Церковный календарь
Новости


2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

IV. Объ А. С. Пушкинѣ.
2. Пушкинъ — патріотъ.

Объ этомъ тоже старались умалчивать большинство его критиковъ, тѣмъ болѣе, что быть патріотомъ считалось до эпохи бѣженства почти постыднымъ и только во время военныхъ походовъ у насъ привѣтствовали героевъ, да и не безъ насмѣшекъ.

Несомнѣннымъ патріотомъ былъ Чацкій у Грибоѣдова, но и онъ подтрунивалъ надъ тѣмъ, какъ встрѣчали въ Москвѣ гвардію:

«Кричали женщины «ура!»
И въ воздухъ чепчики бросали».

Напротивъ Пушкинъ не только не стыдился показать себя патріотомъ, но и прославлялъ непопулярнаго среди литераторовъ Императора Николая Павловича:

«Нѣтъ я не льстецъ, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смѣло чувства выряжаю
Языкомъ сердца говорю.
       Его я просто полюбилъ:
       Онъ бодро, честно правитъ нами:
       Россію вдругъ онъ оживилъ
       Войной, надеждами, трудами.
О нѣтъ, хоть юность въ немъ кипитъ,
Но не жестокъ въ немъ духъ державный:
Тому, кого караетъ явно,
Онъ втайнѣ милости творитъ.
       Текла въ изгнаніи жизнь моя,
       Влачилъ я съ милыми разлуку;
       Но онъ мнѣ царственную руку
       Подалъ — и съ вами снова я.
Во мнѣ почтилъ онъ вдохновенье,
Освободилъ онъ мысль мою, —
И я-ль въ сердечномъ умиленьѣ
Ему хвалы не воспою?
       Я льстецъ? Нѣтъ, братья, льстецъ лукавъ:
       Онъ горе на царя накличетъ,
       Онъ изъ его державныхъ правъ
       Одну лишь милость ограничитъ.
Онъ скажетъ: презирай народъ,
Гнети природы голосъ нѣжный.
Онъ скажетъ просвѣщенья плодъ —
Развратъ и нѣкій духъ мятежный.
       Бѣда странѣ, гдѣ рабъ и льстецъ
       Одни приближены къ престолу,
       А небомъ избранный пѣвецъ
       Молчитъ, потупя очи долу».

Критическая литература о Пушкинѣ иногда съ ходульнымъ негодованіемъ, но иногда съ сочувствіемъ напоминаетъ объ отношеніи Императора къ нашему народному генію. Дѣйствительно, властный Самодержецъ относился къ юному поэту отечески. Смиривъ его ссылкой и давъ ему литературнную работу, покойный Императоръ нравственно поддерживалъ его до самой смерти и своимъ христіанскимъ участіемъ облегчилъ его послѣдніе дни на землѣ.

Понятно поэтому, что и Пушкинъ цѣнилъ не только личность Государя, но и самый принципъ монархіи, даже когда протестовалъ противъ нашихъ строгихъ законовъ и въ частности крѣпостного права:

«Увижу ль вновь народъ освобожденный
И рабство павшее по манію Царя».

О томъ, какъ Русскій Царь можетъ совмѣщать неприкосновенность власти съ дружелюбнымъ отношеніемъ къ своему народу можно учиться у Пушкинскаго Бориса Годунова; но еще болѣе ясно свои глубокія симпатій къ Самодержавію и презрѣніе къ революціи Пушкинъ изобразилъ въ Капитанской дочкѣ въ изображеніи Екатерины II и въ описаніи тогдашней Пугачевской революціи, которое онъ заключаетъ словами:

«Ужасенъ видъ русскаго бунта, жестокаго и безмысленнаго; тѣ, которые у насъ обсуждаютъ перевороты, либо ничего не понимаютъ, либо относятся къ разряду тѣхъ людей, для которыхъ жизнь — копейка, а чужая душа — полушка».

Конечно, эти мудрые словеса геніальнаго писателя не приводятся во многихъ изданіяхъ его твореній. Къ удивленію своему я не нашелъ ихъ и въ изданіи Авенаріуса для юношества (изданіе 1888 г.).

Много можно еще сказать о патріотизмѣ Пушкина, который съ особой силой сказался въ стихотвореніи «Клеветникамъ Россіи» и въ панегирикѣ Кутузову, но это мало входитъ въ нашу задачу и можетъ составить содержаніе особаго очерка. А пока укажемъ на ту тоже драгоцѣнную, но почти незамѣченную критикой особенность Пушкинскаго творчества, что онъ, повидимому, почти цѣлыхъ два года 1832 и 1833 посвятилъ Пѣснямъ Западныхъ Славянъ, т. е. оказался славянофиломъ, раньше появившагося у насъ славянофильства. Подъ Западными Славянами онъ разумѣетъ дружественныхъ намъ сербовъ, которымъ приписываетъ высоко-геройскій духъ и православное благочестіе.

Самое замѣчательное изъ этого рода стихотвореніе о Карагеоргіевичѣ, рѣшившемся убить своего отца за намѣреніе предать сербское войско туркамъ.

За всѣмъ тѣмъ остается вопросъ, почему же Пушкинъ, столь правильно уразумѣвшій православно народное міровозрѣніе, не могъ не поддаться вліянію гнуснаго европейскаго предразсудка, унаслѣдованнаго нашимъ обществомъ еще отъ эпохи рыцарей и окончилъ жизнь свою на дуэли, сподобившійся, впрочемъ, по особой милости Божіей, предсмертнаго покаянія и Св. Таинства причащенія. Предразсудокъ этотъ, узаконенный и Европой и русскимъ дворянствомъ, а затѣмъ и всей интеллигенціей — гордыня, та самая гордыня, которую онъ, согласно Христову закону, изображаетъ, какъ одного изъ двухъ бѣсовъ; соблазнявшихъ его еще юную душу. Не такъ думалъ кончить свою жизнь нашъ поэтъ по одному изъ лучшихъ его стихотвореній:

Монастырь на Казбекѣ.

«Высоко надъ семьею горъ,
Казбекъ, твой царственный шатеръ
Сіяетъ вѣчными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Какъ въ небѣ рѣющій ковчегъ,
Паритъ, чуть видный надъ горами.
       Далекій, вожделѣнный брегъ!
       Туда-бъ, сказавъ «прости» ущелью,
       Подняться къ вольной вышинѣ!
       Туда-бъ въ заоблачную келью,
       Въ сосѣдство Бога, скрыться мнѣ».

Такой исходъ былъ бы послѣдовательнымъ завершеніемъ его жизни, постепенно отрѣшавшейся отъ тѣхъ заблужденій, которыя начерталъ на ликѣ: «художникъ варваръ кистью сонной».

Совершенно освободиться отъ остатковъ гордыни, закрѣпившейся въ нелѣпомъ предразсудкѣ дуэли, это самое трудное въ христіанствомъ подвигѣ человѣческой души и сего достигаетъ она послѣ долгихъ лѣтъ духовной борьбы съ собою. Достигъ бы этого и Пушкинъ, если бы Богъ продлилъ жизнь геніальнаго поэта до старости.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 154-157.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.