Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
10. Посѣщеніе владыкой Антоніемъ Глинской пустыни.

Владыка Антоній очень любилъ посѣщать русскіе монастыри не только своей епархіи, но и другія русскія обители, особенно славившіяся своимъ благочестіемъ и строгостью жизни. Пріѣзжая въ такой монастырь, владыка вносилъ въ него особое одушевленіе. Объ одномъ изъ такихъ посѣщеній знаменитой Глинской пустыни Курской епархіи въ 1909 году разсказываетъ въ «Православной Руси» № 22, Ноябрь 1957 года архимандритъ Серафимъ (Вербинъ), бывшій собратъ этого монастыря.

*     *     *

«Неожиданно для братіи, проѣздомъ изъ Москвы, послѣ монашескаго съѣзда въ Житомірѣ, Обитель посѣтилъ архіепископъ Волынскій и Житомірскій, членъ Свят. Сѵнода, Антоній (Храповицкій). Послѣ обычной архіерейской встрѣчи, въ сопровожденіи настоятеля архимандрита Исаіи и старшей братіи владыка вышелъ изъ собора и крайнѣ былъ удивленъ архитектурой братскихъ келій и вѣковыми возлѣ нихъ каштанами, напоминающими Кіево-Печерскую Лавру. Но настоятель объяснилъ, что возобновитель Глинской пустыни о. игуменъ Филаретъ, современникъ Преподобнаго Серафима Саровскаго, видѣвшій его святую душу восходящую на небо, бывъ въ юности канонархомъ Кіево-Печерской Лавры, при построеніи монастырскихъ зданій, во многомъ придерживался лаврскаго плана и архитектуры. Какъ истый монахъ, владыка приходилъ въ 12 часовъ ночи на утреню, выстаивалъ всѣ богослуженія, съ восхищеніемъ слушалъ древніе, по «крюкамъ», напѣвы, подобны «Егда отъ древа» и др.; стихиры, сѣдальны, антифоны, ирмосы и херувимскую Печерскую. Владыка Антоній посѣщалъ старцевъ, интересовался ризницей и библіотекой, заходилъ въ типографію, переплетную, мастерскія и въ «академію» — братскую прачешную, гдѣ каждый поступающій въ Обитель долженъ «обмыться», и обязанъ пройти «курсъ послушанія» отъ одного года до трехъ лѣтъ.

