Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
20. Русскій народъ и православныя племена за границей Россіи.

Владыка Антоній не отдѣлялъ въ своемъ сердцѣ русскаго народа отъ православныхъ племенъ, находившихся за границей Россіи — на Западѣ подъ властью б. Австро-Венгерской Имперіи — Буковину, Галицію и Карпатскую Русь, на Востокѣ грековъ и арабовъ, находившихся подъ властью магометанъ турокъ и православныя государства Сербію, Болгарію и Румынію, нуждавшихся когда-то въ поддержкѣ Россіи.

Чувства владыки Антонія къ карпато-россамъ, галичанамъ и буковинцамъ нашли особо яркое выраженіе въ его посланіи по случаю сборовъ, предпринятыхъ тогдашнимъ архимандритомъ Виталіемъ, впослѣдствіи архіепископомъ, для устройства въ Карпатской Руси въ с. Владиміровѣ на Словенску православной миссіи. По этому поводу владыка Антоній опубликовалъ слѣдующее посланіе.

Окружное посланіе.
Смиренный Антоній, митрополитъ Кіевский Галицкій, благочестивымъ русскимъ людямъ, проживающимъ въ Югославіи и другихъ странахъ о Господѣ радоватися.

Извѣстно ли, всѣмъ вамъ, возлюбленные русскіе люди, что кромѣ нашего современнаго разсѣянія по лицу всей земли и кромѣ тѣхъ, которые живутъ на Св. Руси, — существуютъ сотни тысячъ, даже милліоны русскихъ православныхъ людей, много вѣковъ проживающихъ не вдали отъ насъ — на горахъ Карпатскихъ и въ Буковинѣ?

Прежде они были въ австрійскомъ рабствѣ, а въ послѣднее десятилѣтіе получили отъ него свободу и часть ихъ изъявила согласіе проситься въ дружественную намъ Чехію, гдѣ и пребываютъ вотъ уже 10 лѣтъ въ зависимости отъ католиковъ и уніатовъ.

Обманомъ и насиліемъ были они прежде оторваны отъ православной родины и въ шестнадцатомъ вѣкѣ, противъ своего желанія, вписались въ латинскую унію и содержались въ тяжеломъ рабствѣ у австрійскихъ поляковъ и мадьяръ. Наша великая война, погубившая Россію, спасла, однако, ихъ отъ этого рабства и они, оказавшись на свободѣ, начали тысячами возвращаться къ православію: строить церкви и школы, и устраивать монастыри и воспитательные пріюты для дѣтей-сиротъ. — Святое это дѣло, но тяжкое и почти невозможное для бѣдняковъ сиромаховъ. — Дорожите же сугубо тѣмъ заброшеннымъ краемъ: знаете-ли вы, что тамъ русскій духъ и благочестіе сохранились въ неискаженномъ видѣ, какъ-бы въ 17-мъ вѣкѣ; оттуда можетъ возсіять свѣтъ прежняго благочестія на всю Русь, какъ это еще было во время крещенія св. Владиміра.

Теперь они поднимаютъ умоляющія руки къ намъ, хотя тоже бѣднымъ эмигрантамъ, требуя помощи на достройку церкви и пріюта въ селѣ Владиміровѣ на Словенску и на покрытіе долговъ, за которые стоитъ угроза объ отобраніи у нихъ церкви, пріюта и миссіи. Тамъ работаетъ создатель сего св. храма русскій просвѣщенный подвижникъ архимандритъ Виталій, почти 30 лѣтъ защищающій грудью своею Святое Православіе и пребывающій въ добровольной нищетѣ среди гоненій отъ враговъ нашей вѣры. — Двадцать лѣтъ онъ трудился въ нашей Почаевской Лаврѣ, а когда она перешла подъ власть Польши, онъ водворился въ Карпатской Руси, въ Чехіи, и тамъ основалъ типографію и св. обитель съ церковью Св. Архистратига Михаила въ память убіенныхъ русскихъ воиновъ, которыхъ могилы по близости отъ того мѣста насчитываются многими тысячами.

Мнѣ, пишущему эти строки, дѣло это особенно дорого. Проживая въ 1886 году близко отъ тѣхъ мѣстъ, я вотъ уже почти 45 лѣтъ пребываю въ постоянной тревогѣ о народѣ нашемъ православномъ. Со времени ига татарскаго, онъ уже 700 лѣтъ стремится слиться со всею державною Русью и частями возвращался къ единенію съ нею, но, видимо, Господь испытываетъ его терпѣніе и усердіе, хотя частями, и весьма значительными, Русь постепенно объединялась еще со времени Царя Алексѣя Михайловича, потомъ — Петра I-го, Екатерины II-й и до послѣдней войны. Только треклятая революция опять раздробила было Св. Русь, опять оставила подъ чужеземною и неправославною властью значительные предѣлы русскаго разселенія и донынѣ оставила нашъ народъ раздробленнымъ между различными государствами неправославной вѣры.

