Церковный календарь
Новости


2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

V. О Ѳ. М. Достоевскомъ.
1. Генезисъ въ творчествѣ Достоевскаго
[1].
(Принципъ нравственнаго совершенствованія, какъ основа жизни).

Заграницей мнѣ приходилось въ различныхъ городахъ и странахъ предлагать свыше 20 рефератовъ о Достоевскомъ; не разъ читалъ я о немъ и въ Югославіи, но его творчество представляетъ собой настолько неисчерпаемый источникъ для размышленій, что я вновь предлагаю свое слово о немъ моимъ Бѣлградскимъ слушателямъ.

Достоевскій былъ воспитателемъ цѣлаго поколѣнія. Онъ предлагалъ свои воспитательныя идеи обществу постепенно, по мѣрѣ усвоенія этихъ идей обществомъ. Такую постепенность можно легко прослѣдить въ его твореніяхъ, почти по томамъ. Сначала онъ осторожно указалъ на цѣнность нравственныхъ началъ жизни, затѣмъ онъ смѣлѣе заявилъ о вѣрѣ въ Бога и въ Христа и, наконецъ, только впослѣдствіи указалъ практическій путь для достиженія этой вѣры черезъ Церковь, частнѣе черезъ монашество, или же черезъ общеніе свѣтскаго общества съ монастырями и монахами. Вообще у каждаго талантливаго писателя можно усмотрѣть генезисъ, но обычно этотъ генезисъ начинается и заканчивается въ одной и той же повѣсти, въ развитіи ея главнѣйшихъ героевъ. Такъ у Гоголевскаго Плюшкина постепенно растетъ страсть корыстолюбія, у Тургеневскаго Санина, у Шекспировскихъ героевъ постепенно развиваются порочныя, главнымъ образомъ, половыя страсти, или же месть. Особенность же Достоевскаго, сравнительно съ другими великими писателями, заключается въ томъ, что генезисъ проходитъ черезъ все его творчество.

Въ русскомъ обществѣ принято было говорить, что холодность къ религіи происходитъ не отъ порочности и лжи самого общества, а главнымъ образомъ отъ недостатковъ духовенства и поэтому взывали, чтобы въ религіи на первое мѣсто была поставлена нравственная сторона, а обрядовая и догматическая сторона религіи отводилась на второе мѣсто или же совсѣмъ отрицалась. На дѣлѣ же сводилось къ тому, что, кто отрицалъ догматическую сторону религіи, тотъ не могъ держать и ея нравственныхъ требованій. Верховенскій-отецъ былъ не лишенъ идеаловъ и въ общепринятомъ смыслѣ могъ бы быть названъ христіаниномъ, однако, Верховенскій-сынъ, воспитанный имъ, оказался настоящимъ извергомъ. Въ Библіи есть замѣчательное мѣсто, въ которомъ изображается, какъ изъ змѣиныхъ яицъ вылѣзаетъ ехида, а всякій, кто съѣстъ эти яйца, умираетъ (Ис. 59, 5). Вотъ, точно также Достоевскій изображалъ постепенное рожденіе злодѣяній изъ злыхъ плодовъ.

