Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
2. Христіанство и Культура.

Приблизительно въ тотъ же періодъ времени владыка Антоній помѣстилъ въ газетѣ «Новое Время» въ Бѣлградѣ отзывъ о вышедшей въ свѣтъ книгѣ профессора Е. В. Спекторскаго «Христіанство и Культура», въ которой съ большимъ доброжелательствомъ къ просвѣщенному автору книги, отмѣтилъ, однако, глубокое непониманіе, даже учеными русскими людьми нашей эпохи, религіозныхъ проблемъ, составляющихъ достояніе русской культуры.

*     *     *

Солидная книга профессора Спекторскаго подъ заглавіемъ: «Христіанство и культура» представляетъ собой пріятную новинку среди современной литературной нищеты, правда новинку не единственную, но все же рѣдкую.

Конечно, самое заглавіе книги, охватывающее такъ смѣло два богатѣйшихъ по содержанію понятія, не обѣщаетъ полноты въ изложеніи собранныхъ матерій, но, если здѣсь не достижима полнота, то читатель богато вознаграждается богатствомъ и разнообразіемъ содержанія, ибо видитъ передъ собой цѣлый музей свѣдѣній по всѣмъ отраслямъ гуманитарныхъ знаній, начиная съ богословія и философіи, продолжая исторіей и правомъ, яркими блестками изъ поэзіи и вообще изящной литературы всѣхъ современныхъ европейскихъ націй и кончая изреченіями древнихъ классиковъ и средневѣковыхъ мыслителей.

Авторъ проявляетъ изумительную освѣдомленность во всѣхъ областяхъ и почти по всѣмъ отраслямъ науки и искусства предлагаетъ свою точку зрѣнія, стремясь объединить подъ нею все разнообразіе явленій мысли крупныхъ умовъ Европы. Вообще книга профессора Спекторскаго имѣетъ то огромное преимущество передъ подобными философско-публицистическими изданіями, что представляетъ собой не задачу на данную тему, а своего рода ученое рrоfеssіоn dе foі автора, въ которое онъ вложилъ результаты своихъ многолѣтнихъ думъ и изученій, отзываясь по своему на всѣ злободневные философскіе и общественные вопросы.

Быть можетъ его отзывы нуждаются въ болѣе тѣсномъ взаимномъ согласованіи; навѣрно, кое о чемъ сказано слишкомъ поспѣшно и даже прямо ошибочно, напримѣръ, объ іудаизмѣ, объ аскетизмѣ, объ евразійствѣ, но обойтись безъ дефектовъ въ такомъ всеобъемлющемъ трактатѣ, въ такомъ смѣломъ и всестороннемъ замыслѣ, не могъ бы и геніальный мыслитель и міровой ученый.

Что же касается до нравственнаго облика нашего мыслителя, до нравственнаго колорита его убѣжденій, доводовъ и выводовъ, то по всей справедливости должно признать, что они проникнуты самымъ симпатичнымъ духомъ спокойствія, послѣдовательности, благородства идей и стремленій отнестись справедливо къ самымъ до крайности разнообразнымъ ученіямъ и мыслямъ всѣхъ школъ.

Не будучи профессіональнымъ критикомъ, я естественно остановлюсь на богословскомъ матеріалѣ труда профессора Спекторскаго.

