Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
8. Главная воспитательная сила русскаго народа — монастыри и монастырскіе старцы.

Въ воскресенье, 31 августа 1930 года, нами была устроена въ Бѣлградѣ, въ зданіи Бѣлградскаго Университета лекція владыки Антонія: «О старчествѣ и старцахъ, какъ продолжателяхъ русской народной культуры. Аѳонскіе старцы».

Тогда же эта лекція владыки Антонія была нами записана [1] и текстъ записи былъ одобренъ владыкой Антоніемъ. Владыка тогда сказалъ слѣдующее:

*     *     *

«Русская культура, т. е. русская душа, русскій бытъ, умственные и даже хозяйственные интересы русскаго народа тѣсно связаны съ монастырями и монастырскими старцами, ихъ вдохновителями. Русское общество (разумѣю широкіе круги) впервые ознакомилось съ жизнью монастырей изъ повѣсти нашего великаго писателя «Братья Карамазовы» и съ тѣхъ поръ интересъ къ монастырямъ живетъ въ русскомъ обществѣ, даже въ его безрелигіозной части.

Самый большой русскій монастырь на Аѳонѣ — Пантелеимоновскій. Онъ имѣетъ давность всего лишь лѣтъ 60. Извѣстно, что во время Св. Саввы Сербскаго, т. е. въ 13 вѣкѣ, были на Аѳонѣ русскіе монахи, во впослѣдствіи греки со своимъ слѣпымъ шовинизмомъ денаціонализировали всѣ иностранные монастыри, въ томъ числѣ и Иверскій монастырь грузинскій, хорошо извѣстный русскимъ людямъ по Иверской иконѣ. Въ этомъ Иверскомъ монастырѣ были, между прочимъ, богатые пожертвованія древнихъ грузинскихъ царей, но греки всѣ эти монастыри денаціонализировали, такъ что отъ прежней великой обители осталась одна только келія и то въ греческомъ монастырѣ на 40 грузинъ. Когда началась у насъ революція и пробудились національные сепаратизмы, грузины надѣялись было возстановить свой національный монастырь, но вмѣсто этого греки выгнали ихъ и изъ келій и они пришли проситься въ русскій монастырь, гдѣ 5 изъ нихъ заняли викарную келію св. Стефана, а 35 покинули Аѳонъ; я тогда имъ въ утѣшеніе пожертвовалъ вотъ такую же икону, какую теперь мы получили въ Бѣлградѣ и слышалъ ихъ дивное пѣніе, особенно «Достойно», которое по своей красотѣ превосходитъ греческое и славянское пѣніе.

Русское богослуженіе въ Пантелеимоновскомъ монастырѣ было возстановлено въ 70 годахъ двумя великими людьми: о. Макаріемъ (въ мірѣ купецъ-милліонеръ Сушковъ) и его ближайшимъ сотрудникомъ о. Іеронимомъ. Съ большимъ трудомъ, послѣ длительныхъ переговоровъ и волненій, они добились возстановленія богослуженія на славянскомъ языкѣ, на что не соглашались греки, требуя, чтобы богослуженія совершались «на томъ языкѣ, на которомъ написаны Евангелія», т. е. на греческомъ. Къ нимъ немедленно потекли широкой волной богомольцы и пожертвованія. Рѣшающимъ же въ этомъ дѣлѣ были «Письма о Св. Горѣ» іеросхимонаха Серафима, изданные въ видѣ книжки, выдержавшей до 7 изданій. Письма эти настолько интересны, что ими зачитывалась вся Россія и съ тѣхъ поръ почти въ каждой русской церкви начали появляться иконы Св. Пантелеимона и разныя изображенія Божіей Матери, выписанныя изъ Аѳона.

А еще ранѣе русскіе люди были ознакомлены съ Аѳономъ великимъ патріархомъ Никономъ, который всегда старался вводить общеправославныя святыни, объединяющія всѣ или большинство православныхъ народовъ. Онъ избралъ Иверскую икону для прославленія въ Москвѣ потому, что икона эта явилась въ Грузіи, прославилась въ Греціи и въ славянскихъ странахъ и дѣйствительно копія этой иконы затмила древнѣйшія подлинныя святыни Москвы. Трудно сказать, почему это произошло, но, вѣроятно, потому, что Самъ Господь заботится о томъ, чтобы все христіанское общество составляло одно общество, а не разбивалось на отдѣльные народы.

