Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

V. Декларація Митрополита Сергія о признаніи имъ совѣтской власти и Русская Православная Церковь послѣ деклараціи.

15. [Обращеніе митрополита Антонія къ] народамъ всего міра.

Великія страданія русскаго народа не только продолжаются, но и возрастаютъ съ каждымъ годомъ, и мы снова должны напоминать объ нихъ міру, который такъ легко забываетъ объ нихъ. Мы говоримъ не только отъ своего лица, но и отъ имени тѣхъ, уста которыхъ скованы невольнымъ молчаніемъ. Русскіе страдальцы не имѣютъ права даже плакать и жаловаться на свою судьбу. Ихъ жребій только страдать — страдать безмолвно и безропотно и умирать съ улыбкой на устахъ. Простое письмо съ малѣйшимъ указаніемъ на тяжесть своего положенія, неострожно посланное заграницу или выраженіе сочувствія, полученное оттуда, стóитъ имъ часто лишенія послѣдней свободы, ссылки, тюрьмы, а иногда и разстрѣла.

Можно ли, однако, сказать, что человѣчество не знаетъ ничего объ ужасахъ, творящихся въ несчастной Россіи, сдѣлавшейся жертвой безумнаго коммунистическаго опыта? Послѣдняя уже стала «притчей во языцѣхъ». Ее справедливо называютъ нынѣ иногда иностранные корреспонденты «предверіемъ ада».

Два тяжелыхъ испытанія особенно угнетаютъ нынѣ русскихъ людей, дѣлая ихъ несчастнѣйшими изъ всѣхъ народовъ земли, одно томитъ ихъ душу, другое терзаетъ тѣло — это гоненія на вѣру, давленіе на ихъ религіозную совѣсть и голодъ.

Фактовъ, подтверждающихъ наличность того и другого бѣдствія русской жизни, слишкомъ достаточно, чтобы можно было отрицать ихъ, какъ это пытается сдѣлать совѣтская власть. Религіозныя преслѣдованія входятъ въ самую систему совѣтскаго управленія. Власть, утверждающаяся на чисто матеріалистическомъ ученіи и открыто заявляющая себя безбожной, не можеть равнодушно относиться ко всякому проявленію религіознаго чувства.

Коммунизмъ это — своеобразная религія, имѣющая свое мнимое марксистское откровеніе и своихъ лжепророковъ — религія состоящая въ отрицаніи всякой религіи — мораль, отвергающая всѣ общечеловѣческія нравственныя правила и обязанности и возводящая въ принципъ вражду, месть, ложь и обманъ. Онъ весь пропитанъ фанатизмомъ, придающимъ ему воинствующій характеръ.

Сотни умершвленныхъ, заключенныхъ и сосланныхъ, епископовъ и священниковъ, ограбленные, взорванные и разрушенные храмы, начиная со знаменитаго Симонова монастыря, Иверской часовни и величественнаго памятника церковнаго искусства — каѳедральнаго храма Христа Спасителя въ Москвѣ, Исаакіевскій Соборъ въ Петербургѣ, церковь св. Василія Блаженнаго въ Москвѣ, обращенные въ антирелигіозные музеи для пропаганды безвѣрія тамъ, гдѣ умилялись и молились тысячи людей, запертые и оскверненные монастыри, поруганныя мощи, алтари и иконы, — изгнаніе Закона Божія изъ школъ и систематическое отравленіе безвѣріемъ дѣтской души, организованное багоборчество и кощунства, чинимыя комсомольцами — все это вопіетъ на небо противъ нынѣшней власти въ Россіи, въ безуміи своемъ возставшей противъ Бога. Никогда еще земля не осквернялась такими гнусными богохульствами, какія слышатся нынѣ изъ устъ большевиковъ.

Уступая по временамъ протестамъ отвнѣ, совѣтская власть ослабляла на короткій срокъ гоненія на Церковь, но лишь для того, чтобы снова усилить ихъ, когда вниманіе общества будетъ отвлечено въ другую сторону. Безбожное правительство дошло до такой дерзости, что на ряду съ другими своими пресловутыми пятилѣтками объявило нарочитню пятилѣтку не только для уничтоженія религіознаго культа, но и искорененія на Русской землѣ всякой религіи вообще. Она идетъ къ достиженію этой преступной цѣли съ чисто сатанинскимъ ожесточеніемъ и послѣдовательностью.

