Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

I. О русскомъ народѣ.
23. Патріархъ Никонъ и Россія.

«Паче блудницы, Блаже, беззаконновахомъ, слезъ тучи никакоже Тебѣ принесохомъ: но молчаніемъ молящеся, припадаемъ Ти, любовію облобызающе пречистѣи Твои нозѣ, яко да оставленіе намъ, яко Владыка, подаси грѣховъ, зовущимъ: Спасе отъ скверныхъ дѣлъ избави насъ смиренныхъ рабовъ Твоихъ».

Въ дни Рождества Христова православные христіане, прославляя Виновника этого великаго событія, стараются доставлять другъ другу духовныя радости, напоминающія людямъ о Божественныхъ благодѣяніяхъ, которыя ниспосланы имъ изъ Виѳлеемской пещеры. Въ этотъ день церковные пастыри, не только совершаютъ службы въ храмахъ, но и съ крестомъ въ рукахъ и съ славословіемъ Христу Спасителю на устахъ объѣзжали дома прихожанъ за нѣсколько дней до Праздника, заранѣе вводя всѣхъ въ радость Рождества Христова.

Желалъ бы и я оторваться отъ своей убогой жизни и хотя бы мысленно посѣтить мою возлюбленную паству, моихъ многочисленныхъ друзей и вмѣстѣ съ ними прославлять грядущаго въ міръ Спасителя. Жаждетъ также мое сердце обнять наше священное Отечество вмѣстѣ со всѣми скорбно въ немъ страдающими моими дорогими соотечественниками и поклониться нашимъ великимъ, нынѣ поверженнымъ, святынямъ. Особенно рвется мое сердце къ геніальнымъ созданіямъ величайшаго человѣка русской исторіи патріарха Никона — Воскресенскому монастырю (Новому Іерусалиму), какъ бы сходящему съ неба, Крестному монастырю на Бѣломъ морѣ и Валдайскому Иверскому монастырю въ Новгородской губерніи.

Иверскій монастырь бѣлѣетъ среди озера съ синими куполами и величественнымъ иконостасомъ, который едва ли не превосходитъ всѣ иконостасы на Руси.

Великолѣпная празелень иконостаснаго тѣла и фоновъ придаетъ особенную духовность многоярусному сочетанію священныхъ изображеній: не только сами святые кажутся подымающимися къ небу, но будто подымаютъ за собою и богомольца. Въ этомъ иконостасѣ замѣчателенъ образъ Спасителя: ликъ его кроткій, благостный, выражающій чувства умиленія и мягкости, которыя такъ свойственны русской душѣ. Къ кроткому Спасителю припадаютъ и облобызаютъ Его пречистыя ноги съ одной стороны, справа, въ сіяніи, святитель Московскій Филиппъ, а съ другой стороны, слѣва, патріархъ Никонъ, надъ головой котораго написаны приведенныя мною слова кондака Великой Среды. По моему глубокому убѣжденію, этотъ вдохновенный образъ слѣдовало бы намъ воспроизводить съ нѣкоторой передѣлкой въ томъ смыслѣ, что изображеніе патріарха Никона окружить такимъ же сіяніемъ, какимъ окруженъ святитель Филиппъ, а надписанныя имъ слова отнести ко всѣмъ намъ — сынамъ Россіи, ибо въ личностяхъ святителя Филиппа и патріарха Никона и заключается разгадка всѣхъ постигшихъ насъ несчастій.

Великая культура, великая страна, которая споткнется въ своемъ призваніи, утратитъ въ лицѣ ея руководящихъ круговъ ясное пониманіе своего назначенія, должна потерпѣть крушеніе.