Подъ христіанствомъ нашъ авторъ разумѣетъ собственно и почти исключительно книгу Новаго Завѣта. Пріемъ, конечно, протестантскій, но намъ радостно встрѣтить исключительно рѣдкій примѣръ тому, что свѣтскій человѣкъ удостоилъ изучить нашу священную книгу и приводитъ изреченія изъ всѣхъ книгъ Новаго Завѣта, схваченныя не изъ Библейской Симфоніи или Библейскаго алфавитнаго словаря, а изъ самыхъ священныхъ книгъ, которыя онъ изучилъ довольно тщательно. Конечно, многочисленные промахи, и идейные, и библіографическіе здѣсь неизбѣжны для автора, не изучавшаго Священнаго Писанія въ школѣ; конечно, протестантское вліяніе сказывается здѣсь довольно отчетливо, напримѣръ, въ названіи второй заповѣди третьей (стр. 144 и 201), какъ она значится въ католическихъ и др. катихизисахъ, (гдѣ первая заповѣдь признается, какъ общее заглавіе, а 10-я раздѣляется на двѣ), далѣе сюда же слѣдуетъ причислить усвоеніе протестантскаго взгляда на аскетизмъ, какъ на продолженіе язычества и даже издѣвательства надъ наименованіемъ пустынниковъ отцами (стр. 299): извѣстно, что протестанты особенно ненавидятъ подвигъ дѣвства и монашества. Но наименованіе сіе предуказано Ап. Павломъ: «Аще и многіе пѣстуны имате о Христѣ, но не многіе отцы; о Христѣ бо Іисусѣ благовѣствованіемъ азъ вы родихъ» (1 Кор. 4, 15). А пустынники были свѣтильниками вселенной, какъ ихъ воспѣваетъ Церковь, и обращали пустыни въ населенные города, а города въ пустыни.

Первый пустынникъ въ Новомъ Завѣтѣ былъ Іоаннъ Креститель, среди учениковъ Христовыхъ первый аскетъ Ап. Іаковъ; неужели онъ заимствовалъ свой подвигъ отъ «египетскаго язычества»? Самое выраженіе автора «эгоистическое спасеніе» показываетъ его незнаніе аскетической литературы, ибо тамъ онъ увидѣлъ бы, что эгоисты спасаться не могутъ; особенно поучителенъ въ этомъ смыслѣ пр. Нилъ Синайскій.

Далѣе, «ученики Іисуса Христа не соблюдали постовъ» (стр. 298); но они знали, что будутъ поститься, когда отымется у нихъ Женихъ (Марк. 2, 20) и что молитвой и постомъ пріобрѣтается власть надъ бѣсами; и Ап. Павелъ, вопреки автору, не называетъ постниковъ «лжесловесниками, сожженными въ своей совѣсти» (стр. 299), но и самъ пребывалъ часто въ постѣ (Дѣян. 13, 2 и др.); всѣ же его изреченія о пищѣ и питаніи направлены противъ евіонитовъ и гностиковъ, а также противъ страха вкушать идоложертвенное, въ чемъ можетъ убѣдиться всякій, пожелавшій перечитать его посланія.

Вообще, упоминая о постахъ, объ аскетизмѣ, авторъ впадаетъ подчасъ въ тонъ протестантскаго сектанта и даже сочиняетъ, будто бы Іисусъ Христосъ «съ аппетитомъ» ѣлъ рыбу. Это по воскресеніи-то изъ мертвыхъ (стр. 298, Лук. 24, 42). Напрасно же авторъ говоритъ, что «тогда», т. е. по кончинѣ земной жизни Христовой, «никто не помышлялъ объ аскетизмѣ, а для Его послѣдователей началась проза трудовой жизни» (стр. 299). Напротивъ, св. Апостолы торжественно заявили, созвавъ множество учениковъ: «нехорошо намъ, оставивъ слово Божіе, пещись о столахъ... Итакъ, братіе, выберете изъ среды вашей семь, а мы постоянно пребудемъ въ молитвѣ и служеніи слова» (Дѣян. 6, 23).

Принципіальное обоснованіе аскетизма, т. е. напряженной борьбы съ собой, см. въ Евангеліи (Матѳ. II, 12 и Лук. 8, 15) и въ посланіяхъ (Филип. 3, 12-14).