Въ день отъѣзда, послѣ ранней литургіи, владыка пожелалъ пойти пѣшкомъ въ Ближній Скитъ — на мѣсто явленія чудотворной иконы Рождества Божіей Матери. Вмѣстѣ съ другими о.о. былъ прикомандированъ и я къ сопровождающимъ его. Оставивъ работу на «Ремингтонѣ», я заблаговременно вышелъ изъ канцеляріи и направился черезъ садъ къ архіерейскимъ покоямъ, гдѣ разноцвѣтныя розы, лиліи, левкои, резеда и др. растенія насыщали воздухъ своимъ нѣжнымъ и утреннимъ ароматомъ. Владыка стоялъ на балконѣ съ ризничимъ іеромонахомъ о. Тимоѳеемъ безъ головного убора съ открытой, внушительныхъ размѣровъ, головой, прикрытой рыжими волосами и съ такой же широкой бородой и съ улыбающимся лицомъ любовался, какъ смѣло и безбоязненно возлѣ садовника о. Макарія, поливавшаго цвѣты, рѣзвились старыя и молодыя бѣлочки. Въ это время подошелъ просфорникъ о. Ираклій (Копычевъ) съ прирученной маленькой бѣлочкой, отбитой имъ у напавшаго хищника въ лѣсу. Когда о. Ираклій зашевелилъ орѣшками, бѣлочка по рукаву спустилась въ карманъ подрясника и моментально появилась на плечѣ съ орѣшкомъ, и тамъ же его расщепнула и съѣла, затѣмъ отправилась за вторымъ и третьимъ; продемонстрировавъ, спрыгнула съ плеча и побѣжала къ своимъ подружкамъ до вечера. Всѣ сопровождавшіе были у параднаго крыльца. Владыка съ посохомъ въ лѣвой рукѣ, въ клобукѣ, при одной панагіи, важно сошелъ внизъ; получивъ благословеніе всѣ отправились въ Ближній Скитъ. По дорогѣ владыка бесѣдовалъ съ уставщикомъ-регентомъ, іеромонахомъ о. Аристархомъ о церковномъ пѣніи, не одобряя новомодныхъ напѣвовъ. Какъ только показались въ чащѣ лѣса золотые кресты и голубые купола со звѣздами, раздался торжественный трезвонъ серебрянныхъ скитскихъ колоколовъ (даръ благотворителя Копьева). Владыка остановился, вслушиваясь въ трезвонъ, сказалъ: «Ну, это ужъ совсѣмъ, какъ въ Ростовѣ, только безъ Сысоя» [1] т. е. большого колокола, какой былъ въ Ростовскомъ Кремлѣ, славившемся своимъ музыкальнымъ трезвономъ и большими колоколами при митрополитѣ Іонѣ (Сысоевѣ), вѣсомъ въ двѣ тысячи пудовъ. А когда ему доложили, что трезвонятъ послушники-слѣпцы изъ корзинной мастерской, то онъ тихо промолвилъ: «Да, Господь умудряетъ слѣпцы», и пожелалъ видѣть ихъ. Послѣ прошедшаго ночью дождика, по влажному песочку, мы подходили къ вратамъ Скита; вдругъ владыка поскользнулся и упалъ, но моментально съ улыбкой всталъ и проговорилъ: «востахомъ и исправихомся». Съ благоговѣніемъ и молитвою всѣ вошли въ тихій пустынный сіяющій храмъ Святыхъ Праведныхъ Іоакима и Анны. Приложившись къ престолу, осмотрѣвъ орѣховаго дерева художественной рѣзьбы иконостасъ и роспись храма, владыка сказалъ: «здѣсь чувствуется присутствіе Божіе, какъ на Хоривѣ при купинѣ». Выйдя изъ храма, подошли къ могилѣ подвижника іеросхимонаха Макарія, гдѣ была отслужена литія. На вѣчную память раздался умилительный, нѣжно рыдающій похоронный перезвонъ каждаго колокола въ отдѣльности и всѣхъ вмѣстѣ. Во время подхожденія къ кресту завѣдующій корзинной мастерской, монахъ о. Патермуѳій представилъ владыкѣ звонарей-слѣпцовъ. Затѣмъ прошли на братское кладбище. У вратъ владыка истово перекрестился, наклонившись на посохъ съ минуту молился, послѣ паузы попросилъ пропѣть «Со святыми упокой». Приложившись къ образу Рождества Божія Матери, на мѣстѣ Ея явленія, мы, подъ трезвонъ колоколовъ, возвращались въ обитель, откуда доносился звонъ тонкогласаго колокола, призывающаго братію на общую трапезу. По дорогѣ отъ Скита владыка выразилъ сожалѣніе о томъ, что не имѣетъ времени посѣтить Дальній Спасо-Иліодоровскій Скитъ, гдѣ подвизался старецъ схиархимандритъ Иліодоръ, видѣвшій печальную судьбу Россійской монархіи.

Въ 3 часа дня восьмисотъ пудовый колоколъ съ 30 пудовымъ языкомъ, раскачиваемый двумя звонарями, оповѣстилъ братію о напутственномъ молебнѣ и о проводахъ архіепископа Антонія. Владыка въ соборномъ храмѣ стоялъ возлѣ настоятельской стасидіи на большомъ коврѣ съ парящимъ орломъ, въ архіерейской мантіи. Послѣ молебна владыка приложился къ чудотворному образу, поблагодарилъ настоятеля архим. Исаію и братію за радушное гостеприіимство, трижды благословилъ всѣхъ и, послѣ общаго громогласнаго «Ис-полла эти деспота», съ торжественнымъ пѣніемъ тропаря «Рождество Твое, Богородице Дѣво, радость возвѣсти всей вселенной», прослѣдовалъ до Иверскихъ св. вратъ. А оттуда подъ малиновый трезвонъ колоколовъ и аккордовъ братскаго хора, въ открытомъ экипажѣ четверка вороныхъ унесла навсегда великаго іерарха Русской Православной Церкви, будушаго — тогда говорили старцы — митрополита».

Примѣчаніе:
[1] О русскихъ колоколахъ см. стр. 117, 5-го тома «Жизнеописанія».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 41-44.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.