Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
11. Соединеніе космополитическаго и патріотическаго религіознаго идеала въ русскомъ народѣ.

15/28 іюля 1932 года, на торжественнномъ собраніи въ честь Св. Равноапостольнаго Великаго Князя Владиміра въ г. Бѣлградѣ владыка Антоній произнесъ рѣчь, въ которой сказалъ слѣдующее: [1]

*     *     *

«Мы уже не разъ толковали и писали, и печатали о Св. Владимірѣ, о его историческомъ значеніи для русскихъ и для Православія.

Теперь напомнимъ о томъ, что онъ оставилъ въ Кіевѣ послѣ себя и что оставили послѣ него наши тогдашніе враги татары.

Лѣтописецъ говоритъ о томъ, что эти самые татары нашли въ Кіевѣ 800 церквей, а оставили послѣ своего Геростратовскаго разоренія 800 живыхъ человѣкъ, а церкви всѣ поразрушили, включая и Софійскій соборъ и Соборную церковь Кіево-Печерской Лавры.

Въ настоящее время зрителей поражаетъ невысокій размѣръ внутренности Софійскаго собора, а археологи соображаютъ (и подтверждаютъ это раскопками), что послѣ разоренія Собора возстановители онаго въ XIV и XV вѣкѣ не рѣшились даже попытаться прибрать весь соръ и обломки подлиннаго зданія, завалившіе прежній полъ на двѣ сажени, а предпочли настлать поверхъ нихъ новый полъ, почему и внутренняя высота собора значительно сократилась.

Въ 1918 году образовался большой Комитетъ подъ моимъ предсѣдательствованіемъ, рѣшившій посвятить на дѣло реставраціи 2 милліона рублей, выручивъ оные отъ продажи принадлежавшихъ митрополіи Кіевской земельныхъ участковъ въ предмѣстьяхъ города. Въ Комитетѣ участвовали всѣ авторитетные представители исторической науки нашей и церковнаго искусства и уже приступили къ работѣ, но какъ разъ въ это время было получено извѣстіе о томъ, что большевики захватили власть надъ Россіей и объявили свои, съ позволенія сказать, законы, въ силу которыхъ, а точнѣе сказать, въ силу физической невозможности, пришлось отложить наши проэкты до лучшаго времени.

Не будемъ повторять тѣхъ извѣстій о прежнемъ благолѣпіи русской столицы, ибо это извѣстно изъ лѣтописи, а скажемъ только о томъ, что несомнѣнно между двумя полами соборнаго зданія хранится огромное количество архитектурныхъ, а, можетъ быть, и живописныхъ драгоцѣнныхъ останковъ, до обнаруженія и возстановленія которыхъ намъ, конечно, уже не дожить.

Съ чѣмъ же осталась Русь послѣ такого разоренія?

Когда наши историки, вродѣ Муравьева, сравниваютъ древніе храмы наши послѣ татарскаго періода съ остатками храмовъ древнѣйшихъ, то ужасаются сравнительной бѣдности и мало вмѣстительности первыхъ сравнительно съ древнѣйшими, какъ напримѣръ Софійскій Соборъ въ Новгородѣ, Успенскій Соборъ во Владимірѣ, Софійскій Соборъ въ Кіевѣ, судя по его первоначальнымъ развалинамъ и, наконецъ, Церковь Св. Георгія на вратѣхъ Св. Софіи, — судя по остатку ея сохранившагося фундамента высотою въ аршинъ надъ землею.

Чѣмъ же утѣшаться было любителямъ церковнаго благолѣпія послѣ Кіевскаго разоренія? Ожиданіемъ культурнаго возрожденія нашего отечества по сверженіи татарскаго ига? Да! Но это возрожденіе только начало сказываться и развиваться съ XIII по XVII вѣкъ, чтобы послѣ себя предоставить дальнѣйшее развитіе церковнаго искусства недоброй памяти Западному вліянію!

