Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

III. Братство Русской Правды.
1. Посланіе владыки Антонія о вооруженной борьбѣ съ большевиками.

Въ связи съ дѣятельностью «Братства Русской Правды» владыка Антоній въ 1930 году опубликовалъ слѣдующее свое посланіе [1].

Архипастырское посланіе ко всѣмъ православнымъ Русскимъ людямъ въ Подъяремной Россіи и въ Зарубежьѣ.

Православные христіане! Много уже лѣтъ Антихристова красная власть терзаетъ нашу Родину-Мать, великую Россію, стремясь выжечь, словно каленымъ желѣзомъ, изъ русскаго народа его русскую душу, дабы обратить его въ свое покорное стадо. Все русское отнимаютъ у народа: — русскую совѣсть, русскій предковскій бытъ, русское славное прошлое, самое имя русское.

Однако, всего ненавистнѣе для власти Антихриста есть русская Христіанская вѣра, ибо въ этой вѣрѣ заключена послѣдняя и величайшая твердыня и крѣпость русскаго духа. Та твердыня, что помогла русскому народу, въ теченіе его тысячелѣтней исторіи, выстоять побѣдно противъ величайшихъ невзгодъ и испытаній и развернуть державу россійскую въ самую большую державу всего свѣта.

Отъ самаго начала коммунистическаго господства надъ Россіей разбойная шайка не прекращала гоненій противъ вѣры, и за годы краснаго лихолѣтья Церковь Христова въ Россіи просіяла паче солнца безчисленнымъ сонмомъ священномучениковъ, — епископовъ, иноковъ, іереевъ и мирянъ, — пріявшихъ отъ красныхъ рукъ нетлѣнные мученическіе вѣнцы за свѣтлое имя Христово.

Кромѣ сихъ погибшихъ, другіе столь же мужествевные исповѣдники вѣры томятся во множествѣ въ тюрьмахъ и въ ссылкѣ.

Нынѣ, предъ лицомъ все ростущаго гнѣва народнаго, Антихристова власть повела послѣдній и рѣшительный бой противъ вѣры Христовой.

Тысячами закрываются святые храмы. Цѣлыми горами сжигаются насильственно отбираемыя святыя иконы. Отнимаются въ красную казну колокола. Уничтожаются священныя книги. Оскверняются послѣднія уцѣлѣвшія святыя мощи. Разгоняется, ссылается и лишается правъ духовенство. Запрещаются священныя службы. Закрываются церковныя общины. Снимаются даже кресты на кладбищахъ.

Видя это страшное зрѣлище и слыша объ этихъ еще небывалыхъ гоненіяхъ, проснулась религіозная совѣсть всего міра: — во всѣхъ странахъ высшіе представители всевозможныхъ религій, начиная съ Папы Римскаго, главы католиковъ всего свѣта, и кончая даже нехристіанскими религіями, возвышаютъ свой голосъ противъ красныхъ гоненій на вѣру и призываютъ свои паствы молиться объ избавленіи русскаго народа.

Весь міръ ждетъ, что русскій народъ сумѣетъ самъ встать на защиту своей попираемой вѣры.

Весь міръ вправѣ ждать и того, чтобы сама Подъяремная Церковь Россійская, въ лицѣ своихъ высшихъ духовныхъ правителей, возвысила свой голосъ противъ красныхъ гоненій. Но въ безсиліи и въ плѣну Подъяремная Церковь Россійская. Не долетитъ изъ тюремныхъ подваловъ голосъ мужественныхъ пастырей. А тѣ, что приняли на себя кормило духовнаго правленія, либо безмолствуютъ, либо, что хуже, допускаютъ краснымъ угрозамъ вынудить отъ нихъ малодушную хвалу власти красныхъ гонителей. Господь Богъ да будетъ имъ Судьей!

Если скованы угрозами и безсиліемъ тѣ, кто въ плѣну, тѣмъ паче передъ Богомъ и совѣстью обязаны дѣйствовать тѣ, кто на свободѣ.

Я, смиренный Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій, старѣйшій изъ русскихъ Архипастырей, находящихся волею Божіей на свободѣ отъ краснаго плѣна, возвышаю свой голосъ, дабы возвѣстить русскому народу:

Православные христіане! Вставайте всѣ противъ краснаго Антихриста! Не слушайте ничьихъ призывовъ примириться съ нимъ, отъ кого бы сіи призывы не исходили! Нѣтъ мира между Христомъ и Сатаною. Властію, данной мнѣ отъ Бога, благословляю всякое оружіе, противъ красной Сатанинской власти подымаемое, и отпускаю грѣхи всѣмъ, кто въ рядахъ повстанческихъ дружинъ или одинокимъ народнымъ мстителемъ сложитъ голову за русское и Христово дѣло.

Первѣе же всего благославляю оружіе и боевую работу всенароднаго Братства Русской Правды, которое уже немало лѣтъ словомъ и дѣломъ ведетъ упорную борьбу противъ краснаго Сатаны во имя Бога и Россіи. Милость Господня да почіетъ надъ каждымъ, кто вступитъ въ Братскіе ряды либо придетъ на помощь Братству! Будьте безстрашны вы всѣ, идущіе противъ Антихриста и его приспѣшниковъ, ибо говоритъ Св. Писаніе: — «Не бойтесь убивающихъ тѣло, душу же не могущихъ убити». Радость на небѣ — тѣмъ, кто погибнетъ. Радость на землѣ — тѣмъ, кто уцѣлѣетъ».



Въ 1932 году Верховный Кругъ Братства благодарилъ владыку за присылку лично освященныхъ имъ натѣльныхъ крестиковъ для братьевъ, идущихъ на боевую работу въ Россію, за за молиты объ успѣхѣ дѣла и объ упокоеніи душъ братьевъ, погибшихъ въ борьбѣ за Святую Русь. Владыка Антоній отвѣтилъ Верховному Кругу письмомъ, въ которомъ, между прочимъ, было сказано слѣдующее.

*     *     *

«Любезные во Христѣ Братья Русской Правды съ Вашими сотрудниками. Сегодня я получилъ Ваше дружественное посланіе съ выраженіемъ мнѣ благодарности за молитву и сочувствія. Общую молитву за подвижниковъ русской идеи я посильно возношу постоянно... Я увѣренъ и въ Вашемъ добромъ расположеніи ко мнѣ и въ не хладѣющемъ порывѣ за спасеніе Родины и за процвѣтаніе Православной Вѣры... Свѣтлая надежда на побѣду надъ врагами должна крѣпнуть въ Вашихъ православныхъ сердцахъ при увѣренности, что съ Вами души всѣхъ Вашихъ честныхъ соотечественниковъ, которые съ нетерпѣливымъ любопытствомъ слѣдятъ за ходомъ Вашихъ дѣлъ, радуются Вашими успѣхами и молятся о Вашихъ душахъ, какъ усопшихъ, такъ и здравствующихъ, а особенно о раненыхъ страдальцахъ, желая имъ скораго выздоровленія и возвращенія въ ряды сражающихся героевъ».

Примѣчаніе:
[1] «Цар. Вест.» № 92 — 1930 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 138-140.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.