Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
16. Берегите народныя сокровища. (О Васнецовѣ и Нестеровѣ).

Въ 1925-мъ году, когда въ Россіи свирѣпствовалъ жестокій голодъ, заграницей были получены свѣдѣнія о томъ, что въ Россіи находятся въ большой нуждѣ и чуть ли не умираютъ съ голода великіе русскіе живописцы Васнецовъ и Нестеровъ. Тогда владыка Антоній, подъ впечатлѣніемъ этого извѣстія, написалъ статью, подъ приведеннымъ названіемъ, въ которой высказалъ свои мысли, какъ о творчествѣ этихъ знаменитыхъ мастеровъ, такъ и о задачахъ русскаго церковнаго искусства.

*     *     *

«На сихъ дняхъ я получилъ печальную вѣсть о томъ, будто наши геніальные живописцы — Васнецовъ и Нестеровъ чуть ли не умираютъ съ голоду. Неужели ко многимъ причинамъ позора русскаго народа суждено присоединиться еще одной причинѣ тяжкаго позора, если дѣйствительно окажется, что эти оба свѣтила благороднѣйшаго искусства умерли отъ голода. Да не будетъ этого!

Русская живопись, по общему признанію, — первая въ современномъ мірѣ, а названные два мастера — первые среди русскихъ талантовъ. Оба они — возстановители православнаго, т. е. византійско-русскаго стиля живописи. Ими совершенъ поворотъ отъ итальянско-нѣмецкаго искусства, чувственнаго и горделиваго, къ православному, одухотворенному и смиренному.

Это громадная, вѣковая, многовѣковая заслуга передъ искусствомъ, передъ православнымъ христіанствомъ, передъ Россіей, передъ человѣчествомъ, передъ Богомъ, а Кіевско-Владимірскій соборъ, какъ главная сокровищница ихъ вдохновеній, должно признать восьмымъ чудомъ въ свѣтѣ. Прибавимъ къ сказанному, что наши живописцы не только возстановили, но и усовершенствовали византійско-русскій стиль. Они нѣсколько разнятся и другъ отъ друга и отъ прежнихъ, тоже истинно православныхъ иконописцевъ. Разумѣю, конечно, не только технику живописи, которая у послѣднихъ была совершенно патріархальной, но и художественныя идеи, вложенныя нашими геніями въ изображенія Спасителя, Богоматери, ангеловъ и святыхъ.

Христосъ-Спаситель у византійскихъ художниковъ — всевѣдущій и справедливый Судія, взирающій на будущее сквозь мракъ вѣковъ, и въ сердце грѣшныхъ людей, обличая ихъ лукавство. У древнихъ русскихъ живописцевъ Онъ — кроткій Утѣшитель скорбящихъ, а Богоматерь и святые — не только образцы цѣломудрія и носители восторженнаго вдохновенія, какъ у византійцевъ (напримѣръ, у геніальнаго Мануила Панселина, аѳонца 13-го вѣка), но прежде всего умиленные сердцемъ и душой образцы глубокаго смиренномудрія и печали о міровомъ злѣ и о собственныхъ согрѣшеніяхъ.

Васнецовъ и Нестеровъ разнятся между собой; первый, какъ богословъ по образованію, является болѣе отрѣшеннымъ отъ наличной жизни, второй — болѣе національнымъ, русскимъ, даже деревенскимъ созерцателемъ. Конечно, при всемъ томъ, оба остаются чисто православными и національными мастерами и совершенными въ области научной техники. Восторженное вдохновеніе, духовность и чистота сердца — творчество Васнецова; тихая грусть, нѣжное умиленіе и преданность волѣ Божіей — творчество Нестерова. Первый отрѣшаетъ созерцателя своихъ картинъ отъ будничной жизни и увлекаетъ къ небу, второй — низводитъ небо на землю и раскрываетъ его вліяніе на жизнь народную, въ частности — русскую. Васнецовъ беретъ идеи Іоанна Богослова и любитъ Апокалипсисъ; Нестеровъ воспринимаетъ духъ евангелиста Луки и постоянно воспроизводитъ идею притчи о блудномъ сынѣ, возвратившемся съ раскаяніемъ къ своему милосердному отцу.