Почти такъ оно и случилось. Но огромнымъ и потрясающимъ коррективомъ этого печальнаго уклона явились два обстоятельства, исходившія изъ духа величайшаго русскаго человѣка до нынѣ неоцѣненнаго неблагодарными соотечественниками, во достойно прославленнаго ученымъ англичаниномъ Пальмеромъ — разумѣемъ патріарха Никона, создателя Новаго Іерусалима подъ Москвой и Иверской часовни въ Москвѣ.

Объ этихъ твореніяхъ великаго русскаго патріота и въ то же время прославленнаго космополита мы писали уже не разъ, а теперь добавимъ, что своимъ Новымъ Іерусалимомъ онъ расширилъ замыслы русскаго художественнаго генія до предѣловъ всемірно христіанскихъ и пересадилъ на русскую почву то, чѣмъ потрясаются сердца вѣрующихъ до самой глубины. Благодаря Никону у насъ въ теперешней Московской губерніи имѣется точное подобіе того, что составляетъ драгоцѣннѣйшую святыню христіанъ всѣхъ народностей.

Такъ вотъ она русская культура! Не русская только, но міровая, всемірная.

Новый Іерусалимъ сталъ въ одинъ рядъ съ излюбленными нашими національными святынями — Лаврою преп. Сергія, Кіевомъ и друг. подобными святынями, собирая въ свои стѣны до 10 тысячъ богомольцевъ въ нарочитые дни.

Значеніе этого богомольческаго подвига русскихъ людей имѣетъ еще то преимущество, что расширяетъ религіозный кругозоръ послѣдняго до предѣловъ Христова Евангелія и восполняетъ тотъ нѣкоторый пробѣлъ въ самообразованіи русскаго народа, который чувствовался въ недостаточномъ ознакомленіи послѣдняго съ событіями земной жизни Господа Іисуса Христа.

При отсутствіи достаточно обильнаго книжнаго матеріала въ то время такое предметное знакомство съ его содержаніемъ, т. е. съ Евангельскими событіями, имѣетъ неоцѣнимую заслугу въ Христовой Церкви, и нужно было быть Никономъ, чтобы рѣшиться на такой смѣлый и совершенно новый въ христіанствѣ подвигъ, чтобы не ограничиваться посылкой людей къ св. мѣстамъ, но и чтобы св. мѣста приблизить къ русскому народу.

Подобное же значеніе имѣетъ и другой подвигь Никона — устроеніе въ Россіи чудотворнаго списка Иверской Божіей Матери, одного — въ Москвѣ, а другого въ Валдаѣ Новгородской губерніи. Теперь эти святыни до извѣстной степени застѣнили собою всѣ прочія мѣстныя святыни, хотя бы и древнѣйшія по церковному преданію.

Впрочемъ, это соединеніе космополитическаго и патріотическаго религіознаго идеала свойственно вообще русскому народу. Его любимѣйшіе предстатели передъ Богомъ и предметъ его поэтическаго одушевленія не мѣстные святые только, а тѣ, которые сильнѣе другихъ пробуждаютъ благодарный откликъ въ сердцахъ и источникъ глубокаго умиленія, разумѣемъ Николая Чудотворца и Алексія, Человѣка Божьяго. Первый изъ нихъ жилъ въ IV вѣкѣ въ Малой Азіи, а второй въ V вѣкѣ въ Латинскомъ Римѣ, но едва ли кто изъ лучшихъ людей, даже изъ прославленныхъ святыхъ, такъ дорогъ, такъ близокъ къ народной душѣ, какъ оба эти избранники Божіи.

Они вошли въ составъ русской культуры, какъ неотъемлимая скрѣпа русскихъ душъ и трудно сказать, потому ли русскіе ихъ такъ полюбили, что нашли въ нихъ привлекательный примѣръ райскаго настроенія, которое носилъ въ себѣ и послѣдній по времени русскій праведникъ Серафимъ Саровскій, или потому, что нашли въ одномъ выраженіе въ высшей степени самоотверженнаго подвига, а въ другомъ полное примиреніе съ жизнью, какъ бы пѣснь торжествующей любви ко Христу и къ людямъ.

