Церковный календарь
Новости


2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

II. Объ Евразійствѣ.

Наше лже-либеральное направленіе общественной жизни, охватившее руководящіе круги русской интеллигенціи и ввергнувшее Россію въ страшныя бѣдствія, не поняло величія владыки Антонія, жизненности его свѣтлыхъ идеаловъ, и оклеветало его, изобразивъ его «мрачнымъ реакціонеромъ», врагомъ демократіи, свободы и общественнаго прогресса. Дѣйствительно, владыка Антоній былъ открытымъ врагомъ революціи и лже-либерализма, но онъ былъ лучшимъ другомъ всего живого и свѣтлаго, что могла бы и должна была дать русская жизнь. Показателемъ его свѣтлыхъ чаяній и надеждъ можетъ служить его отношеніе къ возникшему заграницей новому русскому теченію, которое получило наименованіе «Евразійства».

Въ 20-ыхъ годахъ, вскорѣ послѣ разселенія русской эмиграціи, въ Вѣнѣ вышла въ свѣтъ книга талантливаго русскаго молодого мыслителя проф. Н. С. Трубецкого: «Европа и человѣчество», которая имѣла своей цѣлью поставить на новыхъ началахъ русское національное философско-политическое сознаніе и найти вѣрные пути для русскаго возрожденія.

Проф. Н. С. Трубецкой утверждалъ, что европейская цивилизація не является обще-человѣческой культурой, а на самомъ дѣлѣ «есть культура лишь опредѣленной этнической группы романскихъ и германскихъ народовъ», русскій же народъ долженъ имѣть свою самобытную національную культуру. Въ этой книгѣ были поставлены слѣдующіе вопросы: 1) Можно ли объективно доказать, что культура романо-германцевъ совершенѣе всѣхъ прочихъ культуръ, нынѣ существующихъ или когда-либо существовавшихъ на землѣ? 2) Возможно ли полное пріобщеніе народа къ культурѣ, выработанной другимъ народомъ, притомъ пріобщеніе безъ антропологическаго смѣшенія обоихъ народовъ между собой? 3) Является ли пріобщеніе къ европейской культурѣ (посколько такое пріобщеніе возможно) благомъ или зломъ? Давъ отрицательные отвѣты на эти вопросы, онъ ставитъ другіе вопросы: 4) Является ли всеобщая европеизація неизбѣжной? и 5) Какъ бороться съ ея отрицательными послѣдствіями?

Талантливая постановка этихъ вопросовъ, крушеніе и разочарованіе въ прежнихъ русскихъ общественныхъ идеалахъ и вызвали къ жизни движеніе, получившее наименованіе «Евразійства», какъ выраженіе той мысли, что Россія сочетаетъ въ себѣ элементы и Европы и Азіи и призвана быть носительницей новой одухотворенной культуры. Православіе, какъ динамическій факторъ, искони пронизывающій всѣ поры народной жизни, создало «бытовое исповѣдничество», которое выразилось въ крѣпкомъ соціальномъ укладѣ русскаго народа. Религія, неповторимая безсмертная душа, стихія православной творческой жизни, организація тѣла націи и государства, культура сильной національно творческой личности и весь строй современнаго аппарата технической культуры раскрываютъ перспективы для русскаго самобытнаго возрожденія.

Въ разработкѣ евразійскихъ идей приняли участіе рядъ талантливыхъ молодыхъ русскихъ ученыхъ новаго поколѣнія. Кромѣ упомянутаго проф. Н. С. Трубецкого въ этомъ движеніи приняли участіе Н. П. Савицкій, С. Л. Франкъ, Н. Н. Алексѣевъ, Г. В. Вернадскій, Л. П. Карсавинъ и другіе высокообразованныя лица. Издавались періодическія изданія «Евразійская хроника» и «Евразійскій Временникъ» и былъ изданъ рядъ капитальныхъ трудовъ — Н. Н. Савицкаго «Географическія особенности Россіи», «Россія особый географическій міръ» Н. Н. Алексѣева: «На путяхъ къ будущей Россіи», Г. В. Вернадскаго: «Начертаніе русской исторіи», С. Л. Франка «Религія и наука» и мн. друг.

Движеніе это съ самого начала своего возникновенія вызвало рѣзкую критику, какъ со стороны лѣвыхъ, такъ и со стороны правыхъ круговъ. Однако, не такъ къ порыву молодыхъ ученыхъ отнесся владыка Антоній и онъ написалъ статью «Въ защиту евразійства».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 127-128.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.