Вскорѣ послѣ начала славянскихъ богослуженій въ Пантелеимоновскомъ монастырѣ число русскихъ послушниковъ стало превосходить число греческихъ, а валовыя поступленія достигали сотни тысячъ рублей. Борьба же за славянскій языкъ была настолько сильна, что греки даже покушались на жизнь о. Макарія и только заступничество Константинопольскаго патріарха, еще сохранявшаго вселенскій духъ, спасло дѣло создателей русскаго монастыря на Аѳонѣ. Русское золото потекло туда широкой рѣкой и съ матеріальной стороны обезпечило дальнѣйшіе успѣхи монастыря, которые зависѣли и отъ мудраго управленія о. Макарія и его сотрудника іеросхимонаха Іеронима. Послѣдній былъ человѣкъ исключительной силы вліянія на сердца людей. Онъ часто говорилъ, что за свою уступчивость онъ поплатится передъ судомъ Божіимъ. Надо сказать, что наши каноны очень строги: такъ напримѣръ, за блудъ полагается отлученіе отъ причастія на 7 лѣтъ, за прелюбодѣяніе на 15 лѣтъ, за нарушеніе поста на 2 года, за волшебство (излюб. интел. гипнотизмы и проч.) около 20 лѣтъ и вотъ о. Іеронимъ часто принималъ грѣхи братіи на свою совѣсть, освобождая ихъ отъ эпитиміи, и любилъ ихъ, какъ своихъ дѣтей. И вотъ, однажды, сидитъ смиренный старецъ у воротъ, а на него бросается съ кулаками какой-то послушникъ и кричитъ: «ты не даешь мнѣ жить, черезъ тебя я не могу спать, не мучь меня». «Не знаю, что я тебѣ сдѣлалъ, если худо — прости меня, но я тебя совершенно не знаю», отвѣчалъ старецъ. Но тотъ уже опомнился и съ рыданіемъ бросился къ ногамъ старца. Оказывается, послушникъ этотъ не могъ бороться съ своей главной страстью, а старецъ стоялъ въ его совѣсти, какъ укоряющій голосъ, и вотъ онъ началъ гнѣваться на старца, «мѣшавшаго ему жить», какъ требовали его страсти. Такова была сила воздѣйствія этого человѣка на другихъ людей. Оба эти старца писали письма съ увѣщаніемъ о добродѣтельной жизни въ разные концы Россіи, подъ вліяніемъ ихъ писемъ все больше и больше паломниковъ прибывало на Аѳонъ и слава о немъ ширилась все дальше и дальше.

Однако вліяніе Аѳона было не только въ области молитвы. Тамъ быстро начали шириться различныя отрасли культуры, напримѣръ грандіозное хозяйство и наладилось широкое книгоиздательство и, если бы сложить всѣ книги, изданныя на Аѳонѣ, то онѣ не вмѣстились бы и въ большой комнатѣ. Какъ жалки, ничтожны и глупы тѣ люди, которые говорятъ, что будто бы монастыри безполезны для народа, что въ лучшемъ случаѣ тамъ монахи молятся лишь для себя. Нѣтъ, вліяніе одного Аѳонскаго монастыря простиралось на весь русскій народъ. Цѣлыя волости зачитывались книгами, присылаемыми изъ Аѳона. Книги эти составлялись съ большой продуманностью, тамъ соединялся талантъ публицистовъ и моралистовъ. Тамъ издавался чрезвычайно интересный журналъ «Душеполезный собесѣдникъ», отъ чтенія котораго нельзя было оторваться, раскрывши любую его книжку. Оригинальныя статьи помѣщались анонимно, безъ тщеславія, изъ одной лишь ревности къ славѣ Божіей. Это и была у насъ единственная народная литература. Монастырь разрѣшалъ задачу, которая была не по плечу не только такъ называемому просвѣщенному обществу, но даже и правительству, и если бы не было этой работы, то Россія погибла бы не въ 1917 году, а въ 1888 г., а если бы Россія шла въ духѣ монастырской работы, то Россія не переживала бы теперешнихъ ужасовъ, а благоденствовала бы и процвѣтала.

