Церковный календарь
Новости


2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
13. О покорности русскаго народа волѣ Божіей.

1/14 октября 1930 года, въ день Покрова Пресвятыя Богородицы, владыка Антоній произнесъ поученіе о покорности русскаго народа волѣ Божіей. Это поученіе было нами записано: [1]

*     *     *

«Праздникъ Покрова имѣетъ своей причиной событіе, происшедшее въ Константинополѣ въ X вѣкѣ и заключавшееся въ томъ, что праведный человѣкъ, юродивый Андрей видѣлъ на небѣ Божію Матерь съ простертымъ омофоромъ въ то время, когда эта христіанская столица была осаждена варварами со всѣхъ сторонъ. Вскорѣ послѣ этого войска варваровъ были чудеснымъ образомъ потоплены въ Черномъ морѣ и христіанская столица была освобождена.

Нѣчто подобное въ исторіи Церкви совершилось спустя много времени въ томъ же Царьградѣ, осажденномъ русскими язычниками (скиѳами).

Вотъ это видѣніе одного юродиваго человѣка и событія, послужившія къ пораженію нашихъ предковъ, и являются причиной нашего праздника. Въ настоящее время день этотъ празднуется только въ Россіи, причемъ русскій народъ такъ полюбилъ этотъ праздникъ, что приравниваетъ его къ двунадесятымъ праздникамъ, когда вспоминаются событія нашего спасенія и сошествія Св. Духа. Кромѣ того, русскій народъ по всей Россіи соорудилъ множество храмовъ, посвященныхъ Покрову Пресвятыя Богородицы.

Нѣкоторые говорятъ — почему мы празднуемъ печальное событіе нашей національной исторіи, а именно пораженіе нашихъ предковъ Кіевлянъ. Но говорятъ это тѣ, которые не понимаютъ, что русскій народъ считаетъ своими настоящими предками не тѣхъ, отъ которыхъ онъ произошелъ по плоти, а тѣхъ, отъ кого онъ родился духовно, не взирая на различіе расъ и племенъ.

Чудесное избавленіе Константинополя отъ нашествія варваровъ и Кіевлянъ напоминаетъ чудесное избавленіе израильскаго города Доаима по молитвамъ пророка Елисея. Городъ этотъ также былъ обложенъ со всѣхъ сторонъ врагами и защитникъ города спрашивалъ пророка Елисея: «Увы, господинъ мой, что намъ дѣлать?» Тогда, по молитвамъ пророка Божія, открылись умственныя глаза защитнику и онъ увидѣлъ множество воиновъ и гору, наполненную множествомъ огненныхъ коней и колесницъ, и вслѣдъ за этимъ осаждавшіе городь Сиріяне ослѣпли и были отведены, какъ малыя дѣти въ Самарію, столицу Израильскаго царства. Здѣсь царь хотѣлъ было ихъ истребить, говоря Елисею: «Не избить ли ихъ, отецъ мой?», но Елисей сказалъ: «Нѣтъ, не дѣлай этого, развѣ своей силой ты взялъ ихъ. Предложи имъ хлѣба и воды, пусть ѣдятъ и напьются и пойдутъ къ государю своему». Такъ царь и поступилъ. И не ходили больше полчища Сирійскія въ землю Израилеву» (4 Цар. 6, 15-23).

Такъ покорялись волѣ Божіей богоизбранные народы. Русскій народъ до самаго послѣдняго времени также умѣетъ покоряться волѣ Божіей. Нашъ народъ понимаетъ, что все, что не случается съ людьми, даже преждевременная смерть, направлено къ вѣчному спасенію, что человѣку, кромѣ его самого, ничто не можетъ повредить и что все должно приносить къ ногамъ вѣчнаго спасенія. Поэтому русскій народъ высоко чтитъ страданія праведниковъ и изъ святыхъ болѣе всего почитаетъ такихъ, какъ мученики Борисъ и Глѣбъ, невинно пострадавшихъ отъ своего брата, или преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія, добровольно обрекшихъ себя на лишенія и страданія, или преподобнаго Серафима, великими подвигами покорившаго страсти и бывшаго другомъ народа. Все, что съ нами случается не по нашей волѣ, направлено къ вѣчному спасенію. Апостолъ Павелъ, заботясь не о какихъ-либо внѣшнихъ дѣлахъ, а о душевномъ мирѣ, просилъ Господа, чтобы отъ него отступилъ Ангелъ сатаны, т. е., чтобы его оставили искушенія къ грѣху. Но Господь ему открылъ, что онъ долженъ переживать эту внутреннюю борьбу, опираясь на живущую въ его сердцѣ благодать Божію и всегда выходя изъ нея побѣдителемъ.

Не будемъ распространяться о современныхъ русскихъ страдальцахъ въ ихъ терпѣніи въ отношеніи ихъ рабства, но все же и здѣсь есть все та же великая черта русскаго народа — покорность волѣ Божіей. Конечно, черта эта ничего общаго не имѣетъ съ безпечностью, соединенной съ невѣріемъ въ Бога.

Вотъ поэтому теперь, когда нашу святую землю плѣнили современные варвары, мы не должны роптать, но должны твердо знать, что пока мы возносимъ наши убогія молитвы, мы никогда не можемъ быть оставлены и что все, что съ нами происходитъ, направлено къ нашему спасенію. Повредить себѣ мы можемъ только сами.

Преданность волѣ Божіей составляетъ великую черту русскаго народа, единственнаго въ мірѣ, сознательно стремящагося къ Богу, и поэтому русскій человѣкъ сохраняетъ царственное спокойствіе и въ радости и въ горѣ и считаетъ себя внутренне свободнымъ при самомъ жестокомъ и безчеловѣчномъ рабствѣ и униженіи».

Примѣчаніе:
[1] «Царскій Вѣстникъ» № 115, 1930 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 53-55.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.