Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
5. Необходимость духовнаго возрожденія.

Однажды, въ 1929 году, мы обратились къ владыкѣ Антонію съ просьбой, чтобы владыка сказалъ, что онъ думаетъ о будущемъ Россіи и о задачахъ русской эмиграціи.

Владыка въ отвѣтъ на этотъ вопросъ продиктовалъ намъ слѣдующее: [1]

*     *     *

Ко мнѣ обращаются съ вопросомъ сказать «краткое слово съ изложеніемъ моихъ взглядовъ на будущее Россіи и на задачи русской эмиграціи».

Не считая возможнымъ скрывать свои убѣжденія, отвѣчаю кратко и ясно.

«Я не пророкъ и не сынъ пророка», такъ говорилъ о себѣ пророкъ Амосъ. Тѣмъ менѣе могу я что-либо предсказать о будущемъ Россіи, но знаю, что Россія можетъ существовать только при сохраненіи неповрежденнаго православія, царскаго самодержавія и народнаго патріотизма.

Въ 1902 году, въ праздникъ Срѣтенія, будучи Епископомъ Уфимскимъ, я говорилъ проповѣдь о томъ, что Россія быстро движется къ погибели, охладѣвая въ лицѣ своихъ авторитетовъ къ православной Церкви и къ царской династіи. Слова этого я не записалъ и не сдавалъ въ печать, но 20 февраля 1905 года я произнесъ въ Петроградѣ, въ Исаакіевскомъ соборѣ другое слово, нашумѣвшее тогда на всю Россію, въ которомъ говорилъ, что Русь не просуществуетъ и 25 лѣтъ, если не сохранитъ Самодержавія своихъ царей и будетъ охладѣвать къ св. вѣрѣ и Церкви. Я далекъ былъ отъ того, чтобы выдавать такую мысль за нѣкое вдохновеніе свыше, а представлялъ ее логическимъ выводомъ изъ наблюденій надъ жизнью. Однако, осуществленіе такихъ зловѣщихъ опасеній нашло себѣ мѣсто еще раньше указаннаго срока, именно черезъ 12 лѣтъ. Это слово мое было отпечатано въ оффиціальномъ органѣ Св. Сѵнода отъ 20 апрѣля 1905 года.

Меня спрашиваютъ еще о задачахъ русской эмиграціи. Это напоминаетъ мнѣ вопросъ іудеевъ, обращенный къ Христу Спасителю: «что намъ дѣлать, чтобы творить дѣла Божіи?» Іисусъ сказалъ имъ въ отвѣтъ: «вотъ дѣло Божіе, чтобы вы вѣровали въ Того, Кого Онъ послалъ» (Лук. 6, 29).

Если русская эмиграція взамѣнъ безплодныхъ споровъ о будущемъ устроеніи государственной жизни, когда не существуетъ и само государство, предастъ свой умъ и свою душу къ устроенію своей внутренней духовной жизни, будетъ учиться тому, какъ должно вѣровать и молиться, да возстановитъ то, что такъ безумно разорили наши современники; тогда передъ нею со всей ясностью предстанетъ перспектива дальнѣйшей нормальной жизни нашего народа и сами собой укажутся ближайшія задачи личной и общей дѣятельности эмиграціи, дабы она слилась въ одно единодушное православное братство, о которомъ люди молятся на всѣхъ эктеньяхъ («о всемъ во Христѣ братствѣ нашемъ»).

Конечно, мало надежды на то, что развращенное и изолгавшееся общество наше послѣдуетъ такому совѣту въ своемъ большинствѣ, но если не послѣдуетъ, то придется удовлетвориться положеніемъ англійской или масонской провинціи, а то и просто обратиться въ банду бродягъ, перебрасываемыхъ отъ однихъ завоевателей къ другимъ подъ руководствомъ іудеевъ, которые и являются активными вождями современныхъ событій.

Вотъ къ какому печальному исходу готовитъ нашу Русь современное безуміе ея сыновъ. Таковъ историческій прагматизмъ; таковы плоды отъ зеренъ, посѣянныхъ нашими нигилистами, полунигилистами и имъ подобными дѣятелями. Но событія не всегда опредѣляются обычнымъ прагматизмомъ. Возможно мощное воздѣйствіе Промысла и торжество добра и свѣта. Однако, предвидѣть то, что зависитъ только отъ Бога, могутъ только Его пророки, а я уже заявилъ, что «я не пророкъ и не сынъ пророка».

Примѣчаніе:
[1] «Царскій Вѣстникъ» № 67, 1929 года.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 21-23.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.