Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
21. О гоненіяхъ на Русскую Православную Церковь и объ архіепископѣ Иларіонѣ.

22 марта 1931 года въ г. Бѣлградѣ при открытіи основаннаго нами Института Изученія Россіи [1] владыка Антоній произнесъ слѣдующую рѣчь.

*     *     *

«Теперь уже ни для кого не оказывается тайной, что въ бывшей Россіи происходитъ постоянное, совершенно безстыдное и послѣдовательное гоненіе на Церковь. Гоненіе это не стѣсняется никакими нравственными законами: арестуютъ и ссылаютъ въ Соловки и на крайній сѣверъ Сибири церковныхъ духовнаго и мірского чина только за то, что они не скрываютъ свое православное христіанское настроеніе. О томъ, какъ живутъ въ Сибири ссыльные митрополиты, епископы, священники и монахи, объ этомъ было уже довольно сообщеній въ русской и заграничной печати, такъ что большевистскіе борзописцы уже лишись возможности опровергать эти извѣстія, которыя оказались не только не преувеличенными, но напротивъ они обнаруживаютъ лишь часть подобныхъ злодѣяній и при томъ въ гораздо болѣе слабыхъ тонахъ, чѣмъ это происходитъ на самомъ дѣлѣ.

Впрочемъ, безстыдство и цинизмъ до такой степени стали привычными въ большевистской печати, что участники послѣдней не очень-то считаютъ нужнымъ замалчивать о своихъ кровавыхъ преступленіяхъ. Они намѣчаютъ жертвы своихъ насилій преимущественно среди наиболѣе авторитетныхъ, талантливыхъ и популярныхъ духовныхъ лицъ и только непростительное невѣжество нашей интеллигенціи во всемъ, что касается жизни Церкви и духовенства, является причиной тому, что подобныя событія, какъ безпричинные аресты церковныхъ свѣтилъ, остаются незамѣченными въ печати. Изъ этихъ церковныхъ свѣтилъ нѣкоторые настолько превышаютъ уровень обычнаго богослова и іерарха, что, если бы подобныя личности пострадали отъ большевиковъ въ кругахъ свѣтскихъ, то вокругъ нихъ поднялся бы такой же шумъ, такой же «алармъ», какъ послѣ смерти Достоевскаго и Пушкина, пострадавшихъ, конечно, не отъ правительства, но составившихъ долго невознаградимую потерю русской жизни.

Система гоненій на богословско-философскіе таланты и ученые авторитеты у большевиковъ-обскурантовъ приблизительно такая: эти господа, присмотрѣвшись къ авторитету іерарха-проповѣдника или богослова-мыслителя, убѣждаютъ его выступить публично на какой-либо богословскій, философскій или литературный диспутъ, обѣщая ему полную неприкосновенность и стараясь его подзодорить предстоящей трудностью словеснаго состязанія въ виду освѣдомленности и искусства его противниковъ-атеистовъ.

Конечно, наши іерархи богословы — епископы, архимандриты и священники, преподававшіе богословско-философскіе предметы въ духовныхъ академіяхъ въ священномъ санѣ, а и то просто въ мірѣ «кроютъ» своихъ оппонентовъ, «какъ приготовишекъ», по выраженію одного изъ моихъ правдивыхъ корреспондентовъ изъ Россіи, и послѣ перваго или втораго диспута эти «приготовишки», хотя бы и съ сѣдыми бородами, съ злобными лицами и со значками всякаго рода техниковъ до того робѣютъ, до того теряются передъ доводами и запросами апологетовъ вѣры, что по завѣту своихъ красныхъ шефовъ, сами же отказываются отъ дальнѣйшихъ собесѣдованій и представители религіи тщетно вызываютъ къ дальнѣйшему диспуту смѣлую, но обыкновенно невѣжественную въ предметахъ вѣры и богословской науки, оппозицію.

Эта самая богословская наука недавно лишилась одного изъ самыхъ сильныхъ своихъ представителей, еще совсѣмъ молодого, но высокоталантливаго, чтобы не сказать геніальнаго, мыслителя архіепископа Иларіона (Троицкаго). Названный молодой архипастырь, уморенный въ декабрѣ 1930 года, когда онъ былъ въ ссылкѣ на Соловкахъ, былъ уже предъ самой смертью лицемѣрно возвращенъ изъ ссылки въ Петроградъ, гдѣ и скончался 15 декабря, не имѣя еще 40 лѣтъ отъ роду, передвигаясь на костыляхъ послѣдніе годы своей молодой жизни, хотя смолоду отличался цвѣтущимъ здоровьемъ, имѣлъ юношескія румяныя щеки.