Но этимъ не ограничивались заслуги монастыря, онъ имѣлъ ихъ и въ чисто научной области: епископъ Ѳеофанъ, Вышенскій затворникъ, ректоръ духовной академіи и начальникъ Іерусалимской миссіи, посвятивъ себя богословскимъ трудамъ, всѣ свои сочиненія въ рукописи пересылалъ на Аѳонъ, гдѣ онѣ и печатались. Тамъ напечатаны «Путь ко спасенію», «Аѳонскій патерикъ» и многіе другіе трактаты, которые оказались безконечно талантливѣе работъ профессоровъ духовныхъ академій. Писалъ онъ и днемъ и ночью, и не только творилъ новые трактаты, но отвѣчалъ рѣшительно на всѣ поступавшія къ нему письма, впрочемъ, никого не принималъ лично. Не принялъ онъ и двухъ великихъ князей, пріѣхавшихъ къ нему. Будучи молодымъ іеромонахомъ, я также удостоился получить отъ него похвальный отзывъ за свои сочиненія. Такимъ образомъ, на Аѳонѣ было сосредоточено три огромныя силы: ортанизаторская въ лицѣ о. Макарія, духовная — о. Іеронимъ и ученая — епископъ Ѳеофанъ. Хотя епископъ Ѳеофанъ рѣзко критиковалъ профессорскія работы, но къ Академіи онъ сохранилъ нѣжныя чувства и оставилъ Петербургской Академіи серебрянкый крестъ съ надписью: «Матери, меня воспитавшей». Вмѣстѣ съ епископомъ Игнатіемъ (Брянчаниновымъ) — изъ гвардейскихъ офицеровъ, онъ былъ главнымъ учителемъ русскаго народа въ области духовной жизни. Самымъ цѣннымъ изданіемъ Аѳонскихъ иноковъ было «Добротолюбіе», 6-ти томное изданіе въ видѣ перевода съ греческаго св. отеческой хрестоматіи, въ которомъ сосредоточены главнѣйшія отеческія творенія, начиная съ золотого т. е. 4-го вѣка. Послѣ о Макарія было два настоятеля и, наконецъ, теперешній о. Мисаилъ, 76-лѣтній, спокойный и тихій старецъ, управляющій братіей своимъ нравственнымъ авторитетомъ, незнающій ни минуты покоя, такъ какъ вліяніе Пантелеимоновскаго монастыря распространялось на весь Аѳонъ, гдѣ еще недавно было до 7 тыс. иноковъ. Было тамъ время, когда греки, румыны и др. не различались по народностямъ, но всѣ жили какъ бы одной семьей. Мнѣ разсказывалъ одинъ архимандритъ, что многіе монахи были какъ бы влюблены въ о. Макарія. И вотъ, одинъ изъ нихъ говоритъ: «Люблю тебя авва Макарій, не могу безъ тебя жить, хочу смотрѣть на тебя и буду ходить за тобой, какъ собака». Макарій, шутя отвѣчаетъ: «А я не люблю тебя и ты отвернись отъ меня». — «Хоть ты и плюнешь мнѣ въ лицо, я буду ходить по твоимъ стопамъ».

При такомъ высокомъ направленіи духовной жизни, при томъ, что настоятель не имѣлъ никакихъ хозяйственныхъ заботъ, обращая свое вниманіе на главную отрасль — духовную жизнь, хозяйственная сторона, руководимая намѣстникомъ, высоко процвѣтала, тамъ было образцово поставлено лѣсное дѣло, полевое, типографское и издательское. Самый монастырь былъ не только училищемъ благочестія, но и училищемъ хозяйственности. Оправдывались тамъ слова Спасителя: «Ищи́те прежде царствія Божія и правды Его и вся сія приложатся вамъ» (Матѳ. 6, 33).

