Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
22. Въ чемъ сказывается сила Православія
[1].

Какъ бы заключительнымъ аккордомъ къ мыслямъ владыки Антонія о Россіи и русскомъ народѣ, являются его двѣ статьи: 1) «Въ чемъ сказывается сила Православія» и 2) «Патріархъ Никонъ и Россія», въ которыхъ онъ, перестрадавъ сострадательной любовью всѣ великія бѣдствія русскаго народа, провидитъ его возрожденіе и свѣтлое будущее.

*     *     *

«Если бы такой вопросъ [«въ чемъ сказывается сила Православія?»] намъ былъ заданъ лѣтъ двадцать пять, то легко было бы указать на то, что славнѣйшая Держава Россійская преклонила голову свою, т. е. власть могучаго Русскаго Царя и Его синклита, подъ власть Христова ига такъ, что интересующіеся могли по нѣсколько разъ въ годъ видѣть въ церкви Императора и весь Его дворъ преклонившими колѣна свои предъ Богомъ и какою-либо православною святынею, напримѣръ, предъ чудотворнымъ образомъ Божіей Матери или Николая Чудотворца.

Если же Господь открывалъ Свою волю о прославленіи какого-либо новаго угодника, хотя бы въ глубокой Саровской глуши или, напротивъ, въ блестящей столицѣ — бѣлокаменной Москвѣ, то къ подножію новоявленныхъ святынь стекалось безъ всякаго приглашенія по сто тысячъ и болѣе народу во главѣ съ самимъ Государемъ и Его Высочайшимъ Дворомъ.

Тысячепудовые колокола оглашали своимъ трезвономъ воздухъ на нѣсколько верстъ, а пѣніе клира заглушалось усердными восклицаніями наиболѣе одушевленной части народа, перемѣшанными съ восторженными рыданіями благочествивыхъ душъ.

Все это бывало такъ недавно, менѣе двадцати лѣтъ тому назадъ: православные умилялись, а инославные изумлялись и говорили: «теперь мы понимаемъ почему эта земля называется Святою Русью».

Увы, съ тѣхъ поръ много измѣнилось и Православная Церковь оказалась въ Россіи въ жестокомъ гоненіи. Гонители называются большевиками, а на самомъ дѣлѣ они исконные враги Христовы — іудеи и еще болѣе ожесточенные отступники отъ вѣры, пошедшіе въ слѣдъ за Іудой Предателемъ и долженствующіе унаслѣдовать его плачевную участь.

Поверхностные наблюдатели скажутъ, что сила Православія изсякла, а мы утверждаемъ, что сила эта равно сіяетъ на Руси и теперь, какъ тридцать лѣтъ тому назадъ. Она равно прославляется и въ побѣдахъ Константина и Владиміра, и въ гоненіяхъ Діоклетіана и Юліана Отступника.

Недавно еще на Руси славили Христа цари и митрополиты, а теперь Онъ прославляется въ страданіяхъ мучениковъ за вѣру и всего забитаго, униженнаго и опозореннаго народа.

Да! Когда еще на нашей памяти нѣкоторые наши мыслители предсказывали возможность новыхъ гоненій на Христову вѣру, то мало кто довѣрялъ такому предсказанію, а теперь, когда передъ нами убіенные тѣла Царя, Царицы и Чадъ Ихъ, двухъ митрополитовъ русскихъ и замученнаго патріарха, многочисленныхъ архіереевъ и свыше двухъ милліоновъ смиренныхъ христіанъ, а также разоренные и сравненные съ землей соборные храмы и ободранныя отъ драгоцѣнныхъ ризъ чудотворныя иконы, теперь поневолѣ навязывается вопросъ: «это ли сила Православія? это ли Святая Русь?»

Отвѣчаемъ словами Христовыми: «Сила Моя въ немощи совершается» (2 Кор. 12, 9).

Въ чемъ же она совершается? Въ добровольномъ мученичествѣ за вѣру великаго множества мужей и женъ, богатыхъ и нищихъ, вельможъ и простолюдиновъ, прославляющихъ Бога своими страданіями.