Итакъ, оплакивая нашу родину, обезглавленную, разоренную, съ разоренными храмами Божіими и обращенную въ огромную тюрьму, куда нѣтъ входа, ни выхода; я теперь, и уже съ 23 лѣтняго возраста своей скитальческой жизни, подойдя къ концу седьмого ея десятка, и, слѣдовательно, къ собственной могилѣ, такъ и не могу спокойно думать о нашихъ бѣдныхъ братьяхъ, оторванныхъ отъ общей жизни бѣдной Руси нашей и влачащихъ въ нищетѣ и невѣжествѣ свои печальные дни.

Я призываю теперь свою бѣдствующую паству, но уже обогрѣвшуюся подъ попечительнымъ покровительствомъ великодушной Югославіи, принять участіе въ судьбѣ этихъ единомышленныхъ, а съ прошлаго года единовѣрныхъ братій нашихъ Карпатской Руси. Борясь съ нищетой и голодомъ, она все-таки тянется къ Православію и просвѣщенію и умоляетъ насъ подать ей прежде всего руку помощи для уплаты долговъ, сдѣланныхъ ею для построенія храма св. Архангела Михаила въ память убіенныхъ около него русскихъ воиновъ. Шелъ было и я самъ съ готовностью помолиться среди нихъ и проповѣдывать тамъ Православіе, но меня не допустили; и теперь сердце мое рвется туда и готово бываетъ разорваться на части, когда я думаю о тѣхъ страдальцахъ заграничныхъ — русскихъ людяхъ, и вотъ, вопреки своему обычаю, я обращаюсь къ своей благочестивой паствѣ — эмигрантамъ въ Югославіи и другихъ странахъ — съ мольбою о денежныхъ сборахъ на возстановленіе православія и на просвѣщеніе въ Карпатской Руси. Собирателемъ такихъ средствъ является о. іеромонахъ Серафимъ [1], по любви къ русскому народу перемѣнившій почетное положеніе профессора на нищенскую суму, чтобы собрать пожертвованія и обезпечить ими церковь, типографію и школу во Владиміровѣ, гдѣ труждается въ трудѣ и бѣдности его руководитель и мой дорогой другъ архимандритъ Виталій съ братіей, академикъ, три раза уже отказавшійся отъ архіерейскаго сана ради служенія простому народу русскому и Православной Церкви.

Знаю, что многимъ уже наскучили тебѣ, моя дорогая паства, постоянные сборы, и я избѣгалъ въ нихъ участвовать, предпочитая отдавать свои собственные послѣдніе скудные динары, чѣмъ просить другихъ. Но, продолжая поступать такъ до послѣднихъ дней, теперь я вижу, что безъ общей помощи добрыхъ людей ничего тамъ сдѣлать невозможно и потому съ низкимъ поклономъ снова стучусь въ ваши сердца, добрые люди. Помните, что не одинъ вѣкъ бѣдный братъ нашъ Лазарь лежалъ у воротъ нашего богатаго русскаго царства, которое ходило въ то время освобождать ненужный намъ иновѣрный Парижъ, а оставляло безъ участія своихъ братьевъ по крови и по вѣрѣ.

Долго терпѣлъ Господь такое безучастіе русскаго народа и русскаго правительства, да, наконецъ, и наказалъ насъ строго, повергнувъ народъ въ то положеніе нищихъ странниковъ, въ которомъ были пренебрегавшіеся нами братья галичане, карпаторуссы и буковинцы.

Будемъ же каяться предъ Богомъ и предъ народомъ, но не безплодными воздыханіями, а такъ, какъ прежній богачъ, раскаявшійся корыстолюбецъ мытарь Закхей, сказавшій: «Се полъ имѣнія моего, Господи, дамъ нищимъ: и аще кого чимъ обидѣхъ, возвращу четверицею» (Лук. 19, 8).

Тогда и мы услышимъ сладчайшій глаголъ Христовъ: «днесь спасеніе дому сему бысть» (Лук. 19, 9).

Примѣчаніе:
[1] Въ настоящее время архіепископъ Чикагскій и Детройтскій.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 111-114.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.