Когда началась война съ турками и опасались, что турки могутъ порѣзать русскую братію, на Кавказѣ былъ устроенъ Новый Аѳонъ, слава котораго стала быстро приближаться къ славѣ Стараго Аѳона. Устроили этотъ монастырь два старца-аѳонца: о. Іеронъ и Тиверій. О. Іеронъ былъ весьма простъ и никому не отказывалъ въ просьбахъ. Къ нему пришелъ однажды богомолецъ купецъ и сказалъ: «У меня нѣтъ денегъ возвратиться домой, дай мнѣ 50 рублей». О. Іеронъ сейчасъ же вынулъ ему 50 рублей, а у богомольца задрожали руки и онъ говоритъ: «Да тебя, честный отче, каждый обманетъ, мнѣ деньги не нужны, я хотѣлъ только испытать тебя, на тебѣ на св. обитель 50 тыс. рублей». О. Іеронъ перекрестился и сказалъ: «Давайте и дастся вамъ; мѣрою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплютъ вамъ въ лоно ваше» (Лук. 6, 38) [2].

Великолѣпный храмъ, украшеніе всего Кавказа, былъ построенъ на Новомъ Аѳонѣ самими монахами, по ихъ собственному плану. Монастырь былъ полная чаша — тамъ были апельсиновые и лимонные сады, были приспособлены водопады, при помощи которыхъ было устроено электрическое освѣщеніе и электрическія тяги для всѣхъ службъ, какъ, напримѣръ, для просфорни, хлѣбопекарни, мельницы, была устроена спеціальная тяга вагонетками, искусственные пруды, въ которыхъ плавали черные и бѣлые лебеди, была устроена морская пристань, парусные суда, маслобойный заводъ, тамъ былъ храмъ 1000-лѣтней давности, устроенный Императоромъ Юстиніаномъ на мѣстѣ, гдѣ былъ сосланъ Іоаннъ Златоустъ. Весь монастырь былъ устроенъ по планамъ о. Іерона, которые поражали инженеровъ своей геніальностью и вызвали восхищеніе Императора Александра III.

Кромѣ двухъ, раньше указанныхъ обителей, ученики игумена Паисія Величковскаго основали нѣсколько образцовыхъ монастырей въ Россіи и Сибири, подъ вліяніемъ которыхъ по всей Россіи мѣнялись нравы, смягчался и просвѣщался бытъ русскаго народа и по всей Русской землѣ утверждалась атмосфера благожелательности, вѣры и любви. Мы убѣждены, что и теперешнее грубое насиліе надъ русскимъ народомъ не сможетъ уничтожить и одолѣть то доброе вліяніе, которое оказали на него монастыри.

Слѣдуетъ еще отмѣтить одно замѣчательное установленіе нашихъ сѣверныхъ монастырей. Деревенское юношество сѣвера Россіи, если не все цѣликомъ, то въ большей части своихъ представителей отдается по обѣту въ монастыри на 1 годъ, эти юноши называются годовики; они составляли подавляющее число послушниковъ въ монастыряхъ Соловецкомъ, Валаамскомъ и мн. др. Проработавъ годъ въ монастырѣ, они либо оставались тамъ на всю жизнъ, либо возвращались въ свою семью и считались лучшими женихами мѣстныхъ невѣстъ. Многіе родители выдавали своихъ дочекъ замужъ только за такихъ годовиковъ, а всѣмъ прочимъ женихамъ отказывали.