Для большевиковъ онъ былъ особенно опасенъ, потому, что, имѣя веселый характеръ и изумительную для его молодыхъ годовъ всестороннюю начитанность, онъ всюду собиралъ вокругъ себя огромную аудиторію, особенно изъ молодыхъ людей, чего болѣе всего боятся и не любятъ господа большевики, надѣявшіеся именно чрезъ молодежь укрѣплять свое вліяніе на умы.

Владыка Иларіонъ особенно выводилъ ихъ изъ себя тѣмъ, что въ своихъ блестящихъ лекціяхъ, рѣчахъ обосновывалъ и отстаивалъ самый ненавистный для нихъ догматъ о непогрѣшимости Св. Церкви, каковой догматъ онъ мастерски связывалъ съ толкованіемъ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, т. е. именно Евангелія, Дѣяній и Посланія Апостола Павла и Апостола Іоанна, т. е. тѣхъ именно священныхъ книгъ, которыя лукавыми и упрямыми протестантами злобно противопоставляются церковной дисциплинѣ и аскетическимъ настроеніямъ нашей Церкви.

У нѣмцевъ есть удачное выраженіе: «Epосhеnmасhеndеs Вuch».

Вотъ такой именно книгой явилась за нѣсколько лѣтъ до революціи журнальная статья, а затѣмъ довольно обширная брошюра тогда еще архимандрита Иларіона, подъ заглавіемъ «Христіанство или Церковь», гдѣ онъ неопровержимо доказываетъ, вопреки принятымъ въ наукѣ предразсудкамъ, господствующее или доминирующее значеніе этого догмата не только въ Священномъ Преданіи — нашемъ, которое лютеране и другіе протестанты спѣшатъ назвать монашескимъ, но и у Апостола Павла, на котораго они больше всего любятъ ссылаться, и въ Св. Евангеліяхъ, и даже въ Апокалипсисѣ.

Къ сожалѣнію, наша богословская профессура настолько состарилась, если не годами своего возраста, то своей связанностью со средневѣковой схоластикой, перекачнувшейся къ намъ чрезъ Катихизисы Лаврентія Зизанія, Петра Могилы и митрополитовъ Филарета и Макарія Московскихъ, что стала почти неспособной, даже отзываться на всякую свѣжую богословскую мысль и, скрежеща зубами отъ досады, обходитъ таковую молчаніемъ на радость большевиковъ. Казалось бы это замалчиваніе было труднымъ, особенно въ отношеніи трактатовъ Преосвященнаго Иларіона, который подкрѣпилъ свою книжку «Христіанство или Церковь» огромнымъ томомъ своей диссертаціи: «Ученіе о Церкви въ первые три вѣка христіанства».

И вотъ эта книга, какъ и предварившая ее брошюра, осталась безъ спеціальнаго отзыва въ нашей литературѣ, если не считать оффиціальныхъ оппонентовъ на диспутахъ. Эти оппоненты, хотя и расточали похвалы, тогда еще совсѣмъ молодому автору, но кончили дѣло только тѣмъ, что заявили о сверхъ-магистерскомъ, а прямо докторскомъ достоинствѣ помянутой диссертаціи. Правда, автору была пока присуждена только магистерская степень, во-первыхъ, потому, что дарованіе докторской степени помимо магистерской было въ Академіи явленіемъ безпримѣрнымъ, а во-вторыхъ, потому, какъ чистосердечно признавались оппоненты, что они желали сохранить крѣпкое побужденіе автору приняться за докторскую диссертацію въ качествѣ отдѣльнаго труда.

Авторъ помянутыхъ сочиненій Преосвященный Иларіонъ, уже почтенный отъ Патріарха и Сѵнода, несмотря на свои молодые годы, саномъ Архіепископа и званіемъ Патріаршаго помощника или замѣстителя по управленію Московской епархіей, продолжалъ свои диспуты съ большевиками съ прежнимъ жаромъ и все съ возростающимъ успѣхомъ. Онъ побѣждалъ ихъ не только своимъ блестящимъ умомъ, неотразимостью доводовъ и фактовъ, но и плѣнялъ ихъ своею обаятельной личностью и непосредственной ласковостью.