Внутреннее содержаніе русской жизни было создано кіевскими, московскими и всея Руси митрополитами, которые брали примѣръ съ великихъ греческихъ іерарховъ, были ревностнѣйшими пастырями, никогда не споря изъ за первенства власти, но всегда проповѣдуя правду безъ страха. Послѣднимъ и самымъ великимъ изъ этихъ богатырей духа и былъ патріархъ Никонъ. Послѣ него у насъ на столичныхъ каѳедрахъ бывали преимущественно іерархи-вельможи, искушенные въ политикѣ и тонкостяхъ придворной жизни. Они должны были дѣйствовать больше хитростью, нежели правдой Божіей, которая все больше и больше тускнѣла на русской землѣ, пока, наконецъ, вся она покрылась непроходимой тьмой.

По убѣжденію патріарха Никона призваніе Россіи заключалось въ томъ, чтобы насадить царство Божіе на землѣ, чтобы сдѣлать Россію міровымъ центромъ христіанской культуры, просвѣщенія и высшаго благочестія. Поэтому онъ поставилъ задачей своей жизни ослабленіе русскаго церковнаго провинціализма. Это была свѣтлая эпоха русской исторіи. Въ Москвѣ существовалъ замѣчательный кружокъ пламенѣвшихъ высокими идеями реформаторовъ. Въ умахъ этихъ людей зрѣли самые широкіе планы церковныхъ и общественныхъ даже, можно сказать, міровыхъ перестроекъ и преобразованій. Это были самые свѣтлые мечтатели, думавшіе сдѣлать всѣхъ инородцевъ въ Россіи христіанами, освободить грековъ и славянъ отъ турокъ, устроить Церковь на строго каноническихъ началахъ. На почвѣ такихъ идеальныхъ предпріятій разгорѣлась въ высокій пламень дружба двухъ дѣвственныхъ по чистотѣ душъ — царя Алексѣя Михайловича и патріарха Никона. Царь и патріархъ были два глубоко и нѣжно любившіе другъ друга человѣка. Дружба царя и патріарха исправила священныя книги, возстановила благообразіе общественной молитвы, присоединила къ Россіи Малороссію, привлекла къ намъ восточныхъ патріарховъ и восточныхъ ученыхъ, побѣждала поляковъ и шведовъ, а если бы Никонъ оставался патріархомъ до конца своей жизни, то были бы снова возвращены подъ власть русскихъ государей исконныя русскія области, сѣверо-западный и юго-западный край, славяне были бы освобождены много раньше и не было бы причинъ ни для послѣдней войны, ни для крушенія Россіи, а вслѣдъ за симъ сохранялось бы благоденствіе и во всемъ мірѣ во главѣ котораго стояло бы Россія.

Вообще Россія была бы дѣйствительно возведена на степень величія третьяго Рима и возростаніе нашего Отечества какъ въ духовномъ, такъ и въ политическомъ отношеніи — было бы необозримо.

Однако, до пониманія такихъ великихъ отечественныхъ задачъ не могли подняться современники и всѣмъ этимъ свѣтлымъ и прямо сказочнымъ перспективамъ не суждено было сбыться.

Лживые и низкіе бояре, которыхъ постоянно смирялъ патріархъ, придворная раболѣпная знать, люди дутые, своекорыстные и съ холопской душой успѣли оговорить патріарха, озлобить царя, ихъ нѣжную дружбу превратить въ многолѣтнюю ссору, сослать великаго патріарха въ ссылку «на вѣчное покаяніе въ Ѳерапонтовъ Бѣлозерскій монастырь» и затемнить истинное призваніе Россіи, которую съ тѣхъ поръ постигаютъ одно несчастье за другимъ.

Царь Алексѣй Михайловичъ умираетъ не достигнувъ 50 лѣтъ, тревожась духомъ на смертномъ одрѣ, что лишенъ благословенія заточеннаго патріарха, раскаиваясь въ его низверженіи и испрашивая у него себѣ прощенія.

Царь Петръ вводитъ у насъ чужебѣсіе, на святительскіе престолы восходятъ характеры преимущественно эластичные, могущіе ужиться при всякой власти и интригахъ, умѣющіе хитрить и лицемѣрить.

