Церковный календарь
Новости


2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
7. Крайняя необходимость нарочитаго прославленія Святаго Равноапостольнаго Великаго Князя Владиміра русской эмиграціей.

Въ 1930 году владыка Антоній написалъ о Святомъ Равноапостольномъ Великомъ Князѣ Владимірѣ слѣдующую статью: [1]

Св. Равноапостольный Великий Князь Владиміръ.

«Благодаря Бога, наконецъ-то, черезъ 914 лѣтъ послѣ представленія Св. Равноапостольнаго Великаго Князя Владиміра и чрезъ 941 годъ послѣ крещенія имъ русскаго народа, какъ будто подходитъ время его нарочитаго прославленія, по крайней мѣрѣ, въ русской эмиграціи.

Спросимъ же прежде всего, почему русскіе люди давно не взялись за такое святое и достойное дѣло? Брались они за него и раньше. Такъ, когда исполнилось 900 лѣтъ со времени крещенія Руси, то въ Кіевѣ были устроены величественныя торжества, составлены былъ акаѳистъ Св. Князю; около же этого времени заложили въ честь его великолѣпный соборъ въ центрѣ города; изданы были сборники и безчисленные листки съ его изображеніемъ; почти вся Петербургская знать во главѣ съ Побѣдоносцсвымъ и десяткомъ архіереевъ прибыла въ Кіевъ для участія въ священнослуженіи и крестномъ ходѣ; говорились блестящія рѣчи въ торжественныхъ собраніяхъ горожанъ; сооружались огромныя иконы, строились новыя церкви; приглашались даже изъ заграницы православные іерархи и общественные дѣятели; нельзя сказать, чтобы всѣ эти пріемы остались безъ воздѣйствія на народныя массы и даже на общество; да и раньше св. Владиміра всѣ въ Россіи знали, люди благочестивые его чтили не менѣе, чѣмъ другихъ великихъ святыхъ, и очень многихъ младенцевъ родители именовали Владиміромъ. Но при всемъ томъ день этотъ оставался днемъ рабочимъ и именовался чаще днемъ св. Кирика и Улиты, а не Владиміра святого; церквей въ честь св. Кирика и Улиты было и есть больше, чѣмъ въ честь св. Владиміра; такъ это происходитъ и въ Россіи, такъ и въ прочихъ православныхъ странахъ, славянскихъ и инородческихъ.

Какая же тому причина?

Благочестіе консервативно, а благочестіе православное, а тѣмъ болѣе русское — еще болѣе. Чтутъ у насъ апостоловъ, мучениковъ, преподобныхъ, а изъ царей высокаго чествованія пока сподобились св. Константинъ и Елена. Почитаніе св. Владиміра шло сверху внизъ въ русскомъ обществѣ, а св. мучениковъ и преподобныхъ — снизу вверхъ и распространялось болѣе широкой волной. Такъ совершенно юныхъ сыновъ св. Владиміра — Бориса и Глѣба русскій народъ воспринялъ дружнѣе къ чествованію, чѣмъ ихъ равноапостольнаго отца, почитая ихъ какъ невинныхъ страдальцевъ-страстотерпцевъ.

Зато память о св. Владимірѣ быстро проникла въ русскія былины, то-есть въ свѣтскую или, если хотите, полусвѣтскую и полудуховную народную литературу. Кто не знаетъ этихъ былинъ? Кто не изучалъ ихъ еще въ народной, а потомъ въ средней школѣ?

Нашъ народъ ближе принимаетъ къ сердцу тяжкіе подвиги мучениковъ и преподобныхъ, чѣмъ блестящіе успѣхи Божіихъ избранниковъ на поприщѣ военномъ и гражданскомъ, даже церковномъ. Господь сказалъ: «милости хощу, а не жертвы», народъ нашъ это понимаетъ, но онъ настолько проникнутъ всегда настроеніемъ покаяннымъ, такъ онъ жаждетъ подвиговъ самоотверженія и добровольнаго страданія, что его сердце сильнѣе отзывается на подобные подвиги, чѣмъ даже на свѣтящееся въ лицахъ избранниковъ Божіихъ широкое, всеобъемлющее ласковое чувство ко всей вселенной.

А это почему? Неужели нашъ народъ мало цѣнитъ Божескую любовь, которою были полны къ Богу, и къ ближнимъ такіе гиганты главной добродѣтели, какъ Апостолъ Павелъ и уподобляемый ему въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ Равноапостольный Владиміръ. Скажете-ли, что апостоловъ было 12, а Владиміръ у насъ одинъ и вдвойнѣ свой? Вы будете правы въ своемъ возраженіи, но не достигнете сразу своей цѣли. Дѣло въ томъ, что душа русскихъ христіанъ настолько исполнена братолюбія, смиренномудрія и открытости, что, читая о такихъ же добродѣтеляхъ великаго князя, они хотя и умиляются и благоговѣютъ передъ нимъ, но особенно не поражаются, ибо добрыхъ, смиренныхъ сердцемъ благотворящихъ людей они видятъ вокругъ себя постоянно, а общественныя заслуги ихъ хотя тоже высоко цѣнятъ, но это не изумляетъ ихъ до трепета душевнаго. Они все это оцѣнятъ въ полной степени лишь тогда, когда передъ ними ясно предстанутъ всѣ жертвы, всѣ внутреннія или внѣшнія муки, какія перенесли тѣ святые за свою вѣру, за свою любовь.

Конечно, такихъ страданій, заботъ, скорбей у св. Владиміра было тоже не мало, даже очень много, и народъ русскій, повторяю, цѣнитъ ихъ, но къ его сердцу крѣпче пристаютъ подвиги явнаго добровольнаго самораспятія, и преп. Антоній и Ѳеодосій ближе къ его душѣ, чѣмъ Равноапостольный Владиміръ. Вотъ почему съ древнѣйшихъ временъ учители Церкви, начиная со св. Иларіона (1054 г.) съ усиліемъ доказывали, что надо чтить св. Владиміра не менѣе, чѣмъ апостоловъ, мучениковъ, преподобныхъ и Христа ради юродивыхъ.

