Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
3. Могучая сила русскаго быта и заботы о его сохраненіи въ эмиграціи.

Особо важное значеніе владыка Антоній придавалъ русскому быту и былъ исполненъ заботъ о сохраненіи русскаго быта въ эмиграціи. Эти заботы нашли себѣ яркое выраженіе въ одномъ изъ посланій владыки Антонія 1927 года.

Окружное посланіе къ русской заграничной паствѣ.

Смиренный Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій, Предсѣдатель Собора Архіереевъ и Архіерейскаго Сѵнода Русской Зарубежной Церкви, желаетъ о Господѣ радоватися Преосвященнымъ Архипастырямъ, всечестнымъ пастырямъ и всѣмъ православнымъ христіанамъ, паствѣ нашего Архіерейскаго Сѵнода въ Европѣ, Азіи, Америкѣ, Африкѣ и Австраліи.

Когда изъ весело горящаго костра удаляютъ нѣсколько тлѣющихъ углей, то они постепенно угасаютъ, если жаръ костра мало достигаетъ до нихъ. То же бываетъ и съ духовнымъ горѣніемъ Церкви Божіей: пока чада ея живутъ вмѣстѣ, они могутъ постоянно воспламеняться общей вѣрой и молитвеннымъ устремленіемъ къ Богу «исполняться Духомъ, назидая самихъ себя псалмами и славословіями и пѣснопѣніями духовными, поя и воспѣвая въ сердцахъ вашихъ Господу» (Ефес. 5, 18-19).

Но раздѣленные отъ духовныхъ центровъ большими пространствами и даже нерѣдко полной невозможностью письменнаго общенія «страха ради Іудейска» они подвергаются опасности, подобно древнимъ Самарянамъ, отвыкать «законовъ отеческихъ», т. е. отъ преданій церковныхъ и постепенно терять сокровище нашего церковнаго быта и самую любовь къ общей церковной молитвѣ, а затѣмъ и привыкать «къ пустымъ обольщеніямъ, по преданію человѣческому, по стихіямъ міра, а не по Христу» (Кол. 2, 8).

Признаковъ такого обольщенія немало повсюду. Довольно придти хоть въ нашу русскую Бѣлградскую Церковь, чтобы сразу бросилось въ глаза множество обстриженныхъ женщинъ и дѣвушекъ, которымъ своевременно, но безуспѣшно, пояснять слова Божественнаго Писанія: «всякая жена, молящаяся или пророчествующая съ открытой головой, постыжаетъ свою голову, какъ еслибъ она была бритая... если женѣ стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1 Кор. II, 5-6).

Это преданіе всей Христовой Церкви; даже непринадлежащіе къ ней католическіе епископы то тамъ, то тамъ печатаютъ заявленія, что они не допустятъ ни къ причащенію, ни даже къ пребыванію въ храмѣ стриженныхъ женщинъ и дѣвицъ, ни одѣтыхъ въ балетное платье. А въ недавнее еще время на Руси обстригали у дѣвушекъ и у женщинъ косу только въ томъ случаѣ, если они потеряли свою честь черезъ прелюбодѣяніе, а посему стриженная женщина не могла даже никуда показаться.

Точно также еще недавно на Руси невозможно было устраивать балы — пляски подъ воскресенье или подъ праздникъ, а теперь этотъ безнравствеяный обычай вошелъ въ обыкновеніе, въ дерзкое нарушеніе заповѣди Господней. Не упоминаемъ уже о новыхъ безстыдныхъ пляскахъ, введенныхъ современной модой, которыя развращаютъ собой даже и цѣломудренныя души: это безобразное явленіе должно навсегда оставить.

Такія безчинства являются слѣдствіемъ или, если хотите, причиной нарушенія очень многими одного изъ основныхъ законовъ церковной жизни — ежегодной исповѣди и говѣнія. Отъ многихъ грѣховъ и паденій удерживались наши отцы, матери, братья и сестры при мысли: «какъ же я скажу объ этомъ духовнику?» — А скрыть что-либо на исповѣди, или солгать, справедливо считалось тяжкимъ оскорбленіемъ Бога, согласно словамъ іерейской молитвы: «аще-ли что скрыеши отъ мене, сугубъ грѣхъ имаши».

Кто ежегодно приходитъ на исповѣдь, тотъ не можетъ окончательно пасть, ни перестать молиться, ни потерять вѣру.

Въ настоящее время общей грѣховности вѣрующіе отъ невѣрующихъ отличаются прежде всего тѣмъ, что первые раскаиваются въ грѣхахъ, а вторые въ нихъ не признаются даже передъ собою и падаютъ все ниже и ниже.

Отвыкшіе отъ исповѣди и отъ храма, но не потерявшіе еще вѣры, признаются, что когда они рѣшаются идти на исповѣдь, то чувствуютъ себя какъ бы со связанными ногами или съ привязанными къ ногамъ тяжелыми гирями. Такое самочувствіе должно бы ихъ надоумить въ томъ, что съ ними борется самъ врагъ Божій — діаволъ; это должно привести ихъ въ ужасъ и окончательно побудить спѣшить на исповѣдь, спасаясь какъ бы отъ бѣсовской челюсти.

Многіе печатаютъ и говорятъ о необходимости нравственнаго возрожденія заграничнаго общества, о покаяніи и о возвращеніи заграничнаго общества къ нормальной жизни.

Вотъ вамъ первый и неизбѣжный и незамѣнимый шагъ къ тому — возстановить ежегодную (по крайней мѣрѣ) исповѣдь, начавъ это дѣло съ первыхъ же дней по полученіи сего воззванія.

Да поможетъ вамъ Господь перебороть искушенія врага, наводящаго уныніе, отбросить языческіе обычаи современной бѣженской жизни и возстановить истинно православный бытъ.

На сіе призываю отъ имени Заграничнаго Архіерейскаго Собора Божіе благословеніе.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 17-19.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.