Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 34.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
1. Православная Культура.

Что такое православная культура? Православіе мы понимаемъ, а вотъ что такое культура вообще? Цивилизація? Право? Люди думаютъ, что эти понятія реальныя, аксіоматически ясныя, но профессоры головы ломаютъ надъ ихъ опредѣленіемъ и ничего общепринятаго не могутъ пріискать въ отвѣтъ на эти вопросы объ идолахъ общественной мысли.

Вл. Соловьевъ, о которомъ выразимся словами одного его современника, о которомъ хотѣлось бы говорить только одно хорошее, а приходится говорить только худое, — Соловьевъ, конечно, все же достоинъ великой похвалы за то, что выступилъ проповѣдникомъ спиритуализма (1873 г.) въ эпоху грубѣйшаго матеріализма нашихъ литературныхъ верховъ. Его ехидно спросилъ кто-то: «Скажите, что такое душа и духъ?» онъ отвѣчалъ: «я то скажу вамъ, что такое, а вотъ вы потрудитесь сказать мнѣ, что такое матерія?» Собесѣдникъ совершенно растерялся и только выпучилъ глаза на вопрошавшаго: «якъ дурное теля на новы ворота».

Итакъ, господа идолопоклонники культуры, цивилизаціи и права, прежде всего опустите свой носъ и извольте слушать, что такое православіе.

Православіе есть: 1) ученіе о вѣрѣ и добродѣтели, возвѣщенное Христомъ Спасителемъ, апостолами и отцами Церкви; 2) православіе есть жизнь учрежденія, ими устроеннаго на землѣ, не духовенства, не іерархіи, а общинъ и народовъ, іерархіей возглавляемыхъ и именующихся Церковью, Православной Церковью.

Почему мы говоримъ — православіе, а не просто христіанство? Не потому, чтобы мы первое отличали отъ второго или считали его частью второго: внѣ православія, по принятому Всел. Соборами и отцами способу выраженія, нѣтъ христіанства (Лаод. 7 и VI, 95), а только ереси и расколы. Но выражаемся мы такъ: православіе, чтобы ярче дать понять, что мы разумѣемъ въ данномъ случаѣ только то ученіе, ту вѣру, ту жизнь, которыя проповѣдуются и содержатся восточными патріархами и Русской Церковью.

Всякое опредѣленіе понятія должно выдѣлять его изъ ряда подобныхъ. Куликъ есть птица изъ породы болотныхъ, ариѳметика есть наука о числахъ. Православіе есть религія, признающая Христа Богомъ и обязательность св. преданія, но отвергающая папство. Это опредѣленіе его среди религій Западной Европы. Если же опредѣлять православіе среди собесѣдниковъ, живущихъ въ Палестинѣ, то должно имѣть въ виду его отличіе отъ религій (кромѣ магометаніской и іудейской) монофизитовъ, армянства и несторіанства. Въ этомъ состоитъ условность всякихъ опредѣленій. Естественно, что въ русской прессѣ должно имѣть въ виду отличіе православія отъ папизма и протестантства, а православной культуры отъ культуры западной вообще и культуры безрелигіозной въ частности. Дѣлаемъ еще разъ эти оговорки, чтобы напомнить, что подъ православіемъ должно разумѣть просто Христово евангельское ученіе (оно же и святоотеческое), не поврежденное ни восточными, ни западными ересями.

Итакъ, вопросъ — существуетъ ли православная культура — должно ставить такъ: существуетъ ли христіанская культура, свободная отъ еретическаго духа, отъ еретическихъ примѣсей?

Но теперь мы опять наталкиваемся на мудреное понятіе культуры. Опредѣленію оно не поддается, т. е. опредѣленію общепринятому. Наоборотъ, всякій здѣсь разумѣетъ разное, начиная отъ свѣтской дамы, которая считаетъ культурнымъ всякаго, одѣтаго въ крахмальный воротничекъ, и кончая современнымъ коммунистомъ, который называетъ культурнымъ или сознательнымъ человѣкомъ только революціонера-атеиста. Но, если такъ мудрено поставить цѣльное опредѣленіе спорному понятію, то остановимся на его частяхъ, на болѣе безспорныхъ элементахъ, въ него входящихъ. Что дѣлать? Въ этомъ смыслѣ европейская мысль не пошла далѣе той маленькой институтки, которая на предложеніе преподавателя отвѣтить, что такое самоваръ, сказала: «это въ чемъ завариваютъ кипятокъ, у него есть труба и кранъ».