Вѣдь св. Владиміръ жилъ во дворцѣ, былъ женатъ и многочаденъ; постоянно радовалъ свою душу, разсыпая во всѣ стороны свои благодѣянія бѣднымъ, строилъ церкви и украшалъ ихъ, но все это дѣлалъ радостнымъ сердцемъ и его святая душа находила въ этомъ великое наслажденіе. Собирая на пиръ богатырей, онъ, повидимому, не позволялъ себѣ лишней роскоши; множество заботъ о сборѣ и удовлетвореніи нищихъ, изверженіе языческихъ идоловъ при сочувствіи народа, какъ бы влюбленнаго въ своего повелителя, не обнаруживаютъ для поверхностнаго читателя и наблюдателя внутренняго подвига и душевнаго страданія сего праведника. Его называли Краснымъ Солнышкомъ, но вѣдь на солнце любуются, а не почитаютъ его такъ, какъ страдальцевъ. Оно свѣтитъ и грѣетъ потому, что это сообразно его природѣ; его любятъ, но не проливаютъ передъ нимъ умилительныхъ слезъ.

Неужели же апостольскій подвигъ Владиміра менѣе угоденъ Богу, чѣмъ тѣ, изъ коихъ «иные же замучены были, не принявъ освобожденія, дабы получить лучшее воскресеніе. Другіе испытали поруганія и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы; подвергаемы пыткѣ, умирали отъ меча, скитались въ милотяхъ и козіихъ кожахъ, терпя недостатки, скорби, озлобленія; тѣ, которыхъ весь міръ не былъ достоинъ, скитались по пустынямъ и горамъ, по пещерамъ и ущельямъ земли. И всѣ сіи, свидѣтельствованные въ вѣрѣ, не получили обѣщаннаго» (Евр. II, 35-39).

Конечно, нѣтъ. Страданія необходимы для спасенія тогда, когда душа повреждена грѣхомъ и глубоко и прочно; да они и придутъ и приходятъ при всякомъ подвигѣ добродѣтели, но бываютъ избранники Божіи, которые, если и не избѣгли страданій въ земной жизни, исполненные духовнаго восторга, то могли слѣдовать другому глаголу Христову: «Симоне Іонинъ, любишь-ли Мя? Ей Господи, Ты вѣси, яко люблю Тя» (Іоан. 21, 15-17). Поясняя сіи слова Евангелія, св. Іоаннъ Златоустъ прибавляетъ: «Смотри же, не сказалъ Господь: если любишь Меня, постись по многимъ днямъ, спи на голой землѣ, отдай тѣло твое на мученіе, но сказалъ: «паси Моихъ Овецъ». А Апостолъ Павелъ добавляетъ разъясненіе противоположнаго оскудѣнія любви: «если я говорю языками человѣческими и ангельскими, а любви не имѣю, то я — мѣдь звенящая, или кимвалъ звучащій. Если имѣю даръ пророчества и знаю всѣ тайны, и имѣю всякое познаніе и всю вѣру, такъ что могу и горы переставлять, а не имѣю любви, — то я ничто» (1 Кор. 13, 1-3).

Св. Владиміръ такой даръ любви получилъ отъ Бога: онъ расточалъ ее во всѣ стороны, онъ не могъ казнить смертью злодѣевъ, чтобы не лишить ихъ возможности покаянія. Все это ясно изъ его дѣяній, изъ его житія. И русскій народъ какъ бы оцѣнилъ это, но не посмѣлъ по своему смиренномудрію избрать его въ полной мѣрѣ своимъ бытовымъ руководителемъ, какъ Алексія Человѣка Божія, преподобнаго Сергія Радонежскаго и др. великихъ борцовъ съ душевными страстями, побѣдившихъ послѣднія добровольными страданіями.

Но откуда такая духовная мощь у св. Владиміра? За что ему такая благодать духа? Св. Іоаннъ Креститель давно сказалъ: «не мѣрою даетъ Богъ Духа» (Іоан. 3, 34).

Пришло время, когда нужно ближнихъ нашихъ вновь обращать ко Христу, какъ пришлось св. Владиміру обращать ихъ впервые. Поможетъ-ли Господь современнымъ радѣтелямъ общаго спасенія, священникамъ и всѣмъ пламенно вѣрующимъ въ Него, во-первыхъ, взяться за это дѣло, а, во-вторыхъ, повести его такъ радостно и съ такимъ, выражаясь по современному, оптимизмомъ, и хотя съ нѣкоторою долею того благословеннаго успѣха, которымъ Онъ удостоилъ призывъ св. Владиміра къ народу, призывъ исполненный отеческой побѣждающей любви. Нѣтъ, лучше возьмемся за подвигъ любви скорбящей, любви призывающей къ покаянію о собственныхъ своихъ грѣхахъ и людскихъ невѣдѣніяхъ. Впрочемъ, не будемъ терять надежды, а помнить слова Апостола Іакова: «Илія былъ человѣкъ подобный намъ, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть мѣсяцевъ. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плодъ свой». И далѣе: «Братіе! если кто изъ васъ уклонится отъ истины, и обратитъ кто его, пусть тотъ знаетъ, что обратившій грѣшника отъ ложнаго пути его, спасетъ душу отъ смерти и покроетъ множество грѣховъ» (Іак. 5, 17-20). Аминь.»

Примѣчаніе:
[1] «Царскій Вѣстникъ» № 85, 1920 года.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 26-30.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.