Въ Москвѣ, въ этомъ сердцѣ Россіи, искони славившейся своимъ благочестіемъ, изъ 500 церквей едва сохранилось нынѣ 40; въ другихъ большихъ городахъ осталось часто только по одной; въ селахъ, гдѣ отсутствуетъ активное сопротивленіе власти со стороны угнетеннаго, обезсиленнаго населенія, нельзя найти часто ни одной церкви на очень большихъ пространствахъ.

Священники, лишившись приходовъ, превратились въ нищихъ, просящихъ подаяніе: ихъ дѣти подъ именемъ «лишенцевъ» сдѣлались безправными паріями, не имѣющими доступа въ высшія школы и на государственную службу. Всякая попытка оказать помощь этимъ несчастнымъ людямъ вмѣняется въ преступленіе.

Недавно Антоній, архіепископъ Архангельскій, былъ вверженъ въ тюрьму только за то, что оказалъ поддержку ссыльнымъ священникамъ, желая спасти ихъ отъ стужи и голода. Онъ умеръ тамъ среди неописуемыхъ лишеній и издѣвательствъ, положивъ подлинно душу свою за други своя и дополнивши собою число мучениковъ Русской Церкви.

Недовольствуясь всѣмъ тѣмъ, что они предпринимали для разрушенія Церкви въ Россіи до сихъ поръ, большевики хотятъ удивить весь міръ новымъ неслыханнымъ преступленіемъ. Въ ознаменованіе десятилѣтія своей антирелигіозной работы они хотятъ уничтожить одну изъ древнѣйшихъ и наиболѣе чтимыхъ святынь Русской земли — знаменитый Успенскій соборъ въ Москвѣ. Возникшій одновременно съ возвышеніемъ Первопрестольной русской столицы въ 14 вѣкѣ, бывшій для нея источникомъ небеснаго благословенія и хранителемъ ея славы, обвѣяный молитвою многихъ поколѣній, усыпальница великихъ святителей строителей Русской Земли, каѳедра древнихъ Патріарховъ и мѣсто священнаго коронованія русскихъ государей, онъ имѣетъ для русскаго народа такое же и даже еще болѣе священное значеніе, чѣмъ Вестминстерское Аббатство для англичанъ или Парижскій соборъ Нотръ-Дамъ для французовъ. И теперь эту національную святыню готовы превратить въ развалины варвары 20-го вѣка только для того, чтобы бросить вызовъ всему русскому народу, всей его минувшей исторіи и, прежде всего, Небу, противъ котораго они, по собственному ихъ заявленію, образовали особый «небесный фронтъ».

Лишенные того утѣшенія, которое могла бы дать имъ среди безпримѣрныхъ испытаній свободная Церковь, русскіе люди переживаютъ вмѣстѣ съ тяжкимъ духовнымъ голодомъ и голодъ тѣлесный. Наша благословенная цвѣтущая страна, питавшая прежде своимъ хлѣбомъ едва-ли не полъ-мра, нынѣ превратилась въ пустыню. Проклятіе вмѣсто благословенія легло тамъ на трудъ человѣка, неосвященный молитвой и нравственнымъ подвигомъ, и земля возвращаетъ ему тернія и волчцы вмѣсто питательныхъ хлѣбныхъ злаковъ.

Въ т. наз. Украинѣ и на Кавказѣ, этихъ прекрасныхъ жемчужинахъ Русской Земли, прославленныхъ великими русскиміи поэтами, нынѣ сплошное царство голода. Тамъ истощенныя дѣти, со слезами просящія хлѣба, умираютъ безпомощными въ лонѣ матерей своихъ. Опустошенныя и вымершія деревни кажутся однимъ сплошнымъ кладбищемъ: въ нихъ не осталось ничего живого. Въ городахъ нерѣдка валяются неубранные трупы людей, умершихъ отъ постояннаго недоѣданія. Другіе бродятъ какъ тѣни, въ ожиданіи той же участи. Они взываютъ къ намъ оттуда съ душураздирающими воплями, умоляя продлить имъ угасающую жизнь.

Людоѣдство стало бытовымъ явленіемъ на русской землѣ, какъ это было нѣкогда во время осады Іерусалима или въ наиболѣе мрачные годы среднихъ вѣковъ. Когда одна мать прибыла недавно изъ Россіи въ Александрію, она держала своего ребенка около себя на привязи. На вопросъ, почему она лишаетъ свое дитя свободы, несчастная мать отвѣтила: «Я боюсь, чтобы его кто-нибудь не съѣлъ». Другія матери въ отчаяніи сами закалаютъ своихъ дѣтей и терзаютъ собственную утробу, чтобы утолить хоть на время нестерпимыя муки голода. Исполнились снова слова пророка: «Руки мягкосердыхъ женщинъ варятъ дѣтей своихъ, чтобы они были для нихъ пищею» (Плачъ Іерем. IV, 10). Путешественниковъ нерѣдка предупреждаютъ въ Россіи, чтобы они не покупали въ извѣстныхъ мѣстахъ мясной пищи, такъ какъ она приготовлена изъ человѣческаго тѣла.