Надѣюсь, всѣ согласятся въ томъ, что въ понятіе той или иной культуры входятъ: 1) вѣроисповѣданіе или замѣняющая философская система (утилитаризма, нравственной автономіи, марксизма и проч.); 2) право и законодательство; 3) образованіе; 4) экономическій строй и промышленность и т. д.; это перечисленіе можетъ быть почти безконечнымъ. Но самымъ главнымъ опредѣленіемъ культуры извѣстнаго народа, общества или церкви остается массовый характеръ лицъ, сюда принадлежитъ тотъ моральный типъ, по которому узнается магометанинъ, индусъ, китаецъ, французъ, англичанинъ, русскій, т. е. члены тѣхъ группъ національныхъ, конфессіональныхъ и т. д., которые даютъ имъ извѣстную моральную физіономію или характеръ. Этотъ то характеръ или моральный типъ въ связи съ перечисленными или неперечисленными условіями устанавливаетъ едва ли не самый сильный въ жизни народовъ регуляторъ ихъ жизни, который называется бытомъ. Это понятіе очень сложное и богатое по содержанію, начало болѣе сильное, чѣмъ даже законодательство, ибо оно подчиняетъ себѣ индивидуальную волю по началамъ подражанія, симпатіи и стыда, нерѣдко превращающимся въ физическое насиліе, а законодательство, даже деспотическое, всегда съ нимъ считается и часто уступаетъ быту.

Итакъ, возвращаясь къ нашей темѣ, ставимъ вопросъ такъ: создало и создаетъ ли православіе, какъ опредѣленное вѣроисповѣданіе, свое законодательство, свое научное, скажемъ лучше, — свое школьное образованіе и литературу, свой вообще бытъ, выражающійся и въ экономическомъ строѣ, и въ обычаяхъ семейной и общественной жизни? Но раньше должно поставить вопросъ о томъ, существуетъ ли православный характеръ? Имѣютъ ли православные люди общія почти всѣмъ свойства характера, отличающія ихъ отъ неправославныхъ?

Наиболѣе правильнымъ отвѣтомъ на такой вопросъ будетъ тотъ, который возьметъ во вниманіе наиболѣе типичный кругъ православныхъ людей, у которыхъ послушаніе православной вѣрѣ и Церкви поддерживается наиболѣе постоянно съ наименьшими уклоненіями. Возьмемъ Русь временъ Алексѣя Михайловича и патріарха Никона.

Талантливый описатель той, современной ему, эпохи Павелъ Алеппскій, восхваляя русскихъ и особенно русскаго царя, пишетъ: «царь и всѣ русскіе замѣчательно смиренны и всего болѣе любятъ смиренныхъ, а болѣе всего ненавидятъ гордость и гордыхъ».

Въ этомъ главный и отличительный признакъ русскаго характера и русской жизни отъ западной, гдѣ гордость считается не порокомъ, а добродѣтелью. Такое убѣжденіе внѣдрилось еще въ бытъ рыцарей, будучи заимствовано изъ нравовъ римскихъ язычниковъ и германскихъ варваровъ. И въ этомъ главное расхожденіе между русскимъ западникомъ-дуэлянтомъ и русскимъ народнымъ типомъ; вотъ почему «добрый и умный нашъ народъ» считаетъ насъ за нѣмцевъ, на что жаловался Чацкій, а А. К. Толстой, колеблясь между барской спѣсью и русскимъ чувствомъ, спрашиваетъ Потока Богатыря: «чтишь-ли ты мужика, что смиреніемъ великъ?» Иначе писалъ Бѣлинскій (среди прочихъ глупостей): «пора намъ понять, что христіанство заключается не въ лицемѣрномъ смиреніи, а въ томъ, чтобы защищать права ближнихъ»; но не такъ — Достоевскій: «У русскаго народа нѣтъ шпажной чести, но есть высшее благородство души». А какая, спросимъ мы, первая заповѣдь Спасителя? «Блаженни нищіи духомъ, яко тѣхъ есть Царствіе небесное».

Гордость обязательно связана съ притворствомъ, а притворство съ ложью, смиреніе же бываетъ откровенно, ибо не боится обличенія и сознаетъ свои недостатки. Вотъ почему русскіе люди самые откровенные во всемъ мірѣ. Въ этомъ сила и привлекательность ихъ души, ихъ общительность, которой теперь удивляются всѣ народы, къ которымъ мы пришли, какъ странники. Конечно, въ этомъ и слабость наша внѣшняя, въ этомъ обстоятельствѣ объясненіе, почему насъ всѣ сосѣди и внутренніе враги всегда обманываютъ и, наконецъ, разорили нашу страну, изгнавъ и коварно умертвивъ нашего царя. Грустно это, но все-таки лучше быть наивнымъ, обманутымъ, чѣмъ безчеловѣчнымъ обманщикомъ. Лучше быть жертвой, чѣмъ палачемъ, чѣмъ убійцей изъ-за угла.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 10-13.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.