Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

II. Объ Евразійствѣ.
1. Въ защиту евразійства
[1].

Я хотѣлъ браться за перо послѣ первыхъ же литературныхъ выступленій противъ евразійцевъ, выступленій одновременно появившихся въ правой и лѣвой прессѣ. Однако, поджидалъ пока они сами за себя скажутъ. Но вотъ не далѣе, какъ вчера, мнѣ дали небольшую брошюрку ихъ корифея князя Н. С. Трубецкого, въ которой онъ отказывается выступать съ противниками въ печатную полемику.

Начавъ съ самой вѣжливой и убѣдительной, чисто объективной рѣчи, молодой и высокоталантливый писатель, какъ бы незамѣтно самъ для самого себя, постепенно разгорячаясь, оканчиваетъ самымъ безотраднымъ приговоромъ своимъ критикамъ и тѣмъ, увы, скрѣпляетъ узелъ уже видимо зародившейся вражды.

Съ чисто свѣтской точки зрѣнія онъ имѣетъ на то право, потому что противники евразійства, и справа и слѣва, вовсе не ограничивались объективной критикой, а сразу начали выражать различныя подозрѣнія почти полицейскаго характера и можно сказать внесли съ своей стороны атмосферу кухни и базара въ нашу прессу, которая впрочемъ уже давно насыщена этой атмосферой.

Однако, съ своей стороны, питая самыя искреннія симпатіи къ евразійцамъ, я желалъ бы, чтобы они то сами не сходили никогда съ высоты литературнаго благородства даже въ брошюркахъ, изданныхъ «на правахъ рукописи», какъ озаглавлена помянутая брошюра князя Н. С. Трубецкого.

Существуютъ предметы обсужденія несравненно болѣе высокіе, чѣмъ не только личные счеты или споры о томъ, какому лагерю писателей принадлежитъ будущее литературы — предметы болѣе цѣнные, чѣмъ даже сама Европа и Азія и все, что связано вообще съ государствами, нарѣчіями, культурами. Существуетъ Господь Богъ и Господь Іисусъ Христосъ; лежитъ передъ Его послѣдователями задача отстаивать святую вѣру и связывать съ Его ученіемъ всѣ вопросы жизни какъ личной, такъ и общественной, государственной и научной.

Вотъ въ этой-то области съ евразійцами единомысленны многіе изъ писателей, набросившихся на ихъ молодое движеніе съ обидными предостереженіями и незаслуженными подозрѣніями.

Правда, еще давно замѣчено, что расхожденія въ частностяхъ возбуждаютъ несравненно болѣе горячую полемику, чѣмъ радикальное расхожденіе во всемъ: однако, справедливость и даже благожелательность къ чистому идеализму нравственно обязательна для всѣхъ прикосновенныхъ къ благородному дѣлу пера и мысли.

Отступленіе отъ этого принципа со стороны глубокоуважаемыхъ мною писателей я приписываю вліянію парламентаризма, который есть ничто иное, какъ борьба за общественный успѣхъ. Современный писатель или редакторъ напоминаетъ собой драчливаго мальчика, который, увидя издали другихъ дѣтей, сейчасъ же считаетъ нужнымъ засучить рукава и крикнуть: «а нутко выходи» и стать въ позу дуэлянта. Особенно обидно, что въ полемикѣ по поводу евразійства полемисты съ обѣихъ сторонъ колятъ другъ друга — одни молодостью, другіе — старостью. Между тѣмъ еще премудрый Соломонъ указалъ на незаконность такихъ споровъ: «Старость бо честна и немноголѣтна, ниже въ числѣ лѣтъ исчисляется. Сѣдина бо есть мудрость человѣкомъ и возрастъ старости житіе нескверное».

Эти слова должно помнить противникамъ евразійства уже потому, что въ своемъ теперешнемъ направленіи они очень молоды и сами заявляютъ, что ужасы революціи открыли имъ глаза и они во многомъ существенно измѣнили свои убѣжденія. Если вы спросите хорошаго монаха, сколько ему лѣтъ, то онъ отвѣчаетъ не о годахъ жизни, а о годахъ послѣ постриженія, каковые онъ только и признаетъ дѣйствительною жизнью. Если бы такому обычаю mutatіs mutandіs послѣдовали бы наши публицисты, то они должны были бы признать себя еще младенцами.

При всемъ томъ сами евразійцы должны помнить, что убѣжденія и умы даже великихъ геніевъ, какъ Пушкинъ и Достоевскій, и огромное большинство нашихъ мыслителей, опредѣлялись въ зрѣломъ возростѣ послѣ многочисленныхъ отклоненій и колебаній, отъ коихъ да оградитъ ихъ Господь, сподобившій ихъ въ ранніе сравнительно годы познать истину жизни, причемъ и молодость то ихъ весьма относительна, превышающая каноническій возрастъ епископа, какового разрѣшено Вселенскимъ Соборомъ поставлять въ 35 лѣтъ отъ роду.

Въ общемъ было бы особенно желательно, чтобы полемика эта не кристализовалась въ тѣ формы, какъ въ 70 и 80-хъ г.г. прошлаго [XIX] столѣтія. Тамъ на одномъ флангѣ православныхъ русскихъ патріотовъ стояли: Катковъ, Побѣдоносцевъ, а на другомъ К. Аксаковъ и Достоевскій. Не упоминаемъ другихъ тоже славныхъ именъ.

Первые выше всего ставили идею русской колоссальной Имперіи, отдавая великую честь Церкви и нравственнымъ идеаламъ, какъ основамъ государственной жизни; вторые выше всего ставили православную религію и нравственный идеалъ и съ этой точки зрѣнія высоко цѣнили русскую монархію. Сообразно сему тѣ и другіе выработали себѣ совершенно различные характеры, различные пріемы дѣятельности, а личная дружба между ними часто не могла установиться. Однако, они благоразумно избѣгали полемики и тѣмъ болѣе взаимныхъ укоризнъ.

При всемъ томъ позволю себѣ такъ выразиться, что, если уже кого и винить въ революціи (кромѣ, конечно, нигилистовъ и вообще лѣвыхъ), то, конечно, писателей и дѣятелей перваго типа, которые не были евразійцами, но также не могли вполнѣ слиться и съ русскимъ простымъ народомъ. Разумѣю не внѣшній бытъ, а близость убѣжденій, единство симпатій и чувство нравственнаго родства съ народомъ.

Евразійство имѣетъ свои минусы, дающіе критику логическую возможность находить въ нихъ элементы анархизма и революціи. Этотъ минусъ заключается въ слишкомъ общихъ, подчасъ напоминающихъ простую фразу, указаніяхъ будущему русскому правительству и всѣмъ вообще руководителямъ жизни. Впрочемъ они собираютъ весьма интересные матеріалы по сему предмету: этнографическіе, экономическіе, историческіе и т. п.

Эти матеріалы, а еще болѣе самыя руководящія статьи, ясно показываютъ, что евразійцы суть глубоко-православные русскіе патріоты и монархисты, съ другой стороны они — высокопросвѣщенные и высоко-культурные европейцы, но не идолопоклонники западной культуры.

Примѣчаніе:
[1] «Русскій Военный Вѣстникъ» ном. 26, 1926 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 128-131.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.