Церковный календарь
Новости


2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 19 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
14. Главныя отличительныя черты русскаго народа въ иконописи и въ праздникѣ Воскресенія Христова.

Въ 1931 году владыка Антоній написалъ такую замѣтку о русскомъ народѣ: [1]

*     *     *

«Русскій народъ создалъ чисто русскую національную живопись и, главнымъ образомъ, иконописаніе.

У современныхъ народовъ никакого иконописанія теперь вообще нѣтъ, оно относится къ древности и только русскій народъ имѣетъ такихъ современныхъ геніевъ, какъ Васнецовъ и Нестеровъ.

Замѣчательно, что они являются не индивидуальными талантами, а выразителями чисто народнаго творчества.

Византійской средневѣковой живописи была чужда та черта, которой отличается русская живопись. На старческихъ изнеможденныхъ ликахъ древне-русскихъ святыхъ — есть двѣ замѣчательныя черты — умиленіе и примиренность.

Есть замѣчательная картина Васнецова — Святитель Гермогенъ. Художнику удалось на открытомъ русскомъ лицѣ Святителя изобразить непреклонную волю и святое умиленіе.

Вотъ этихъ чертъ чужда первая въ мірѣ Византійская живопись. Русская живопись въ этомъ отношеніи ее превосходитъ.

Въ Византіи высшіе таланты живописи обнаружились въ XIII вѣкѣ, въ лицѣ аѳонскаго монаха Мануила Панселина, оставившаго по себѣ цѣлую школу живописцевъ, но, однако, наши Васнецовъ и Нестеровъ нисколько не уступаютъ тѣмъ великимъ художникамъ.

Другая отличительная черта русскаго народа среди прочихъ православныхъ — это празднованіе Воскресенія Христова.

Правда, и въ Византіи — этотъ праздникъ былъ великъ и въ Сербіи сохранились великолѣпные пасхальные обычаи. Если мы теперь ихъ не понимаемъ, то только потому, что мы отстали отъ высокаго идеала въ нихъ вложеннаго. Однако, никто не можетъ сравниться съ русскимъ народомъ въ празднованіи Воскресенія Христова.

Народъ, который воспѣлъ праздниковъ праздникъ такъ горячо, всѣмъ сердцемъ, не можетъ не имѣть своей души.

Слова Пасхальнаго поученія, читаемыя въ самой захолустной церкви, потрясали русскія сердца:

«Воскресе Христосъ — и падоша демоны».
«Воскресе Христосъ — и ликовствуютъ ангелы».
«Воскресе Христосъ — и мертвый ни единъ во гробѣ».

Народъ, живущій памятью Воскресенія Христова и одушевленно вѣрующій въ побѣду жизни надъ смертью, долженъ и самъ воскреснуть, т. е. возродиться къ духовной жизни, какъ воскресъ и Господь Іисусъ Христосъ».

Примѣчаніе:
[1] «Царскій Вѣстникъ» № 221 за 1931-ый годъ.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 55-56.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.