Поняли господа большевики, что мудрено будетъ уничтожить религію при такихъ мощныхъ защитниковъ ея и безъ дальнихъ словъ арестовали молодого Архіерея, хотя онъ былъ въ высшей степени легаленъ по отношенію къ т. наз. совѣтской власти.

Такой же актъ грубаго насилія и нарушенія своихъ собственныхъ «законовъ» они проявили въ отношеніи къ другому молодому ученому Архіерею Преосвященному Прокопію, епископу Елисаветградскому, почти равеснику владыки Иларіона.

Не знаю живъ ли онъ, или его уморили подобно первому и прочимъ 30 епископамъ, умершимъ въ холодѣ и голодѣ на Соловецкой каторгѣ или въ Сибирскихъ тундрахъ, гдѣ и понынѣ томится уже престарѣлый Мѣстоблюститель Патріаршаго Престола, близъ устьевъ Оби, на островѣ Хэ, митрополитъ Петръ (Полянскій), также вполнѣ легальный даже съ совѣтской точки зрѣнія іерархъ.

Не будемъ уже упоминать о полтысячи съ лишнимъ архимандритовъ и монаховъ либо уморенныхъ въ ссылкѣ на далекихъ окраинахъ Россіи, либо звѣрски замученныхъ, какъ архимандритъ Височановской пустыни Харьковской губерніи, которому съ головы содрали кожу, или уже о немолодомъ епископѣ Никодимѣ, котораго въ продолженіи нѣсколькихъ часовъ большевистскій комиссаръ Саенко колотилъ желѣзнымъ прутомъ по головѣ, пока онъ не умеръ подъ его ударами. Подобною же медленною смертью замучили въ Астрахани члена Государственной Думы архіепископа Митрофана и епископа Леонтія (барона Вимфена), которыхъ трупы, брошенные въ помойную яму, были нескоро опознаны и при томъ по чисто случайнымъ признакамъ. Изъ представителей бѣлаго духовенства было разстрѣляно, задушено и замучено отъ 2 до 3 тысячъ душъ [2], а благочестивыхъ мірянъ безъ числа.

Кровь христіанскихъ мучениковъ по древне-отеческому выраженію являлась всегда сѣменемъ для духовнаго рожденія новыхъ христіанъ. Но если и пшеничное сѣмя выростаетъ не такъ скоро послѣ своей смерти, согласно Апостолу Павлу, то духовное рожденіе цѣлыхъ поколѣній не можетъ вырости такъ скоро изъ крови православныхъ страстотерпцевъ, а мы, еще живущіе на землѣ, должны бережно хранить ихъ святую память съ молитвою и надеждою, что по ихъ богоугодному предстательству благодѣющая рука Божія удалилась отъ насъ не навсегда».

Примѣчанія:
[1] «Институтъ Изученія Россіи» былъ основанъ нами при нашей газетѣ «Царскій Вѣстникъ» и успѣшно дѣйствовалъ до начала второй Міровой войны. Предсѣдателемъ Совѣта Института состоялъ русскій ученый и мыслитель профессоръ римскаго права К. М. Смирновъ, а сотрудниками были спеціалисты въ различныхъ отрасляхъ знаній. Институтомъ обычно устраивались доклады по различнымъ отраслямъ русской жизни и наиболѣе значительные изъ нихъ выпускались въ свѣтъ печатныіми изданіями. Особенно интересными и цѣнными были изданія о Кавказѣ, Туркестанѣ, Западной Сибири, Сѣверѣ Россіи, о Достоевскомъ и Толстомъ и друг. Весьма же значительнымъ и исторически цѣннымъ было изданіе 4-хъ томнаго труда нашего высокоталантливаго, если не сказать геніальнаго, сотрудника А. А. Керсновскаго, «Исторія Русской Арміи». Всѣ эти печатаныя изданія теперь являются библіографической рѣдкостью и ждутъ своихъ издателей, которые могли бы ихъ переиздать.
[2] Въ послѣдующіе годы число это значительно возросло и выражалось въ десяткахъ тысячъ, такъ какъ большевики во всѣ годы своего владычества въ Россіи старались истребить всѣхъ служителей Божіихъ и уничтожить вѣру въ Бога.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 114-118.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.