Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

Отъ автора.

Въ этой книгѣ мы помѣщаемъ мысли и сужденія владыки Антонія о русскомъ народѣ и о важнѣйшихъ сторонахъ русской жизни, которыя намъ удалось собрать и сохранить въ годы нашего незабвеннаго сотрудничества съ великимъ нашимъ Архипастыремъ. Владыка Антоній училъ, что Св. Православная Церковь обнимаетъ собой всѣ стороны жизни, кромѣ грѣха, и должна вдохновлять народы, государства и каждаго человѣка для устройства жизни на землѣ, ведущей къ вѣчному спасенію на небѣ. Сообразно съ этимъ владыка Антоній своимъ высокопросвѣщеннымъ умомъ и состраждущимъ сердцемъ вникалъ во всѣ стороны русской жизни, стремясь привести ее къ Христу Спасителю.

Владыка Антоній горячо любилъ русскій народъ, указывалъ на то, что ни одинъ народъ міра не воспринялъ Христіанство съ такой глубиной, какъ это сдѣлалъ русскій народъ на всемъ протяженіи русской исторіи, начиная отъ принятія Христіанства и до послѣднихъ дней. Владыка Антоній утверждалъ, что Христіанство на Руси неистребимо и поэтому онъ хранилъ въ своемъ сердцѣ свѣтлую надежду на грядущее возрожденіе русскаго народа къ христіанской жизни, послѣ всѣхъ страшныхъ революціонныхъ испытаній.

Владыка Антоній былъ также большимъ знатокомъ и цѣнителемъ русской литературы, которую онъ считалъ могущественной силой въ Россіи. Изъ русскихъ писателей владыка Антоній больше всего цѣнилъ Ѳ. М. Достоевскаго и былъ его неутомимымъ истолкователемъ. Онъ также почиталъ и другихъ русскихъ писателей, начиная съ А. С. Пушкина и не исключая гр. Л. Н. Толстого, о которомъ онъ лишь сожалѣлъ за его уклоненіе отъ истинъ Св. Православія и за его грубыя кощунства въ отношеніи Св. Православной Церкви, которую Л. Н. Толстой не понялъ и оклеветалъ. Статьи владыки Антонія о А. С. Пушкинѣ и Ѳ. М. Достоевскомъ и упоминанія о другихъ писателяхъ помѣщены въ этой книгѣ, а объ отношеніи владыки Антонія къ гр. Л. Н. Толстому мы писали въ I-мъ томѣ «Жизнеописанія».

Владыка Антоній былъ также большимъ знатокомъ церковнаго искусства, о которомъ онъ высказалъ весьма цѣнныя и интересныя мысли, изложенныя въ нашей книгѣ.

Особенно замѣчательна его статья о В. М. Васнецовѣ и М. В. Нестеровѣ, подъ заглавіемъ — «Берегите народныя сокровища».

Весьма важны для будущаго нашего Отечества тѣ разъясненія, которыя неустанно преподавалъ владыка Антоній о значеніи для Россіи Царской власти и о тѣхъ взаимоотношеніяхъ, которыя должны быть установлены между Царской властью и Св. Православной Церковью. Владыкой Антоніемъ для твердаго установленія этихъ взаимоотношеяій, отъ которыхъ зависитъ благополучіе Россіи, разработалъ опредѣленный планъ, изложенный имъ въ 18 точно формулированныхъ пунктахъ, который читатель найдетъ въ этой книгѣ, въ главѣ «О Царской власти и Св. Православной Церкви».

Отношеніе владыки Антонія къ Русскому Христолюбивому Воинству было исполнено глубокаго сочувствія, какъ въ годы міровой войны, такъ и въ годы гражданской войны, и въ эмиграціи. Онъ благословлялъ русское воинство на бранный подвигъ, въ защиту Святой Руси, и мысленно какъ бы самъ участвовалъ въ самоотверженномъ служеніи нашихъ воиновъ.

Чувства владыка Антонія къ молодежи были совершенно исключительными. Самъ преисполненный въ теченіе своей жизни отъ юныхъ лѣтъ высокихъ идеаловъ, онъ находилъ больше отклика и созвучія въ молодыхъ сердцахъ, еще непоколебленныхъ жизнью и воистину былъ для нихъ лучшимъ другомъ и самоотверженнымъ отцомъ.

Владыка Антоній не имѣлъ ни времени, ни возможности писать законченныя творенія о Россіи. Онъ лишь, при различныхъ обстоятельствахъ своей подвижнической жизни, высказывалъ свою пламенную любовь къ Россіи и щедро расточалъ драгоцѣнныя идеи и мысли о ней.

Мы, по мѣрѣ возможности, постарались собрать ихъ и точно изложить, не подвергая особой обработкѣ, и предлагаемъ ихъ просвѣщенному вниманію читателей.

Архіепископъ Никонъ.       

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 7-8.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.