Эти то два качества привлекаютъ къ русскимъ людямъ и къ русскому народу и къ русской культурѣ даже дикихъ инородцевъ Сѣверо-Восточной Азіи и даже бывшей русской Америки, т. е. Аляски.

Именно въ Аляскѣ русская культура настолько полюбилась тамошнимъ иностранцамъ, что спустя еще много лѣтъ послѣ перехода этой страны подъ власть Соединенныхъ Штатовъ, мѣстные иностранцы и слышать не хотѣли о томъ, что они уже граждане другого государства и продолжали писать всеподданѣйшія прошенія нашему Государю Александру II, а иногда и прямыя жалобы на невниманіе и безсердечность своего новаго правительства. Ихъ нравственное тяготѣніе къ Россіи и къ русскимъ не прекратилось до послѣдняго времени и тѣмъ пронзало сердце нашихъ добрыхъ Государей двухъ Александровъ и Николая II, которые почти поневолѣ отдали чужероднымъ свое наслѣдственное достояніе за безцѣнокъ.

Не думаю, чтобы обнаружившіеся потомъ золотые пріиски на Аляскѣ, доходы съ которыхъ значительно превысили цѣнность всѣхъ вырученныхъ отъ продажи милліоновъ, болѣе болѣзненно уязвляли царственныя сердца, чѣмъ мысль о лишеніи такихъ любящихъ сердецъ, хотя и закутанныхъ въ звѣриныя шкуры.

Нѣжность ихъ сердецъ и тонкое нравственное чутье выясняется изъ извѣстнаго преданія о жизни религіозно-народнаго богатыря покойнаго митрополита Московскаго Иннокентія († 1873), который, начавъ свое миссіонерское служеніе въ Аляскѣ совсѣмъ молодымъ вдовымъ священникомъ, а потомъ іеромонахомъ, тамъ же получилъ санъ архіепископа, а потомъ былъ рекомендованъ митрополитомъ Филаретомъ себѣ въ пріемника на Московскую митрополичью каѳедру. Преданіе это писатель Лѣсковъ окрасилъ въ сектантскій духъ, а Л. Н Толстой въ антихристіанскій.

Преданіе говоритъ о томъ, что русскій архіерей митрополитъ Иннокентій, посѣщавшій на пароходѣ Алеутскіе острова, на одномъ изъ нихъ нашелъ очень кроткихъ и благоговѣйныхъ трехъ инородцевъ, которые знали только одну молитву: «Трое Васъ, трое насъ, помилуй насъ». Тогда архіерей похвалилъ ихъ за любовь къ молитвѣ, которую они неоднократно повторяли съ умиленными слезами, научилъ ихъ общеупотребительнымъ богослужебнымъ молитвамъ, каковой урокъ они приняли внимательно и благоговѣйно. Но когда пароходъ съ архіереемъ отошелъ отъ того острова, то сидѣвшіе на немъ съ благоговѣйнымъ ужасомъ увидѣли, что инородцы бѣгутъ за ними по водѣ. Бывъ приняты опять на палубу, они смиренно сознались, что забыли слова преподанныхъ молитвъ и просили ихъ повторить.

Въ благоговѣйномъ ужасѣ архіерей спросилъ ихъ: «скажите о себѣ, какъ вы живете и какъ угодили Богу?» — отвѣтъ былъ таковъ: «мы живемъ очень дружно между собою, никогда не ссоримся и молимся Богу». «Скажите еще разъ, какъ вы молитесь?» И вотъ, эти три инородца начали повторять эти немудреныя слова, но уже съ просвѣтленными лицами и съ восторженнымъ умиленіемъ.

Тогда архіерей понялъ, что они приблизились къ Богу, болѣе чѣмъ лучшіе наши догматисты и моралисты и предложилъ имъ и на будущее время довольствоваться этой краткой молитвой, сохраняя между собой миръ и любовь.