Въ нашемъ матеріалистическомъ обществѣ особенно подвергалась осмѣянію заповѣдь смиренномудрія, вообще еще со времени Екатерины въ русскомъ обществѣ осмѣивалось не только внѣшнее, но и внутреннее благочестіе. Однако, въ русскомъ обществѣ появилось и другое теченіе, которое все смѣлѣе и смѣлѣе подымало свою голову. Эти два теченія русской жизни были подобны Волгѣ и Сурѣ: въ разстояніи четырехъ верстъ одна рѣка течетъ съ сѣвера на югъ, а другая въ противоположномъ направленіи, съ юга на сѣверъ. Теченіе противоположное западническому, матеріалистическому были славянофилы. Существенное свойство славянофиловъ заключается не въ любви къ славянамъ, а въ признаніи ими принципа нравственнаго усовершенствованія, какъ основы жизни. Въ послѣднее время Достоевскій и возглавилъ это теченіе. Послѣ этого уже никто, кромѣ несчастныхъ газетныхъ шавокъ, не осмѣливался открыто смѣяться надъ славянофилами. Созданіе новаго типа интеллигентнаго человѣка было главной заслугой этого теченія. Нѣсколько отдѣльно отъ нихъ стоялъ А. С. Пушкинъ. Онъ своимъ всеобъемлющимъ геніемъ и показалъ, что нельзя Россію хаять, что въ ней было много хорошаго. Ужасное явленія русской жизни подъ названіемъ нигилизма не было присуще всѣмъ западникамъ, но Ѳ. М. прорицалъ, что появившіеся террористы — прямые предтечи большевиковъ, не были чѣмъ то новымъ въ русской жизни. Въ своемъ письмѣ къ Цесаревичу Александру Александровичу, при коемъ онъ посылалъ свое твореніе «Бѣсы», Ѳ. М. писалъ, что эти террористы являются родными духовными сыновьями такихъ писателей, какъ Бѣлинскій, Грановскій и имъ подобные. Некрасовъ когда-то сѣтовалъ, что русскій мужикъ покупаетъ на базарѣ наивныя сказки Бову Царевича и выражалъ пожеланія, что бы русскій мужикъ пріобрѣталъ Бѣлинскаго и Гоголя, о Гоголѣ ничего сейчасъ не скажемъ, о Бѣлинскомъ же скажемъ, не дай Богъ, чтобы русскій мужикъ когда-нибудь его покупалъ. Въ романѣ «Бѣсы» Достоевскій описалъ, какъ на одномъ литературномъ вечерѣ одинъ изъ либеральныхъ профессоровъ, разсказывая «о безобразіяхъ предшствующихъ эпохъ русской жизни», заявилъ, что все-таки Россія никогда не была въ такомъ глупомъ положеніи, какъ сейчасъ, и при томъ привелъ примѣръ, что въ Новгородѣ поставили безсмысленный шаръ (памятникъ въ честь 1000-лѣтія Россіи) противъ безполезной Софіи (собора) и при этомъ ораторъ ударилъ съ гнѣвомъ кулакомъ по столу. Залъ завылъ отъ восторга, покрывая позоромъ все, что было въ Россіи дорогого и добраго.

Представители либерализма заявляютъ, что они отрицаютъ догматы и обряды, но уважаютъ мораль. Достоевскій показалъ, что это ложь, что тотъ, кто отрицаетъ бытіе Божіе, тотъ не можетъ твердо держаться моральныхъ принциповъ и въ тѣхъ случаяхъ, когда онъ него потребуется не теоретическое изложеніе морали, а практическая борьба за нее, онъ не удержится въ ея принципахъ. Не понимая заповѣди смиреномудрія, наше общество добродѣтель терпѣнія смѣшивало съ рабствомъ и ему постоянно грезилась конституція. Наши либералы не могли понять, какое значеніе для общественной жизни можетъ имѣть личное усовершенствованіе. Они говорили: что хорошаго въ томъ, что если Гоголевская Коробочка будетъ молиться и бить своихъ крестьянъ. Они не понимали, что законами государства далеко не исчерпывается необходимый для общества нравственный минимумъ, что законы караютъ лишь выдающіяся преступленія и что характеръ общественной жизни опредѣляется наличностью доброй воли, имѣющейся въ данномъ поколѣніи, которую создаютъ возвышенныя души. Эти души, даже совершенно не занимаясь общественными дѣлами, являются свѣтомъ для общества, ихъ или всѣ любятъ, или ненавидятъ, какъ ненавидѣли Христа Спасителя Его современники.

