивать возстанія противъ теперешней разбойной богомерзкой власти по подобію Іуды Маккавея. Онъ да будетъ нашимъ учителемъ въ защитѣ вѣры и отечества, какъ сказано въ этой 8-й главѣ. Пока ему подражаетъ Братство Русской Правды, а я призываю сими строками къ подражанію ему весь русскій православный народъ.

Идите же смѣло, други, за Вѣру, Царя и Отечество! — И пусть никто не скажетъ: хорошо тебѣ посылать насъ, сидя въ православной Сербіи, гдѣ тебя никто не тронетъ, а намъ то каково идти на враговъ вѣры почти съ голыми руками.

Други, я оказался заграницей не по своей волѣ, не какъ бѣглецъ: меня схватили почти такіе же большевики — Петлюровцы вооруженные усадили въ автомобиль и отправили подъ заряженными винтовками въ Австрію, гдѣ тогда водворились поляки и держали меня и еще двухъ архіереевъ въ плѣну болѣе полугода, а отпустили изъ плѣна только тогда, когда въ Россіи окончательно запанавали большевики, уже приговорившіе меня къ смертной казни. — И когда подобная же большевицкая еврейская банда однажды окружила меня въ Кіевѣ и требовала съ угрозами, чтобы я снялъ наказаніе съ одного революціонера-попа, то я отказался и сказалъ: «можете меня повѣсить вотъ на этомъ дубовомъ суку, который предъ нашими глазами, но я не отступлюсь ни на одинъ шагъ съ мѣста, на которомъ стою», тогда они отступили, хотя я уже приготовился къ смерти. Это было на Пасхальной седмицѣ 1919 года.

Итакъ, русскіе люди, я вновь призываю васъ на борьбу съ врагами Христовыми — большевиками и прочими богоборцами, готовъ первый умереть въ такой борьбѣ, какъ умеръ мужественный генералъ Кутеповъ. Можетъ быть немного времени осталось до такого событія въ моей жизни. — Еще древніе римляне говорили: «славно и сладко умереть за отечество». Если такъ говорили даже непросвѣщенные евангеліемъ язычники, то намъ-ли не принять къ сердцу словъ нашего Божественнаго Учителя: «Говорю же вамъ, друзьямъ Моимъ: не бойтесь убивающихъ тѣло и потомъ не могущихъ ничего болѣе сдѣлать. Но скажу вамъ, кого бояться: бойтесь того, кто, по убіеніи, можетъ ввергнуть въ геенну; ей, говорю вамъ, того бойтесь. Не пять ли малыхъ птицъ продаются за два ассарія? И ни одна изъ нихъ не забыта у Бога. А у васъ и волосы на головѣ всѣ сочтены. Итакъ, не бойтесь: вы дороже многихъ малыхъ птицъ» (Лук. 12, 4-7).

Я же, грѣшный Митрополитъ Антоній, если Богу угодно продолжить мою старость, всегда готовъ быть полезнымъ Святой Православной Церкви, русскому законному Царю и Братству Русской Правды.

Митрополитъ Антоній.       


Владыка Антоній видя, что все остается безъ перемѣнъ и что всѣ его усилія, направленныя къ освобожденію Русскаго народа, остаются безрезультатными, глубоко объ этомъ горевалъ и эти его чувства наши себѣ отраженіе въ посланіи, которое онъ озаглавилъ: «Сто первое и предпослѣднее воззваніе», указывая этимъ названіемъ на то, что имъ написано множество воззваній и что безцѣльно ихъ писать, ибо міръ не откликается на нихъ такъ, какъ это нужно было бы.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 255-258.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.