Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

V. Декларація Митрополита Сергія о признаніи имъ совѣтской власти и Русская Православная Церковь послѣ деклараціи.

11. Сто первое и предпослѣднее воззваніе къ русской эмиграціи и ко всѣмъ вѣрующимъ въ Бога.

Тяжело предпринимать какое-либо дѣло, малое или великое, безъ всякой почти надежды на его успѣхъ. Тяжело увѣщевать людей или народы безъ надежды на то, что твоего увѣщанія послушаются.

Приблизительно такими мыслями сопровождаетъ свое поученіе противъ пьянства св. Іоаннъ Златоустъ. Впрочемъ, продолжаетъ онъ, я и тѣмъ буду доволенъ, если мои слушатели воздержатся отъ 4-го, отъ 5-го стакана вина; если даже они, продолжая пьянствовать, будутъ въ душѣ своей чувствовать стыдъ и укоры совѣсти.

Теперь мы, изгнанники изъ дорогого русскаго отечества, которое мы потеряли 13 лѣтъ тому назадъ, именно потому, что горячо его любили, и именно по этой причинѣ оказались странниками и пришельцами во всѣхъ пяти частяхъ свѣта, мы несчастные русскіе эмигранты, епископы, клирики и міряне, взираемъ мысленно на беззаботную жизнь окружающихъ народовъ, терзая свои сердца при постоянномъ мысленномъ взираніи на родныхъ нашихъ страдальцевъ, русскихъ плѣнниковъ, томящихся въ совѣтскихъ тюрьмахъ или умирающихъ на изнурительныхъ работахъ въ предѣлахъ крайняго Сѣвера, почти безнадежно взываемъ къ вашему участію, народы всего міра!

Хотя совѣтская шовинистическая мораль давно уже стала усыплять человѣческую совѣсть безнравственнымъ принципомъ безусловнаго невмѣшательства въ жизнь чужого народа, ограничивая всякія нравственныя обязательства только своими соотечественниками; но все-таки международная жизнь, несмотря на все это, допускаетъ изрѣдка исключеніе изъ такого безбожнаго обычая. Мы разумѣемъ славные крестовые походы средновѣковья, которые тщетно собираются опорочить современные атеисты... Мы разумѣемъ выступленіе европейскихъ народовъ и правительствъ противъ жестокаго рабовладѣльчества въ Америкѣ и въ Турціи. Болѣе другихъ государствъ въ большинствѣ, въ подобномъ случаѣ, помогала несчастнымъ Россія, а теперь именно на русскую землю обрушилось бѣдствіе, во много разъ ужаснѣе, чѣмъ злодѣянія временъ давно минувшихъ.

Почти полный милліонъ русскаго населенія деспотическимъ образомъ изгнанъ изъ предѣловъ своего и безъ того убогаго разселенія въ лѣса и тундры крайняго Сѣвера для выполненія даровыхъ изнурительныхъ работъ и долженъ воспроизводить рабскій трудъ фараоновыхъ рабовъ въ Египтѣ.

Оторванные отъ своихъ семействъ безъ всяжой вины, эти люди въ мертвенномъ холодѣ и жестокомъ голодѣ должны — то въ снѣгу, то въ начавшихъ теперь таять болотахъ Архангельской губерніи рубить и распиливатъ гигантскія деревья и вывозить ихъ къ морю для отправки заграницу и продажи по сравнительно дешевой цѣнѣ ради подрыва торговли западныхъ государствъ, производимою большевиками къ разоренію, къ банкротству.

Такимъ образомъ порабощенный и запуганный страхомъ смерти злосчастный русскій народъ является невольнымъ выполнителемъ адскаго плана большевиковъ сразу въ трехъ смыслахъ:

1) Онъ самъ, народъ русскій, систематически истребляется, согласно даннымъ статистики, которая сообщаетъ объ ужасающихъ процентахъ смертности рабочаго люда на лѣсозаготовкахъ Сѣвера.

2) Онъ противъ воли раззоряетъ своей дешевкой народы сосѣдніе, остающіеся безъ заработковъ.

3) Онъ понижаетъ международную промышленность и торговлю, посѣвая всюду банкротство, ибо конкуренція съ даровыми русскими рабами невозможна для иностранцевъ, тоже приговоренныхъ къ постепенному разоренію.

