Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
4. Принятіе русскимъ народомъ христіанства.

Свои мысли о русскомъ народѣ владыка Антоній высказывалъ преимущественно въ своихъ рѣчахъ и посланіяхъ при ежегодномъ празднованіи памяти Св. Равноапостольнаго Великаго Князя Владиміра Просвѣтителя Россіи. Еще въ Житомирѣ, 15 іюля 1908 г., владыка Антоній говорилъ о томъ, какъ глубоко и безпримѣрно усвоилъ русскій народъ христіанство. Владыка Антоній тогда сказалъ о русскомъ народѣ слѣдующее [1].

*     *     *

«Недостаточно оцѣнены всѣ великія заслуги великаго просвѣтителя земли Русской, Святаго Равноапостольнаго Великаго Князя Владиміра, память котораго сегодня празднуемъ. Подъ вліяніемъ нѣмецкихъ учителей, у насъ, даже въ учебникахъ исторіи, предназначенныхъ для воспитанія нашего юношества, значительно умалена заслуга его; въ нихъ указывается на то, что будто-бы народъ русскій только внѣшне принялъ христіанство, оставшись въ глубинѣ души невѣжественнымъ язычникомъ. Лютеране говорятъ, что дѣйствительныхъ христіанскихъ учителей Россія получила только отъ нихъ, нѣмцевъ, насаждавшихъ просвѣщеніе въ нашихъ корпусахъ, институтахъ и прочихъ учебныхъ заведеніяхъ. Они говорятъ, что остатки язычества сохранились до сихъ поръ въ нашемъ простонародьи, въ его суевѣріяхъ, какова вѣра въ лѣшихъ, русалокъ, во всевозможные предвѣстники несчастій, бѣдъ, дурной или хорошей погоды. Конечно, лучше, если бы этого не было въ народномъ сознаніи, но большой бѣды нѣтъ въ этихъ суевѣріяхъ; они не мѣшаютъ народу имѣть чисто христіанскія воззрѣнія на всѣ стороны жизни, оцѣнивать все сообразно ученію евангельскому, любить Христа и слушаться Его заповѣдей.

Не у народа нашего языческія суевѣрныя воззрѣнія, а именно у нашихъ европейскихъ просвѣтителей. Эти суевѣрія касаются нравственной оцѣнки жизни и идутъ въ полный разрѣзъ съ ученіемъ Евангелія. Христосъ говоритъ: «Блаженни нищіи духомъ», они же считаютъ позоромъ не отвѣтить обидчику или даже не смыть кровью нанесеннаго оскорбленія. Заповѣдь повелѣваетъ: «не укради» — а у насъ считаютъ ее обязательной лишь въ той мѣрѣ, когда ея нарушеніе ведетъ человѣка подъ судъ; сказано: «не прелюбы сотвори», а у насъ смѣются надъ цѣломудріемъ и боготворятъ всѣ сильныя и увлекательныя страсти.

Что же касается до суевѣрій миѳологическихъ, то въ обществѣ ихъ не меньше, чѣмъ въ народѣ, только они переняты отъ нѣмцевъ, французовъ и итальянцевъ: тринадцатый гость за столомъ, тяжелый день понедѣльникъ, всякія свадебныя примѣты — чѣмъ же все это отличается отъ суевѣрій мужицкихъ? А столоверченія? А магнетизмъ съ его безумными вызовами умершихъ? Здѣсь-ли язычество или у народа, который ждетъ помощи отъ Бога и святыхъ, а не отъ безумныхъ выдумокъ психопатовъ. Народъ русскій, вопреки учебнымъ выдумкамъ о немъ, съ изумительною, безпримѣрной въ исторіи народовъ быстротой, усвоилъ христіанскія воззрѣнія, христіанскую мудрость. Онъ уже въ XI вѣкѣ превратилъ всю Русь въ одинъ громадный монастырь и исполнилъ на дѣлѣ слово Златоуста о томъ, что міряне должны отличаться отъ монаховъ только тѣмъ, что живутъ съ женами.

Сыновья Владиміра, Борисъ и Глѣбъ, прочитывали ежедневно, даже во время походовъ, всѣ дневныя службы; самъ Владиміръ раздавалъ имущество бѣднымъ, ходилъ по городамъ съ проповѣдью христіанства и даже разбойниковъ не рѣшался казнить, въ надеждѣ на ихъ покаяніе. По своей вѣрѣ, горячей и глубоко смиренной, Россія наша можетъ быть сравнена съ тѣмъ сотникомъ, вѣрѣ котораго удивился Самъ Христосъ. Сотникъ сказалъ Ему: «Господи, я не достоинъ, чтобы Ты вошелъ въ домъ мой, но скажи слово и слуга мой будетъ здоровъ». Христосъ обернулся къ евреямъ и сказалъ: «Истинно говорю вамъ, что и во Израилѣ не нашелъ Я такой вѣры». Наша русская жизнь была чисто православная, свободная отъ языческихъ заблужденій, а все грязное и языческое идетъ къ намъ широкой рѣкой съ Запада и вливается въ русскую жизнъ черезъ разные пріемники новыхъ учрежденій.

Можетъ быть это духовное разложеніе убьетъ и вовсе христіанскую вѣру у насъ, но за свою собственную вѣру каждый самъ отвѣтитъ, а потому будемъ хранить ее, какъ величайшее сокровище, независимо отъ того, какое начало будетъ одолѣвать въ жизни общественной, и будемъ знать, что не древность наша, а новое время подобно ненавистному христіанамъ язычеству».

Примѣчаніе:
[1] т. I-ый Полнаго собранія сочиненій, стр. 196.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 19-21.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.