До такого ужаса и до такихъ противоестественныхъ преступленій дошла голодающая Россія, и это въ то время, когда въ разныхъ частяхъ Европы и Америки наблюдается такое перепроизводство пшеницы, что избытки урожая нарочито истребляются для поддержанія опредѣленнаго уровня цѣнъ на рынкѣ. На глазахъ у всего міра вымираетъ великій народъ: въ теченіи 1921-1922 г.г. голодъ унесъ не менѣе 20 милліоновъ людей. 1931-й годъ по скромному расчету прибавилъ къ числу этихъ жертвъ еще около 5-ти милліоновъ. Неужели эти страшныя гетакомбы не заставятъ, наконецъ, открыться очи слѣпыхъ? Неужели вопли и стоны изнемогающаго въ борьбѣ за жизнь русскаго народа не пробудятъ, наконецъ, усыпленную міровую совѣсть? Вѣдь она проявляетъ столько утонченной чувствительности въ другихъ подобныхъ случаяхъ и только при видѣ необычайныхъ страданій многомилліоннаго русскаго народа остается почти безмолвной. Есть мѣра всякому человѣческому терпѣнію. Народъ, оставленный страдать въ одиночествѣ, можетъ также пасть подъ тяжестью своего креста, какъ и покинутый всѣми отдѣльный человѣкъ. Если только томящіеся нынѣ почти въ смертныхъ мукахъ русскіе люди не увидятъ ниоткуда протянутой имъ братской руки, имъ не останется, быть можетъ, ничего иного, какъ, въ отчаяніи, сказать другимъ, болѣе счастливымъ народамъ.

Къ счастью, не угасло еще да конца чувство христіанской любви и братства среди людей. Есть достойные свѣточи, особенно среди служителей Божіихъ, которые высоко держатъ въ своей рукѣ евангельское знамя. Мы слышали недавно благородные, великодушные голоса архіепископа Кентерберійскаго и архіепископа Вѣнскаго, которые не постыдились исповѣдывать правду о Русской Землѣ и воззвать къ міру о помощи угнетенному голодающему русскому народу. Мы надѣемся, что они воспламенятъ другія высокія души и чуткія сердца тѣмъ же священнымъ огнемъ, какимъ горятъ сами, и снова пронесется отъ края до края земли протестующій и вмѣстѣ призывной кличъ, какой раздался и произвелъ столь могущественное дѣйствіе на весь міръ четыре года тому назадъ.

Пусть онъ скажетъ со властію вслухъ всего цивилизованнаго человѣчество, что русскій народъ имѣетъ право на свободу религіозной совѣсти и на хлѣбъ насущный, о которомъ каждый христіанинъ ежедневно проситъ въ молитвѣ Господней. Такого участія въ судьбѣ русскихъ людей требуетъ отъ всѣхъ какъ Божественная воля, выраженная въ заповѣди христіанской любви, такъ и долгъ человѣческаго общежитія особенно въ то время, когда всѣ народы земли хотѣли бы соединиться въ одну семью узами взаимнаго довѣрія и братской взаимности.

Истощенный великими жертвами, принесенными имъ ради мира всего міра во время минувшей великой войны, русскій народъ достоинъ такой помощи, и мы умоляемъ всѣхъ, кто имѣетъ уши слышать, немедленно оказать ему нравственную и матеріальную поддержку и тѣмъ спасти его отъ двойной — духовной и физической гибели. Пусть исполнены будутъ слова Апостола «Нынѣ вашъ избытокъ въ восполненіе ихъ недостатка, а послѣ ихъ избытокъ въ восполненіе вашего недостатка, чтобы была равномѣрность. Богъ же силенъ обогатить васъ всякою благодатію, чтобы вы всегда и во всемъ, имѣя всякое довольство, были богаты на всякое доброе дѣло» (2 Кор. VIII, 14 и IX, 8).

Предсѣдатель Собора Архіереевъ Русской Православной Церкви заграницей

Митрополитъ Антоній.       

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 299-303.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.