Ограничивъ свое ознакомленіе съ христіанствомъ чтеніемъ книги и при томъ только Новаго Завѣта, внѣ его отношенія къ жизни Церкви, авторъ бываетъ невнимателенъ къ послѣдней и несправедливъ къ Ветхому Завѣту. Церковь, напримѣръ, никогда не «молится о соединеніи Церквей», ибо она признаетъ слова символа вѣры, который говоритъ, что Церковь едина и соединяться ей съ еретиками нечего; Церковь молится «о благостояніи св. Божіихъ Церквей (православныхъ) и соединеніи всѣхъ» людей — пантонъ, а не пасонъ, Церковь по гречески женскаго рода, а люди мужескаго (ср. авт. 201). Мы объ этомъ печатали раза четыре уже въ бѣженствѣ, но г.г. профессоры никогда не справляются съ тѣмъ, что пишется духовнымъ лицомъ, хотя бы и профессоромъ.

Мы уже упоминали о томъ, что авторъ заимствовалъ у протестантовъ крайне неблагопріятное отношеніе къ Ветхому Завѣту, являясь къ нему несправедливымъ; совершенно напрасно онъ старается противопоставить его изреченія новозавѣтнымъ, даже тѣ, которы, цѣликомъ повторяются въ Новомъ Завѣтѣ. Такъ слова притчей: «аще взалчетъ врагъ твой, ухлѣби его» и проч. вовсе не «мотивируются своекорыстнымъ злорадствомъ Соломона» (стр. 112), ибо полностью повторяются Ап. Павломъ (Рим. 12, 20) и указываютъ на самое благородное Евангельское средство пристыдить и расположить къ себѣ злодѣя: «побѣждая зло добромъ» (тамъ же стр. 21). Много и еще подобныхъ промаховъ: «христіанство отказалось отъ жертвеннаго утилитаризма», «любовь къ Богу и ближнимъ "больше всѣхъ всесожженій и жертвъ"». Но вѣдь это слова фарисея, а не Христа; другой фарисей на вопросъ, что мнѣ дѣлать, чтобы наслѣдовать жизнь вѣчную, самъ же и отвѣтилъ именно этими словами Второзаконія и Левита (Лук. 10, 27).

Однимъ словомъ, авторъ совершенно неудачно противопоставляетъ Ветхій и Новый Завѣтъ, утверждая, будто первый полагаетъ началомъ премудрости страхъ Божій, а второй безстрашную любовь. Господь говорилъ о беззаконномъ судьѣ, который «Бога не боялся и людей не стыдился» (Лук. 18, 2), а Апостолъ Павелъ выражался о семъ такъ: «зная страхъ Господень, мы вразумляемъ другихъ» (2 Кор. 5, 11 и мн. друг.). Такихъ неудачныхъ противопоставленій можно указать десятки; есть ошибки и по Новому Завѣту кромѣ указанныхъ. Господь бичевалъ не «торжниковъ въ храмѣ», а продаваемыхъ воловъ (стр. 83 и 109; Іоан. 2, 16); христіанская проповѣдь не была «чужда тайнами» (стр. 84); апостолы проповѣдывали мудрость между совершенными... «мудрость тайную сокровенную, которую предназначилъ Богъ прежде вѣковъ къ славѣ нашей» (1 Кор. 2, 5).

Можно было бы еще не одну страницу испещрить критическими замѣтками о Св. Писаніи и Св. Преданіи, которое авторъ оставляетъ почти нетронутымъ, подчиняясь протестантской модѣ, но намъ гораздо отраднѣе указать на то, что онъ, какъ истый послѣдователь великаго Лейбница, гораздо болѣе энергіи и вниманія приложилъ къ тому, чтобы показать величіе христіанскихъ истинъ, чтобы совершенно отгородить христіанство и апостольское ученіе от той аmentia sасrа, отъ той мистической темноты, въ которую его любятъ облекать современные писатели и во главѣ ихъ, къ сожалѣнію новѣйшіе профессоры. Ставя себѣ девизомъ изреченіе: сrеdо ut іntеllіgаm, авторъ соединяетъ истины философскія съ богооткровенными, при томъ по свойственному ему таланту безъ всякой натяжки.

Непредупрежденные молодые (а почему и не старые также?) читатели полюбятъ эту книгу и ея автора.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 13-17.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.