Наши писатели постарались сдѣлать отсюда противо-догматическіе выводы, а мы, напротивъ, приняли увѣренность въ томъ, что сущность догмата Пресвятой Троицы была усвоена тѣми праведными инородцами, хотя и не въ буквальномъ тождествѣ съ тѣмъ, что мы усвоили изъ нашихъ катихизисовъ, но по существу содержащейся въ немъ идеи со всей ясностью и нравственнымъ величіемъ православнаго догмата, ибо величіе сего догмата въ томъ и заключается, что три божественныя Лица, объединенныя тождественнымъ внутреннимъ содержаніемъ и взаимной любовью, уже не представляютъ собой трехъ Боговъ, но единаго истиннаго Бога, и Господь нашъ не есть Богъ раздѣленія, но Богъ согласія, какъ сказалъ Апостолъ.

Однако, не только чисто религіозные идеалы нашихъ предковъ, но, если можно такъ выразиться, и мірскія ихъ чаянія и перспективы представляютъ собой тоже самое удивительное совмѣщеніе патріотизма и космополитизма, какъ и нашъ культъ Николая Чудотворца и Алексія, Человѣка Божія. Высшая степень человѣческаго самоотверженія выражена въ житіи этого святого и только подвигъ юродства во Христѣ можетъ сравниться по силѣ самоотверженія съ подвигомъ Св. Алексія: послѣдній убилъ въ своемъ сердцѣ просившуюся въ него ласку своей женѣ и родителямъ, а юродивый въ борьбѣ со своей грѣховностью убивалъ въ себѣ такъ называемое чувство собственнаго достоинства и обрекалъ себя на всевозможныя униженія и оскорбленія отъ людей. Прибавимъ еще, что такой своеобразный, почти исключительно русскій подвигъ проходился въ Россіи не только простолюдинами, но иногда и просвѣщенными русскими людьми, которые могли бы имѣть самыя почтенныя перспективы въ своей жизни.

Таковъ былъ магистръ богословія Оптинскій іеромонахъ Мелхиседекъ, подвизавшійся въ той обители въ 60-70-хъ годахъ, совершенно неизвѣстный міру и признававшійся непроницательными знакомцами, какъ шутъ и плясунъ, до тѣхъ поръ, пока другой подвижникъ благочестія, застоявшійся ночью на молитвѣ подъ открытымъ небомъ, не замѣтилъ, что съ нимъ молится въ отдаленіи еще нѣкто другой, открывшій ему въ эту достопамятную ночь всѣ его личныя тайны и снабдившій его мудрыми совѣтами о томъ, какъ слѣдуетъ проходить подвигъ молитвы.

Русскіе историки и словесники съ благоговѣніемъ повторяютъ знаменательный совѣтъ, съ которымъ престарѣлый отецъ провожалъ на бранный подвигъ своего сына Илью Муромца: «Не убей въ чистомъ полѣ крестьянина, не помысли зломъ на татарина». Взялся бы любой иностранный бытописатель найти подобную высоту помысла въ своихъ военныхъ герояхъ?

Когда я, въ возрастѣ 23 лѣтъ, молодымъ іеромонахомъ, впервые посѣтилъ Кіевскія пещеры и цѣловалъ деревянные полированные гробы, то, какъ упоминалъ объ этомъ ранѣе, я прочиталъ надпись: «Илья Муромецъ»; впослѣдствіи эта надпись чьей-то неразумной рукой была передѣлана такъ: «Преподобный Илія изъ г. Мурома», видимо шокируясь тѣмъ, что Кіево-Печерскій отшельникъ могъ быть когда-то военнымъ богатыремъ.

Между тѣмъ въ древній русскій рыцарскій, или впослѣдствіи казачій бытъ, издревле вошелъ обычай принимать монашескій образъ по окончаніи своего военнаго подвига, что выражено въ одной былинѣ:

«Смолоду много крови пролито,
Много было бито, рѣзано,
Пора подъ старость душу спасти».