Если бы знать, когда больше стало на Руси людей праведныхъ, преданныхъ волѣ Божіей и безкорыстныхъ, — теперь ли въ гоненіи или раньше, когда Русь была въ славѣ и силѣ, то, конечно, окажется, что въ настоящее время ихъ больше, чѣмъ тогда, когда мы жили въ славѣ и довольствѣ.

Не только молиться русскіе люди стали усерднѣе, чѣмъ въ недавнее прошлое время, но, какъ стало теперь извѣстно, и въ другихъ добродѣтеляхъ большинство русскихъ людей возросло и укрѣпилось. И прежде всего укрѣпилась и возросла въ нихъ любовь, преданность и послушаніе своимъ пастырямъ и сердечное попеченіе объ ихъ нуждахъ.

Одни, слабѣйшіе, правда, перестали ходить къ божественнымъ службамъ страха ради Іудейскаго за то другіе, переставшіе было молиться Богу въ церквахъ, теперь съ опасностью для своей свободы и даже для жизни стараются не пропускать ни одной церковной службы.

Но вотъ грянулъ громъ хвастливой побѣды враговъ Божіихъ и большинство русскаго простого народа, какъ православнаго, такъ, и старообрядческаго, схватилось руками за сердце и воскликнуло: «братцы, свиная доля выходитъ намъ; не поддадимся духу антихриста. Пострадаемъ за Христа и вспомнимъ слово Его: «Иже бо аще постыдится Мене и Моихъ словесъ въ родѣ семь прелюбодѣйнемъ и грѣшнѣмъ, и Сынъ Человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своего со ангелы святыми!» (Марк. 8, 38).

На короткое время запуганный народъ русскій можетъ быть стѣсняется проявлять свое благочестіе подъ опасеніемъ жестокихъ каръ, какъ ученики Христовы при приближеніи вражеской силы разбѣжались, оставивъ своего Учителя одного, однако, въ тотъ же день начали собираться къ Нему снова и уже болѣе не покидали Его, запечатлѣвая своею кровію свою вѣрность и черезъ два дня начавши исповѣдывать эту вѣру смѣло и неотступно.

Вотъ въ чемъ сила Православія, которая устояла и противъ татарской неволи и противъ угнетенія малороссовъ католиками въ юго-западномъ краѣ и остзейскими баронами въ сѣверо-западномъ краѣ, а равно и въ заброшенномъ состояніи своемъ на Аляскѣ и въ другихъ окраинахъ нашего обширнаго государства, а въ настоящее время — по всему міру, черезъ нашихъ бѣженцевъ нищихъ и безправныхъ, но не желающихъ лишиться права именоваться православными христіанами и поступающими по слову Апостола (2 Кор. 6, 3-6. 10): «мы никому ни въ чемъ не полагаемъ претыканія, чтобы не было порицаемо служеніе, но во всемъ являемъ себя, какъ служители Божіи, въ великомъ терпѣніи, въ бѣдствіяхъ, въ нуждахъ, въ тѣсныхъ обстоятельствахъ, подъ ударами, въ темницахъ, въ изгнаніи, въ трудахъ, въ бдѣніяхъ, въ постахъ, въ чистотѣ, въ благоразуміи, въ великодушіи, въ благости, въ Духѣ Святомъ, въ нелицемѣрной любви, въ словѣ истины, въ силѣ Божіей, съ оружіемъ правды въ правой и лѣвой рукѣ, въ чести и безчестіи, при порицаніяхъ и похвалахъ; насъ почитаютъ обманщиками, но мы вѣрны; мы неизвѣстны, но насъ узнаютъ; насъ почитаютъ умершими, но вотъ мы живы, насъ наказываютъ, но мы не умираемъ, насъ огорчаютъ, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многихъ обогащаемъ; мы ничего не имѣемъ, но всѣмъ обладаемъ».

Такова сила, таково могущества христіанъ. Вышеприведенныя слова св. Апостола Павла какъ будто предусматривали положеніе насъ, русскихъ, въ современномъ грѣховномъ богоборческомъ мірѣ!

Примѣчаніе:
[1] Прибавленіе къ «Церк. Жизнь», № 6, 1933 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 119-121.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.