Все это въ области экономической. А какія послѣдствія имѣетъ подобное положеніе въ области нравственной? въ области гигіенической? Милліоны рабовъ-рабочихъ, ожесточенныхъ, заброшенныхъ, впадшихъ въ безнадежное отчаяніе, не могущихъ ниоткуда ждать себѣ помощи, скоро явятся совершенно неспособными участвовать въ міровой цивилизаціи и обреченными на постепенное одичаніе и раннюю смерть среди уже начавшейся эпидеміи.

Короче говоря, если бъ создался союзъ нарочитыхъ истребителей народа, то онъ не могъ бы достигнуть скорѣйшихъ успѣховъ, чѣмъ достигаютъ въ этомъ демоническомъ направленіи большевики, инородцы въ бывшей Россіи.

Эта истребительная работа, это колоссальное братоубійство, всеистребляющій пожаръ — расширяются по Сѣверу Россіи, куда сгоняютъ палками и ружьями русскихъ людей со всей широкой Руси.

Злобный древній египетскій фараонъ приказалъ истреблять всѣхъ младенцевъ мужского пола, рождавшихся въ еврейскихъ семействахъ, а современные намъ фараоны, объединяющіеся среди русскаго племени въ Россіи, но чуждые ему по духу и по крови, уничтожаютъ безнаказанно и безпрепятственно уже взрослыхъ сыновъ народа, не щадя ни дѣтей, ни стариковъ, ни женщинъ.

Будутъ ли граждане цивилизованныхъ странъ и впредь оправдывать свое безбожное безучастіе при видѣ водворенія ада на сѣверной окраинѣ европейской земли, своимъ невмѣшательствомъ, которымъ они 200 лѣтъ тому назадъ не рѣшались прикрыться и отговориться отъ общечеловѣческой обязанности защищать гонимыхъ въ Америкѣ и Африкѣ негровъ, или будутъ побуждать свои правительства устранить міровыхъ злодѣевъ и истребителей стомилліонной русской націи и требовать отъ шайки разбойниковъ, ею овладѣвшихъ въ 1917 году, распустить свое большевицкое квази-правительство и прекратить эту безчеловѣчную бойню, которая съ такой жестокостью распространилась уже отъ Бѣлаго моря, гдѣ она сосредоточилась на шестую часть всей вселенной?

Я уже и не упоминаю о томъ, что въ прежней Россіи теперь почти совсѣмъ уничтожено христіанское богослуженіе, что воспрещено преподаваніе дѣтямъ закона Божія, закрыта большая часть храмовъ Божіихъ, расторгаются христіанскіе браки, — словомъ гоненіе на вѣру Христову разрослось до предѣловъ во много разъ превышающихъ гоненія Діоклетіана и Нерона. —

Когда древнюю Іудеянку царицу Есѳирь ея жестокій мужъ Артаксерксъ спросилъ: «какое желаніе твое... и какая просьба твоя?» и отвѣчала царица Есѳирь, и сказала: «если я нашла благоволеніе въ очахъ твоихъ, царь, и если царю благоугодно, то да будутъ дарованы мнѣ жизнь моя, по желанію моему, и народъ мой, по просьбѣ моей. Ибо проданы мы, я и народъ мой, на истребленіе, убіеніе и погибель. Если бы мы проданы были въ рабы и рабыни, я молчала бы, хотя врагъ не вознаградилъ бы ущерба царя» (Есѳирь 7, 2-5).

Эти слова праведной Есѳири спасли народъ еврейскій, уже присужденный къ поголовному истребленію.

Теперь же приговоренъ къ такому истребленію народъ русскій, хотя приговоръ этотъ не закрѣпленъ никакимъ государствомъ, на онъ постепенно выполняется со всею точностью, да и не желаетъ современный коллективный Аманъ ограничиться истребленіемъ одного русскаго народа, но хочетъ вовлечь въ ту же погибель нравственную, а черезъ нее — и физическую, всѣ христіанскіе народы, чтобы самое имя Христово истребить изъ поднебесной.

Люди образованные знаютъ, что это не басня, не моя фантазія, неужели же они не убѣдятъ свои правительства исторгнуть сей народъ изъ когтей и зубовъ его враговъ? Ужели не сокрушатъ ихъ алчные зубы? Ужели оставятъ міровыхъ злодѣевъ — большевиковъ у власти? Ужели же не оградятъ народъ отъ безчеловѣчнаго насилія?

Митрополитъ Антоній.       

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 258-261.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.