Однако наша картина была бы далеко неполной, если бы мы не упомянули о женскихъ монастыряхъ. Въ Петербургѣ наряду съ сомнительной по своему достоинству Александро-Невской Лаврой, былъ Новодѣвичій монастырь съ нѣсколькими сотнями монахинь. Тамъ обширные прекрасные храмы всѣ были построеаны слабыми женскими руками, а первая игуменія Ѳеофанія (Готовцева) съ 1845 года была настоящей учительницей русской интеллигенціи. Она была скромна, ходила въ убогой ряскѣ, постоянно посѣщала больныхъ въ обширной монастырской больницѣ и посторонніе лица постоянно принимали ее за простую послушницу. Ея главными помощницами были двѣ сестры Варсанофія и Ѳеофанія, которыя и управляли этимъ прекраснымъ монастыремъ во славу Божію. Послѣ кончины игуменіи, по ошибкѣ К. П. Побѣдоносцева, туда была назначена испорченная барыня Валентина, которая начала съ того, что въ первый праздникъ устроила обѣдъ съ лакеями въ бѣлыхъ перчаткахъ и съ шампанскимъ. Благочестивыя сестры Варсанофія и Ѳеофанія не могли этого выдержать и по своей просьбѣ были переведены въ маленькій монастырь въ Гатчинскомъ уѣздѣ, гдѣ я ихъ и навѣщалъ. Изъ многочисленныхъ достойнѣйшихъ игуменій женскихъ монастырей нельзя не упомянуть о настоятельницѣ одного изъ Костромскихъ монастырей матушкѣ Маріи, происходившей изъ аристократическихъ круговъ. Она собрала вокругъ себя много женщинъ, желавшихъ монашеской жизни и во время Русско-Турецкой войны устроила въ своемъ монастырѣ огромный госпиталь. Когда этотъ монастырь посѣтилъ Государь Александръ II и спросилъ ее: «А помните, какъ мы съ вами танцевали на придворномъ балу?» Игуменія отвѣтила: «Я постаралась забыть все, что со мной было въ міру. Не могу я забыть милостей ко мнѣ Государя, но желала бы, чтобы меня не спрашивали о мірской жизни».

Этой игуменіи боялись Костромскіе архіереи, опасаясь ее огорчить, а К. П. Побѣдоносцевъ говорилъ, какъ было бы хорошо, если бы наши министры имѣли хотя бы половину ума игуменіи Маріи, тогда бы отечество процвѣтало.

Отсутствіе времени не позволяетъ мнѣ остановиться на подробной характеристикѣ воспитательнаго значенія монастырей.

Въ видѣ заключенія я скажу, что наиболѣе типичными старцами были Оптинскіе старцы: Леонидъ, Макарій и Амвросій. Первый отдавалъ преимущественное значеніе вѣрѣ, второй послушанію, третій — любви. Достоевскій въ лицѣ старца Зосимы соединилъ двухъ послѣднихъ старцевъ въ одинъ типъ и въ своей повѣсти описалъ дѣйствительный скитъ при Оптиной пустыни.

Общимъ отличительнымъ свойствомъ всѣхъ старцевъ было то, что чѣмъ грѣшнѣе и отчаяннѣе приходилъ къ нимъ человѣкъ, тѣмъ съ большей лаской и ободреніемъ отъ отчаянія принимали они его.

Въ послѣднее царствованіе у насъ было прославлено 6 угодниковъ, среди нихъ были великіе подвижники, ученые архіереи, но никого народъ такъ горячо не полюбилъ, какъ Преподобнаго Серафима Саровскаго, который былъ простой самоучка изъ мѣщанъ и несъ подвигъ монастырскаго старца. Народъ полюбилъ его больше чѣмъ родного отца и шелъ многочисленными толпами на его прославленіе. «Куда ты идешь?» останавливали богомольцевъ, «тамъ будетъ 200 тысячъ народу, ты все равно ничего не увидишь». «Я знаю, что я ничего не увижу, но меня увидитъ угодникъ Божій», отвѣчалъ народъ и шелъ на это торжество.

Въ великомъ народѣ есть, конечно, много воспитательныхъ силъ, ученыхъ, педагогическихъ, публицистическихъ, техническихъ, но самой главной воспитательной силой въ русскомъ народѣ были монастыри и монастырскіе старцы».

Примѣчанія:
[1] «Царскій Вѣстникъ» №108, 1930.
[2] Произнося эти Евангельскія слова, владыка Антоній пролилъ сердечныя слезы умиленія. Онъ самъ всегда такъ поступалъ.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 30-36.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.