Въ 1917-1918 годахъ я бесѣдовалъ съ обоими. Тогда Васнецовъ читалъ въ частномъ собраніи 400 человѣкъ членовъ Всероссійскаго Церковнаго Собора полуторачасовую лекцію «О превосходствѣ византійско-русской живописи надъ западно-европейской», въ частности итальянской. Аудиторія пришла въ восторгъ отъ лекціи и поручила мнѣ привѣтствовать великаго мастера; я говорилъ, что если и погибнетъ Россія, какъ государство, то не погибнетъ русскій геній и не пропадутъ картины Васнецова до Второго Пришествія, если не въ подлинникахъ, то въ копіяхъ. Видъ его картинъ среди нашей современной Вальпургіевой ночи является тихимъ свѣтомъ и настойчивымъ призывомъ къ покаянію и просвѣщенію духовному, какъ въ извѣстномъ стихотвореніи А. Толстого о мелодіи, силящейся вразумить своего глубоко падшаго композитора:

«И въ туманной дали рисовались
Берега позабытой отчизны,
Неземныя слова раздавались
И манили назадъ съ укоризной».

Убѣжденіе Васнецова о задачахъ церковной живописи сводится къ тому, чтобы искусство, сохраняя современную технику, возвратилось всецѣло къ завѣтамъ XVII вѣка, когда русская народная жизнь, достигши своего высшаго расцвѣта, до котораго намъ пришлось и еще придется съ усиліемъ подниматься въ области иконописанія.

Его послѣдняя грандіозная картина — Страшный Судъ, гдѣ съ особеннымъ геніальнымъ подъемомъ изображена Пресвятая Богородица, предстоящая Вѣчному Судіи, какъ ходатайница за людей (село Гусь, Владимірской губ.).

Нестеровъ — чисто русскій, съ самымъ скромнымъ мнѣніемъ о себѣ, философъ и художникъ. Въ захолустной, родной ему Уфѣ, я всматривался въ его иконы, которыя сіяли, какъ свѣтлая радуга, въ скромной церкви учительской школы села Благовѣщенскаго, въ 25 верстахъ отъ города. Въ послѣднее время онъ пришелъ къ убѣжденію, что онъ не призванный иконописецъ, ибо на этой спеціальности художникъ долженъ не столько творить, сколько вспоминать и переносить на полотно опыты и переживаніе не свое, а обще-церковное. Его болѣе притягиваетъ та область религіознаго искусства, гдѣ онъ можетъ творить и воспроизводить преимущественно новыя переживанія людей, конечно, въ области религіозной. Его картина «Святая Русь» облетѣла въ копіяхъ и гравюрахъ весь міръ. Другая — «На пути ко Христу» воспроизводитъ ту же идею, что и первая: стоитъ Христосъ Спаситель посреди русскаго пейзажа, а къ Нему идутъ, спотыкаясь и отклоняясь подчасъ отъ прямого пути, не только восторженные праведники, не только кающіеся, какъ на первой картинѣ, но и колеблющіеся, и даже сошедшій въ сторону отъ спасительной тропинки Левъ Толстой. Художнику болѣе всего удаются типы русскихъ благостныхъ старцевъ-отшельниковъ и смиренныхъ богомолокъ, примиренныхъ съ жизнью и со своими страданіями и лишеніями. За послѣднія 10 лѣтъ Нестеровъ сталъ писать портреты современныхъ писателей, выразителей русскихъ идей.

Великая слава этихъ геніевъ кисти, но современность наша при всѣхъ своихъ симпатіяхъ къ обоимъ, еще не доросла до достойной ихъ оцѣнки. Эти два генія — даръ неба погибающей Руси и всему цивилизованному міру. Вотъ имъ приличествуетъ этотъ ромбъ Некрасова:

«Становись народъ передъ нимъ на колѣна,
Увѣнчай его кудри вѣнкомъ».

Достойно оцѣнитъ ихъ потомство, какъ оно оцѣнило Пушкина и Достоевскаго.

И эти два человѣка умираютъ отъ нужды, чуть не отъ голода.

Не умѣю я организовывать сборы пожертвованій; самъ, конечно, дамъ, сколько могу, и болѣе того, ибо я самъ полунищій; но я призываю общество, то-есть всѣхъ русскихъ эмигрантовъ, образовать во всѣхъ центрахъ комитеты и собирать суммы: 1) для поддержки ихъ физической жизни и 2) для обезпеченія обоимъ выѣзда заграницу или, если они не пожелаютъ, то для устройства имъ благопріятныхъ условій для продолженія ихъ геніальнаго труда. Двоимъ не очень много надо. Васнецову уже болѣе 70 лѣтъ, Нестерову болѣе 60, это свѣтлые лучи заходящаго солнца. Стыдно будетъ русскимъ, если такую задачу примутъ на себя иностранцы или иностранныя государства, а послѣднее весьма возможно, ибо искусство торжествуетъ надъ раздѣленіями національными, даже надъ конфессіональными. Я прошу сербскихъ и иностранныхъ публицистовъ перепечатать приведенныя свѣдѣнія о великихъ художникахъ, цѣликомъ или, хотя бы, въ выдержкахъ».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 58-62.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.