Свѣтскіе люди любятъ говорить о, якобы, безполезности отшельнической жизни, о ея несоотвѣтствіи человѣколюбивому духу Евангелія, но такія рѣчи свидѣтельствуютъ только о глупо самоувѣренной неосвѣдомленности такихъ горе-философовъ и о духѣ Евангелія и о духѣ монашества.

Не говоримъ уже о томъ, что достиженіе душевной чистоты и прочихъ добродѣтелей то единое на потребу, что опредѣленно Самимъ Господомъ Іисусомъ Христомъ, но укажемъ на другое слово Христово:

«Іисусъ сказалъ въ отвѣтъ: истинно говорю вамъ: нѣтъ никого, кто оставилъ бы домъ, или братьевъ, или сестеръ, или отца, или мать, или жену, или дѣтей, или земли ради Меня и Евангелія и не получилъ бы нынѣ, во время сіе, среди гоненій во сто кратъ болѣе домовъ, и братьевъ, и сестеръ, и отцовъ, и матерей, и дѣтей, и земель, а въ вѣкѣ грядущемъ жизни вѣчной» (Марк. 10, 29-30).

Что касается пріобрѣтенія отшельникомъ новыхъ братій взамѣнъ покинутой семьи, то для подтвержденія Евангельской мысли достаточно напомнить, что въ далекой и суровой Египетской пустынѣ въ 3-мъ вѣкѣ преподобный Антоній и Пахомій объединили вокругъ себя десять тысячъ отшельниковъ, а суровые и отдаленные отъ человѣческаго жилья острова — Соловки (на Бѣломъ морѣ) и Валаамъ (на Ладожскомъ озерѣ) привлекли въ свое братство по двѣ тысячи отшельниковъ.

Но что еще удивительнѣе того, и древніе Египетскіе и почти современные намъ русскіе отшельники, отрекшіеся отъ всего земного и отложившіе всякія заботы о житейскомъ, оправдали собою слова Спасителя не только о ближнихъ, но и о селахъ и городахъ. Такъ и на Соловецкомъ островѣ и на Валаамскомъ давнымъ давно какъ бы сами вырастали изъ земли огромныя постройки, доставлявшія и кровъ и пищу и разумный трудъ тысячамъ ревнителей благочестія и при томъ не только на суровомъ сѣверѣ, гдѣ самая природа привлекаетъ людей къ аскетической жизни, но и на роскошномъ югѣ, а именно на старомъ и на новомъ Аѳонѣ, обогатившемся грандіозными заводами, водопроводами и фабриками.

Русскій писатель Немировичъ-Данченко, по своему малоумію, даже сѣтуетъ на то, что русскій техническій талантъ созидаетъ такія чудеса искусства и техники — не иначе, какъ подъ эгидой религіозной, церковной идеи (см. его книжку «Крестьянское царство»), но мы въ этомъ видимъ не недостатокъ соціально-экономическаго развитія русскаго народа и вообще православныхъ племенъ, но ихъ превосходство надъ уровнемъ обычнаго искательства счастья и слѣдованіе Господнему глаголу: «ищите же прежде Царствія Божія и правды Его и сія вся приложатся вамъ».

Напротивъ, тѣ люди, которые не искали Царства Божія, никакъ не могутъ добиться «сихъ всѣхъ», что видно изъ неудачныхъ попытокъ устроить Ленинскую электрификацію Русской земли, равно изъ ихъ пресловутыхъ «Волховстроя» и «Днѣпростроя».

Здѣсь мы присутствуемъ при повтореніи безумныхъ затѣй построенія Вавилонской башни, окончившейся смѣшеніемъ языковъ.

Изъ Библіи не видно, насколько образумились древніе народы въ своей неудачѣ, но будемъ надѣяться, что новый народъ русскій православный скоро образумится и на немъ оправдаются Евангельскія слова о пріобрѣтеніяхъ тѣми разумными людьми, которые, подобно Апостолу, могутъ сказать Христу: «Се мы, оставихомъ вся и вслѣдъ Тебѣ идохомъ» (Марк. 10, 28)».

Примѣчаніе:
[1] «Царскій Вѣстникъ» № 292, 1932 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 44-51.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.