Послѣ Петра рядъ нашихъ царей проникается нѣмецкимъ духомъ. Императоръ Павелъ I стремится сдѣлаться народнымъ царемъ, но падаетъ жертвой предательства, Императоръ Александръ I попадаетъ въ тенета Священнаго Союза и хотя оставляетъ послѣ себя красивое сказаніе о добровольно поднятомъ имъ подвигѣ, но не оставляетъ Россіи того прямого пути, по которому ей надлежитъ идти. Императоръ Александръ II умираетъ отъ руки убійцы. Императоръ Александръ III загадочно умираетъ въ полномъ расцвѣтѣ своихъ силъ и, наконецъ, благочестивѣйшій Государь Николай II принимаетъ мученическую кончину со всѣмъ своимъ Царскимъ семействомъ отъ руки злодѣевъ.

Думаю, что читатель не можетъ заподозрить меня въ недостаткѣ преданности русскимъ монархамъ. Я желалъ бы, чтобы власть благочестивыхъ русскихъ царей была бы превыше всѣхъ мірскихъ властей на землѣ и чтобы благоденствіе и слава ихъ была безпредѣльной, но взирая на крестный путь, которымъ идетъ наше Отечество послѣ патріарха Никона, невольно приходишь къ убѣжденію, что Россіи невозможно уклониться отъ пути, который ей предуказанъ великимъ «Никономъ патріархомъ, заточеннымъ за слово Божіе и за св. Церковь», а вѣрнѣе самымъ Промысломъ Божіимъ.

Литература о патріарха Никонѣ у насъ была довольно обширная. Мнѣ не разъ приходилось ссылаться на нее и указывать, что большая часть ея — была недоброжелательна къ великому Никону, но вотъ въ самое послѣднее время появилось замѣчательное 3-хъ томное изслѣдованіе проф. М. В. Зызыкина: «Патріархъ Никонъ, его государственныя и каноническія идеи» (Варшава, 1935 г.). По оригинальности, убѣдительности и свѣжести матеріаловъ это лучшее произведеніе о патріархѣ Никонѣ, послѣ котораго, надѣюсь, уже никто не посмѣетъ порицать патріарха Никона.

Геній этого великаго человѣка заключался въ томъ, что онъ глубоко проникалъ въ народную душу, въ сокровеннѣйшіе ея тайники, онъ сливался съ народомъ. Считая же главной задачей своей жизни ослабленіе русскаго церковнаго провинціализма, онъ тѣмъ самымъ сливался и со всѣмъ христіанскимъ міромъ.

Патріархъ Никонъ былъ полный демократъ, собственно говоря простой русскій мужикъ, обогатившійся богатыми дарами — онъ былъ аскетъ, народный вождь, правитель и отшельникъ, художникъ и хозяинъ, другъ двора, патріотъ своего народа, вселенскій святитель, поборникъ просвѣщенія и строгій хранитель церковной дисциплины, нѣжная душа и грозный обличитель неправды.

Я убѣжденъ въ томъ, что русская земля, давшая такого генія, имѣетъ великое и свѣтлое будущее. Послѣ всѣхъ пережитыхъ испытаній она вернется къ своему прямому призванію, которое будетъ стоять въ центрѣ церковной и политической жизни.

Задержкой къ наступленію этого свѣтлаго времени является только наше нераскаяніе и мы должны съ усердіемъ припасть къ родившемуся Спасителю «любовію облобызая пречистѣи Его нози и зовуще, Спасе отъ скверныхъ дѣлъ избави насъ, смиренныхъ рабовъ Твоихъ».

Примѣчаніе:
[1] Эта статья была записана нами со словъ владыки Антонія въ послѣдній годъ его земной жизни къ празднику Рождества Христовѣ въ 1935/6 г. («Царскій Вѣстникъ» 1936 г. № 482).

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 122-125.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.