Церковный календарь
Новости


2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
15. Наше общественное призваніе
[1].

О русскомъ общественномъ призваніи владыка Антоній написалъ слѣдующую статью:

*     *     *

«Краснорѣчивѣе всѣхъ и убѣдительнѣе всѣхъ говорилъ и писалъ объ оторвавшемся отъ народа русскомъ интеллигентѣ Достоевскій.

Съ перваго взгляда можетъ показаться, что онъ въ желаемомъ общеніи русской интеллигенціи съ народомъ видитъ лѣкарство отъ всякихъ общественныхъ затрудненій и даже какъ бы замѣну религіознаго и нравственнаго развитія человѣка.

Впрочемъ, чтобы оцѣнить это необходимо принять во вниманіе тотъ почти суевѣрный страхъ, который питало русское общество ко всякому напоминанію о Церкви, о православной вѣрѣ и отчасти вообще ко всякому напоминанію о нашихъ человѣческихъ обязанностяхъ по отношенію къ Богу и ближнему.

Все это обстоятельно изобразилъ въ четырехъ разговорахъ симпатичный писатель Гончаровъ.

Эти четыре разговора замѣчательны тѣмъ, что они весьма энергично подводятъ читателя къ усвоенію положительныхъ и чисто христіанскихъ началъ жизни, но все таки удерживаютъ его какъ бы за фалды его сюртука отъ окончательнаго перехода въ область Христова ученія саркастическимъ замѣчаніемъ нѣкоторыхъ собесѣдниковъ въ видѣ издѣвательскаго повторенія четырехъ словъ: Dіеu, Dіеu, Dіеu, Dіеu. Мысль тутъ такая, будто бы русскіе люди, попытавшись философски опредѣлить положительныя цѣли жизни, тутъ же обнаруживаютъ свое безсиліе предложить какое-либо опредѣленное содержаніе для охранительныхъ началъ и быстро обращаются къ самому шаблонному благочестію.

Авторъ этого замѣчательнаго очерка только въ своемъ эпилогѣ представляетъ попытку указать опредѣленный путь для положительнаго общественнаго прогресса и находитъ его въ православномъ панславизмѣ, упуская, повидимому, изъ виду вслѣдъ за другими талантливыми писателями, то обстоятельство, что панславизмъ для народа, раздѣленнаго на два борющихся между собою духовныхъ лагеря (православіе и католичество), едва ли можетъ быть положенъ въ качествѣ проводника православнаго объединенія. Поэтому лукавые католики-паписты уже вотъ около 100 лѣтъ стараются вырвать знамя Православія изъ рукъ русскихъ мыслителей и вложить имъ противъ воли знамя римско-католическое, не стѣсняясь тѣхъ абсурдныхъ выводовъ, которые слѣдовали бы изъ такого рецепта. Это замѣтилъ даже такой скептикъ, какъ Некрасовъ въ извѣстномъ двухстишіи:

«Помню я. Мнѣ князь N.N. говорилъ:
«Я, душа моя, славянофилъ».
«А религія ваша?» — «Католикъ!»

Небольшое дѣло два стишка Некрасовскихъ, но они прекрасно объясняютъ, какое поверхностное отношеніе къ Православію обнаружили эти «мыслители» и какъ неразумно полагаться на нихъ въ своихъ религіозныхъ убѣжденіяхъ.

Мы уже упоминали о томъ, что религіозные элементы въ нашемъ обществѣ поставлены такъ слабо, что дѣлать ихъ исходнымъ началомъ нашихъ разсужденій о религіи совершенно безполезно. Здѣсь умѣстно будетъ привести изреченіе Некрасова:

«Суждены намъ порывы благіе,
А свершить ничего не дано».

При всемъ томъ душа русскаго человѣка не хочетъ мириться съ такимъ приговоромъ надъ лучшими русскими устремленіями, а русская мысль продолжаетъ напряженно искать себѣ путей для выхода по нимъ на твердую почву сознательныхъ воззрѣній на наше общественное призваніе въ жизни.

Болѣе свѣтлыя надежды можемъ мы усвоить изъ области церковнаго искусства. Здѣсь мы встрѣчаемъ больше согласованности и устойчивости въ принципахъ.

Вотъ почему умнѣйшій изъ плеяды князей Трубецкихъ рѣшился перенести свой призывъ къ возвращенію къ православнымъ основамъ жизни въ область литургическую и выступилъ въ самый революціонный моментъ взбалмошной жизни съ замѣчательнымъ, хотя и довольно краткимъ произведеніемъ, подъ названіемъ «Идеи въ краскахъ», въ которомъ съ полнымъ благоговѣніемъ описываетъ лучшія произведенія нашего искусства, при чемъ успѣваетъ дождаться болѣе безпристрастнаго отношенія читающей публики къ названной темѣ, чѣмъ это можно ожидать въ прямой проповѣди въ богословскихъ и моральныхъ истинахъ.

Читающая публика отнеслась къ книгѣ Трубецкого чутко и во всякомъ случаѣ не враждебно. Такое же отношеніе къ идеямъ въ краскахъ, т. е. къ религіозной живописи, можно ожидать и отъ другихъ представителей искусства, какъ это доказали Васнецовъ, Нестеровъ и другіе мастера, объединившіе до извѣстной степени въ этомъ интересѣ къ церковному искусству столь враждебные лагери, какъ православныхъ и раскольниковъ-безпоповцевъ.

Вообще, область искусства — живопись, музыка, пѣніе и декламація — вотъ поприще, наиболѣе доступное для обратившихся къ основамъ нашей русской жизни бывшихъ отщепенцевъ Церкви и народа, и здѣсь то надо ставить мостъ между ними и Церковью.

А если суждено русскимъ бѣженцамъ постепенно возвращаться къ основамъ церковно-народной жизни, то въ такомъ случаѣ наше искусство достигнетъ, конечно, большихъ успѣховъ, чѣмъ это удалось философіи и наукѣ.

Примѣчаніе:
[1] «Царскій Вѣстникъ» № 426, 1934. г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 56-58.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.