Подъ вліяніемъ такихъ людей общество преображается, начинаетъ философствовать и богословствовать и объединяется на принципѣ нравственнаго совершенствованія. Вотъ эту великую идею Достоевскій неизмѣнно и проповѣдывалъ въ теченіе всего своего литературнаго служенія. Всѣ его униженные и оскорбленные свѣтили міру, а его идіотъ былъ единственнымъ не идіотомъ въ обществѣ дѣйствительныхъ идіотовъ. Толстой, необычайно завистливый, ко всякому генію, признавался, что самое лучшее, что создалъ человѣческій умъ во всей міровой литературѣ — не только въ русской, но въ европейской и американской — это «Братья Карамазовы».

Одинъ изъ героевъ Достоевскаго Макаръ Алексѣевичъ (въ Подросткѣ), на вопросъ о христіанствѣ сказалъ: — не мудри, помни 10-ую заповѣдь, а за ней и остальныя. Это великая мысль, 10-ая заповѣдь, единственная въ десятословіи, касается внутренней стороны человѣка, остальныя же внѣшняго поведенія.

Одинъ изъ нѣмецкихъ ученыхъ думалъ, что онъ сдѣлалъ великое открытіе, установивъ сходство заповѣдей Моисея съ индійскимъ сборникомъ Гумораби. Конечно, всякое общество можетъ существовать только тогда, когда будутъ соблюдаться правила внѣшняго поведенія, заключенныя въ заповѣдяхъ, но Божественное происхожденіе заповѣдей Моисея доказывается именно 10-ой заповѣдью, касающейся внутренней стороны человѣческой жизни — настроенія его души.

Есть у Достоевскаго нѣкоторыя неясности (пропуски), которыя однако становятся вполнѣ понятными при послѣдовавшихъ открытіяхъ о его творчестѣ. Такъ для читателя не вполнѣ понятно, почему Сердяковъ убилъ своего отца и почему Ставрогинъ былъ такъ мраченъ и чѣмъ-то подавленъ. Казалось, что въ описаніи ихъ жизни есть что-то недоговоренное. Только теперь выяснилось, что по первоначальной рукописи Смердяковъ былъ подвергнутъ Содомскому оскверненію своимъ отцомъ Ѳедоромъ Павловичемъ, эта часть рукописи была упущена авторомъ по настоянію его друзей Побѣдоносцева и Каткова, а Ставрогинъ изнасиловалъ малолѣтнюю дѣвочку, которая затѣмъ повѣсилась. Достоевскій самоубійство русскаго человѣка изображалъ, какъ результать борьбы съ самимъ собой, страшной борьбы добра со зломъ, завершившейся побѣдой зла.

Смерть Достоевскаго была завершеніемъ его праведной жизни. Онъ, умирающій, просилъ свою жену читать надъ нимъ Евангеліе и когда жена прочла слова Евангелиста: «Іоаннъ же удерживалъ Его», Достоевскій произнесъ: «и ты меня не удерживай, мнѣ пора въ путь» и съ этими словами скончался.

Кн. Мышкинъ передъ припадками эпилепсіи переживалъ восторженное чувство любви ко всему міру. Это было содержаніе души Достоевскаго. Напрасно говорятъ, что Достоевскій былъ жестокій талантъ (Михайловскій). Когда онъ скончался мнѣ было 18 лѣтъ и черезъ его близкихъ я лично зналъ, что Ѳ. М. былъ человѣкъ мягкой, нѣжной, любящей, почти сентиментальной души, онъ лишь воспламенялся противъ зла и порока; такъ же поступали и всѣ пророки древности.

Когда говоришь объ этомъ великомъ человѣкѣ, тѣснятся мысли одна на перебой другой, но время и мѣсто побуждаетъ насъ закончить наше краткое слово, посвященное свѣтлой памяти Ѳ. М. Достоевскаго.

Примѣчаніе:
[1] Краткое содержаніе рѣчи владыки Антонія произнесенной 11 ноября 1929 года въ г. Бѣлградѣ на собраніи, организованномъ трудами г. Павлиница по случаю 107 годовщины со дня рожденія Ѳ. М. Достоевскаго.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 164-167.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.