Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
12. Привѣтствіе собранію въ день св. Владиміра.
Русскій народъ.

Въ 1934-мъ году владыка Антоній прислалъ собранію русскихъ православныхъ людей въ день св. Равноапостольнаго Великаго Князя Владиміра слѣдующее привѣтствіе: [1]

*     *     *

«Привѣтствую именемъ Господнимъ Владимірское собраніе и, будучи слишкомъ слабъ, чтобы лично посѣтить его и принять участіе въ чествованіи Св. Владиміра, прошу всѣхъ участниковъ принять мое сердечное привѣтствіе съ этимъ священнымъ днемъ русскихъ христіанскихъ воспоминаній и при этомъ хочу выразить надежду на то, что, несмотря на всѣ ухищренія враговъ св. Вѣры, она вновь прославится въ русскомъ народѣ, какъ это было послѣ татарскаго ига.

Правда, то иго было несравненно болѣе легкое, нежели иго современное для русскаго православнаго народа, ибо тогда всѣ были вѣрующими: одни — христіане, другіе — магометане, третьи — язычники; но не было спеціальныхъ враговъ христіанской и всякой другой вѣры, которыхъ наплодили большевики.

Прежнія гоненія, иногда тоже сопровождавшіяся убійствами вѣрующихъ во Христа, мы избыли и при томъ настолько побѣдоносно, что новыя поколѣнія, т. е. потомки безбожныхъ татаръ и другихъ полудикихъ инородцевъ, добровольно и постепенно покорялись слову вѣры, проповѣданному христіанскими пастырями, а современные враги Христовой вѣры, борющіеся противъ нея огнемъ и мечемъ и безбожной проповѣдью, являются нарочитыми ея врагами, вдохновляемые іудеями, потомками Христовыхъ враговъ, личныхъ ненавистниковъ Господа Іисуса Христа и Его св. Апостоловъ.

Не только примиренія съ ними, но и смягченія того злобнаго чувства, съ которымъ они относятся къ православнымъ христіанамъ, ожидать пока невозможно, ибо враги Христовы находятъ особое наслажденіе именно въ томъ, чтобы терзать невинныя тѣла современныхъ христіанскихъ мучениковъ.

Таковы были замученные ими блаженной памяти митрополитъ Кіевской Владиміръ († 1918 г.), митрополитъ Петроградскій Веніаминъ, еще сравнительно молодой іерархъ († 1919 г.) и мн. друг. Пора и всѣмъ намъ убѣдиться въ томъ, что истинные христіане давно знали, т. е., что самое крещеніе въ вѣру Христову связано съ постоянной готовностью крещеныхъ пролить свою кровь за Христа и вѣрныхъ Ему св. Апостоловъ, какъ говорится въ Евангеліи: «Кто не несетъ креста своего и идетъ за Мною, не можетъ быть Моимъ ученикомъ» (Лук. 14, 27).

Такихъ христіанъ, предпочетшихъ мученическую кончину отреченію, не мало было и среди мірянъ, преимущественно простолюдиновъ, а также и среди духовенства и даже іерарховъ, облагодатствованныхъ безстрашнымъ исповѣданіемъ Христовой вѣры, въ которой да укрѣпитъ и насъ всѣхъ Господь, чтобы не стыдиться намъ креста Господня и не быть сочтенными въ полку Его враговъ (Флп. 3, 18), о коихъ упоминаетъ Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Филиппійцамъ, а быть достойной паствой Св. Равноапостольнаго Князя Владиміра».

Примѣчаніе:
[1] «Царскій Вѣстникъ» № 408, 1934 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 51-53.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.