Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

V. Декларація Митрополита Сергія о признаніи имъ совѣтской власти и Русская Православная Церковь послѣ деклараціи.

12. Отношеніе Митрополита Сергія къ Зарубежной іерархіи.

Совѣтская власть нашла въ митрополитѣ Сергіи то, чего она не могла никакъ получить ни отъ патріарха Тихона, ни отъ митрополита Петра, мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола. Митрополитъ Сергіи своей деклараціей изъявилъ о полномъ признаніи совѣтской власти и взялъ на себя передъ совѣтской властью обязательство осудить заграничную русскую іерархію. Послѣднее обязательство было для него особенно трудно выполнимымъ. Онъ, конечно, отлично понималъ правоту заграничной іерархіи и кромѣ того онъ былъ лично связанъ долголѣтними дружескими отношеніями съ владыкой Антоніемъ и, конечно, ему выступать противъ своего учителя и друга не такъ было просто. И вотъ въ своей первой деклараціи онъ пытается найти такое рѣшеніе этого вопроса, которое удовлетворило бы и совѣтскую власть и заграничную іерархію. Онъ предлагаетъ заграничному духовенству дать подписку о лойяльности къ совѣтской власти, а тѣхъ, кто откажется это сдѣлать, предполагаетъ «исключить изъ состава клира подвѣдомственнаго Московской Патріархіи». Однако, такое рѣшеніе этого остраго для совѣтской власти вопроса отнюдь не могло ее удовлетворить. И вотъ, въ теченіе пяти лѣтъ митрополитъ Сергій не дѣлаетъ никакихъ рѣшительныхъ шаговъ въ отношеніи заграничной іерархіи, ограничиваясь только нѣкоторыми угрозами и отписками.

Наконецъ, въ 1933 году, онъ, очевидно, становится вынужденнымъ сдѣлать какія-то рѣшительные шаги въ отношеніи заграничной іерархіи. Митрополитъ Сергій обращается съ особымъ Посланіемъ къ Сербскому Патріарху Варнавѣ, съ которымъ онъ былъ связанъ личными дружескими отношеніями, какъ съ своимъ ученикомъ по Петроградскай Духовной Академіи, въ которой онъ былъ ректоромъ, когда патріархъ Варнава въ ней учился и по окончаніи имъ Академіи, онъ же постригалъ патріарха Варнаву въ монахи. И вотъ, теперь митрополитъ Сергій, черезъ патріарха Варнаву, обращается къ заграничной іерархіи съ такими угрозами, которыя должны были удовлетворить совѣтскую власть. Избранный митрополитомъ Сергіемъ путь былъ весьма опасенъ для заграничной іерархіи. Митрополитъ Сергій, по своему прошлому, не былъ какимъ-либо ничтожнымъ живоцерковникомъ, онъ былъ выдающимся іерархомъ Русской Православной Церкви, занимавшимъ въ ней высокіе посты еще до революціи, былъ ученымъ богословомъ, имя его было извѣстно на Востокѣ и вообще запраницей и онъ легче чѣмъ кто-либо другой могъ возстановить противъ Русской Зарубежной Церкви, которая, при этомъ, раздиралась, созданной также изъ Москвы, внутренней смутой, всѣ Православныя Церкви, и въ томъ числѣ Сербскую Православную Церковь, подъ защитой которай нашелъ себѣ пріютъ владыка Антоній и возглавляемый имъ Русскій Архіерейскій Синодъ заграницей.

Патріархъ Варнава, получивъ посланіе митрополита Сергія, тоже не могъ его просто отбросить и, очевидно, нѣкоторое время выжидалъ. Здоровье владыки Антонія къ этому времени уже нѣсколько пошатнулось, ноги у него ослабѣли, онъ уже началъ терять способность передвиженія своими ногами. При этихъ условіяхъ посланіе митрополита Сергія могло быть катастрофическимъ для Русской Зарубежной Церкви.

Не получая отъ патріарха Варнавы никакого отвѣта, митрополитъ Сергій, очевидно, по требованію того же Тучкова, опубликовалъ свое посланіе къ патріарху Варнавѣ въ Парижѣ, въ журналѣ «Православіе», который издавался образовавшимся тамъ къ этому времени подворьемъ Московской Патріархіи. Изъ этого журнала владыка Антоній и узналъ содержаніе этого посланія, слухи о которомъ циркулировали въ эмиграціи.

Владыка Антоній сейчасъ же отвѣтилъ на это посланіе своимъ письмомъ отъ 6/19 мая 1933 года на имя митрополита Сергія, которое и опубликовалъ въ русской печати. Но кромѣ того владыка Антоній счелъ необходимымъ поручить архіепископу Анастасію составить подробное и обоснованное посланіе, въ которомъ всесторонне объяснить положеніе Русской Православной Церкви заграницей. Это посланіе было составлено архіепископомъ Анастасіемъ къ Архіерейскому Собору Русской Православной Церкви заграницей, который былъ собранъ 1/14 іюля 1933 года. Послѣ оглашенія владыкой Анастасіемъ составленнаго имъ отъ имени Собора посланія, архіереи члены Собора единогласно его приняли и въ знакъ благодарноати автору за его историческій трудъ пропѣли ему многолѣтіе. Посланіе это является своего рода деклараціей Русской Зарубежной Церкви объясняющей ея бытіе, причины и обстоятельства ея возникновенія, цѣли и стремленія, отношеніе къ безбожной власти и къ своей Матери — Русской Православной Церкви, и является документомъ первѣйшей важности.

Посланіе митрополита Сергія на имя патріарха Варнавы, какъ это видно изъ Соборнаго посланія, было патріархомъ передано Собору. Въ нашемъ распоряженіи текста этого посланія не имѣется, но о его содержаніи можно заключить, какъ изъ письма владыки Антонія, такъ и изъ посланія, составленнаго отъ имени Собора архіепископомъ Анастасіемъ.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 261-263.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.