Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 6-й:
Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія.

V. Декларація Митрополита Сергія о признаніи имъ совѣтской власти и Русская Православная Церковь послѣ деклараціи.

16. Окружное Посланіе Предсѣдателя Архіерейскаго Собора Зарубежной Русской Церкви къ православной русской паствѣ.

Съ многострадальной нашей Родины къ намъ приходятъ вѣсти одна другой страшнѣе объ ужасномъ голодѣ, который свирѣпствуетъ по всей Россіи. Убѣдившись въ томъ, что извѣстія эти вполнѣ вѣрны, Зарубежные русскіе Архипастыри поручили мнѣ призвать нашу паству къ немедленной и широкой помощи голодающимъ, для чего образовывается особый Комитетъ подъ моимъ предсѣдательствомъ.

Отрицая распространенное теперь убѣжденіе о томъ, будто бы матеріальное благосостояніе является однимъ изъ главныхъ условій общественнаго и нравственнаго воспитаиія людей, — я, однако, чуждъ и такой крайности, чтобы взирать исключительно отрицательно на улучшеніе общественнаго быта, и извѣстный минимумъ матеріальнаго благоустройства почитаю неотъемлемымъ условіемъ общественнаго нравственнаго благосостоянія. Вотъ почему и Господь нашъ, въ переданную Имъ молитву, внесъ и такое прошеніе: «хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь». А пророкъ говорилъ, обращаясь къ Богу: «нищеты и богатства не давай мнѣ, питай меня моею долею хлѣба, чтобы, пресытившись, я не отвергъ истины и не сказалъ: "кто Господь?" и чтобы, сдѣлавшись бѣднымъ, я не воровалъ и не сдѣлался преступникомъ противъ имени Бога моего» (Притч. 30, 7-9).

Великъ и поистинѣ великъ тотъ человѣкъ, который въ нищетѣ и голодѣ не теряетъ разума и совѣсти, но благодаритъ Бога, не колеблясь вѣруя въ то, что Господь творитъ намъ все на пользу.

Но таковъ путь только нравственныхъ героевъ, а заурядный человѣкъ въ голодѣ и лишеніяхъ, когда они превышаютъ мѣру его терпѣнія, становится жалкимъ, впадаетъ въ уныніе и ропотъ, наконецъ рѣшается на преступленія.

Вотъ почему добрый христіанинъ взираетъ на голодъ и нищету ближняго своего какъ на несчастье и спѣшитъ къ нему на помощь, а слово Божіе ублажаетъ тѣхъ, которые такъ именно поступаютъ.

Въ девяти блаженствахъ нагорной проповѣди милостивымъ обѣщана награда преимущественно передъ другими добродѣтелями, хотя бы эти послѣднія оставались чуждыми душѣ христіанина. «Блаженни милостивіи, яко тіи помиловани будутъ». Ясно, что, если рѣчь идетъ только о помилованіи, та значитъ они во многомъ остаются виноватыми передъ Богомъ. Самъ Господь о Себѣ говоритъ, что Онъ творитъ милость до тысячи родовъ (Исх. 20, 6), и, конечно, нельзя предположить, что вся эта тысяча родовъ состоитъ изъ однихъ только праведниковъ. Напротивъ, милостивые угодили Богу этой добродѣтелью помимо всякой другой. «Доброе дѣло молитва съ постомъ и справедливость. Лучше малое со справедливостью, нежели многое съ неправдой, лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня отъ смерти избавитъ и можетъ очищать всякій грѣхъ. Тварящій милостыню и дѣла правды будетъ благоденствовать. Грѣшники же суть враги своихъ жизней» (Тов. 12, 8-10). Посему братски прошу свою паству: не закрывайте щедрую свою руку передъ нищетой и голодомъ ближнихъ вашихъ, несущихъ тяжкую нужду и изнемогающихъ отъ голода въ несчастной Россіи.

Помню я въ давнопрошедшее время, когда я былъ десятилѣтнимъ мальчикомъ, съ какою щедростью протягивалась рука благодѣющихъ голодающимъ во время тяжкой нужды въ Самарскомъ краѣ: даже малолѣтныя дѣти отказывались отъ всякаго лакомства и отъ дѣтскихъ игрушекъ, скопляя свои грошики на помощь голодающимъ. Такую же жертвенность мы должны проявить и теперь, памятуя, что помощь голодающимъ и на Страшномъ Судѣ Христовомъ окажется преимущественнымъ видомъ благотворенія и именно съ такихъ словъ начнетъ Господь Іисусъ Христосъ изрекать Свой Судъ: «пріидите благословенніи Отца Моего, налѣдуйте уготованное вамъ Царство, взалкахся бо и дасте Ми ясти, страненъ бѣхъ и введосте Мене, нагъ, и одѣясте Мя, въ темницѣ бѣхъ, и пріидосте ко Мнѣ» (Матѳ. 25, 36).

Прочія христіанскія добродѣтели требуютъ для себя подготовительныхъ подвиговъ, особенно для трудящихся въ словѣ, а добродѣтель милостыни — только добраго желанія, причемъ дальнѣйшее возрастаніе въ ней будетъ само находить пути для слѣдованія по стезямъ ея. Лишь бы человѣкъ не унывалъ при встрѣчающихся трудностяхъ, которыя, все-таки будутъ становиться на его пути. Но преодолѣвать ихъ научится смягченное сердце милостиваго братолюбца: у него появится и опытъ для различенія истинной бѣдности отъ притворства, и предусмотрительность о томъ, чтобы не избаловать избытками дарованій получающихъ помощь.

Итакъ, да даруетъ вамъ Гасподь, во-первыхъ доброе желаніе угодить Ему, во-вторыхъ, состраданіе къ несчастнымъ голодающимъ, затѣмъ терпѣніе при встрѣчѣ съ недобросовѣстностью человѣческой и да сохранитъ ваше сердце отъ тщеславія и гордыни при исполненіи Божіей заповѣди о милосердіи.

Милосердный человѣкъ, безкорыстный и любящій, является среди ближнихъ какъ свѣтильникъ горящій и пробуждаетъ въ нихъ священную ревность о подражаніи ему въ святомъ подвигѣ, приближая къ осуществленію слова молитвы Господней: «да святится имя Твое, да пріидетъ царствіе Твое, да будетъ воля Твоя яко на небеси и на земли».

Предсѣдатель Архіерейскаго Собора

Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.       

2/15 октября 1933 года.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ VI: Русскій Заграничный Церковный Соборъ 1921 года. Гоненія на Русскую Православную Церковь въ С.С.С.Р. и заключеніе патріарха Тихона. Защита Русской Православной Церкви. Освобожденіе и кончина патріарха Тихона. Русская Православная Церковь послѣ кончины патріарха Тихона. Декларація митрополита Сергія о признаніи совѣтской власти и ея послѣдствія. Русская Православная Церковь заграницей послѣ деклараціи митрополита Сергія. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1960. — С. 304-306.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.