Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

V. О Ѳ. М. Достоевскомъ.
2. Откровеніе въ творчествѣ Достоевскаго
[1].

Не помню, какой именно лѣвый литераторъ, однажды, возвратясь въ свое общество съ литературнаго вечера, очень удивилъ своихъ собесѣдниковъ такимъ характернымъ сообщеніемъ: «поздравляю васъ, Достоевскій сошелъ съ ума». Затрудняюсь сказать, было ли это произнесено со злорадствомъ или сочувствіемъ, но, во всякомъ случаѣ, съ извѣстной долею искренности. А когда собесѣдники потребовали отъ него разъясненія этой новости, то онъ съ запальчивостью отвѣтилъ: «да представьте себѣ, когда одинъ изъ нашихъ сказалъ, какое это несправедливое дѣло было ваше осужденіе и ссылка, то Достоевскій, потеревъ себѣ лобъ, отвѣтилъ: «Нѣтъ! справедливое: русскій народъ осудилъ бы насъ, разузнавъ въ чемъ дѣло».

А дѣло было въ томъ, что Достоевскаго и его компанію приговорили было къ смертной казни, замѣнивъ ее, по милости Государя, ссылкою на каторжныя работы въ Восточной Сибири, а затѣмъ этотъ срокъ сокращали до 4 лѣтъ и замѣнили ссылкою без принудительныхъ работъ и, наконецъ, совсѣмъ освободили писателя отъ строгой кары, принявъ во вниманіе его раскаяніе и нѣкоторые благодѣтельные манифесты, изданные въ благодарность Богу за нѣкоторыя радостныя событія въ Царской фамиліи.

Вообще нужно сказать, что уже въ то время, а тѣмъ болѣе во времена позднѣйшія, всякую судебную кару публика принимала, какъ выраженіе произвола и жестокости правительства, не желая даже вникнуть въ существо дѣла.

Когда уголовный судъ объявилъ приговоръ по дѣлу Димитрія Карамазова, то по всей судебной залѣ раздался визгливый голосъ барыни: «это еще что такое?».

При этомъ авторъ замѣтилъ, что по настойчивому тону той дамы можно было заключить, что она увѣрена будто все это еще можно перемѣнить и исправить.

Я былъ свидѣтелемъ этого, будучи еще 16 лѣтнимъ юношей, но помню, какъ тогда послѣднее охватило собою взволнованное вниманіе интеллигентной публики и надолго стало предметомъ общихъ разговоровъ, споровъ и разнообразныхъ предположеній.

Да, Достоевскій владѣлъ умами и сердцами русскаго общества еще задолго передъ тѣмъ, когда послѣднее начало давать себѣ отчетъ въ степени вліянія великаго писателя.

Надо при этомъ прибавить, что самое его вліяніе было признаваемо, какъ фактъ въ обществѣ и въ литературѣ, только значительное время спустя послѣ его Пушкинской рѣчи, смиренной кончины и торжественнѣйшаго погребенія.

Какъ объяснить такую медленность усвоенія правильныхъ взглядовъ? какъ понять, что Достоевскій и при жизни и еще лѣтъ десять послѣ своей кончины, считался въ нашемъ обществѣ, хотя и талантливѣйшимъ писателемъ, но только лишь однимъ изъ писателей, а находить въ его твореніяхъ цѣлое откровеніе, цѣлую безду свѣта, какъ бы ворвавшагося въ темную комнату, люди рѣшались такъ постепенно и робко, пока имъ не сказали о томъ авторитеты ихъ, начиная съ Л. Н. Толстого, который при всей своей осторожности на похвалы, заявилъ печатно въ 1881 году, что онъ вновь перечиталъ «Бр. Карамазовыхъ» и пришелъ къ убѣжденію, что это лучшее изъ всего прочитаннаго имъ, т. е. изъ всей русской и иностранной литературы. — «Увидите Достоевскаго и скажите, что я его люблю» — заключилъ свое письмо объ этомъ помянутый авторъ.

Правда, съ того же 81-83 года явились въ русской публикѣ и печати востоженные и смѣлые панегиристы Ѳеодора Михайловича, среди которыхъ отличался достойнѣйшій профессоръ университета, славянофилъ О. Ѳ. Миллеръ [2], выступившій съ цѣлымъ рядомъ лекцій о Достоевскомъ, которыя онъ говорилъ или читалъ при огромномъ стеченіи публики въ различныхъ общественныхъ залахъ. Это былъ высоко искренній, христіанскаго направленія публицистъ и ораторъ съ душою кристальной чистоты, всегда окруженный восторженными слушателями студентами, которые во главѣ многочисленной публики, почтили профессора поднесеніемъ огромнаго вѣнка съ надписью: «Достоевскому и его истолкователю». Публика долго и радостно рукоплескала, привѣтствуя своего трибуна.

Невольно приходитъ на мысль, насколько искреннѣе и честнѣе была тогдашняя публика, особенно сравнительно съ позднѣйшей.

Найдутся ли теперь, среди современниковъ, подобные общественные трибуны и при томъ въ такой же степени чуждые всякаго низкопоклонства и лести предъ слушателями.

Кстати упомянуть о томъ, что лѣтъ черезъ 5-6 послѣ описаннаго событія, самъ Орестъ Ѳедоровичъ былъ погребенъ на Смоленскомъ кладбищѣ, претерпѣвъ предъ смертью несправедливое гоненіе отъ министерства народного просвѣщенія по поводу одного неосторожнаго выраженія, которое такъ жестоко сократило его жизнь.

Прибавимъ отъ себя, что онъ былъ глубокій христіанинъ, любившій читать въ университетской церкви пареміи и часы, правда тономъ декламатора, нѣсколько шокировавшимъ часть наиболѣе строгихъ слушателей, но не лишавшимъ самого чтенія непосредственной искренности.

Онъ, какъ родился, такъ и умеръ, чистымъ дѣвственникомъ. Думаю, что ему теперь было бы лѣтъ 90-95 отъ роду.

Пора намъ возвратиться къ отвѣту на вопросъ о столь медленномъ проникновеніи новыхъ идей въ умы и сердца публики.

Садоводы и земледѣльцы знаютъ, что благородныя зерна на хорошемъ черноземѣ не такъ скоро даютъ ростки, какъ сорныя травы на песчаной почвѣ, посыпанной по каменью.

Зато это вліяніе, это усвоеніе новыхъ идей, постепенно, какъ «зерно горушнее» усиливается все крѣпче и крѣпче, даетъ прекрасные ростки, которые, по слову Христову, разростаются постепенно въ пышный кустъ и даже дерево, укрывающее своими вѣтвями птицъ небесныхъ и звѣрей земныхъ.

Примѣчанія:
[1] «Ц. В.» № 363 — 1933 г.
[2] Объ О. Ѳ. Миллерѣ см. стр. 99, т. I «Жизнеописанія».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 168-170.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.