Церковный календарь
Новости


2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 19 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

V. О Ѳ. М. Достоевскомъ.
3. Достоевскій — любящій другъ человѣчества
[1].

О Достоевскомъ я печатался не однажды, но все-таки его творенія, какъ неисчерпаемое море, еще далеко не всѣ разъяснены мною, а другіе публицисты, писавшіе о немъ, особенно лѣвые, только затемнили смыслъ его идей, его образовъ, его моральныхъ и богословскыхъ разсужденій. Большинство послѣднихъ удовлетворялось тѣмъ, чтобы какъ-нибудь опачкать его память и не могло удержаться на почвѣ безпристрастія, а прежде всего обнаруживало свою личную злобу на этого несравненно великаго человѣка и писателя, который подобно другимъ геніямъ-гигантамъ, то бѣсилъ атеистовъ своими вполнѣ объективными разсужденіями, то примирялъ между собою идейныхъ враговъ и возвращалъ ихъ къ вѣрѣ во Христа и къ любви къ Россіи и къ русскому народу.

Мы уже упоминали въ печати, что рядъ его повѣстей можно уподобить всенародному училищу съ классами низшими, средними и высшими, черезъ которые онъ проводитъ читающее русское общество. Онъ начинаетъ съ того, что чувства добрыя онъ пробуждалъ не «лирою», а печатнымъ словомъ. Затѣмъ, взявъ въ свои авторскія руки сердце читателя, онъ влечетъ его къ признанію высшихъ качествъ въ русскомъ народѣ взамѣнъ того презрѣнія, съ которымъ къ послѣднему относился нашъ интеллигентъ 60-хъ и 70-хъ годовъ. Въ дальнѣйшихъ своихъ повѣстяхъ онъ укрѣплялъ читателя, уже отдавшагося въ его нравственное руководство, — укрѣплялъ въ томъ убѣжденіи, что русскій народъ и добрѣе и лучше представителей «просвѣщеннаго общества», которое на самомъ дѣлѣ погружено въ глубокую тину сословныхъ предразсудковъ, хотя и утверждаетъ свою полную отъ нихъ отрѣшенность.

Вспомните его «Идіота», «Униженныхъ и Оскорбленныхъ» и «Бѣсовъ» да еще раньше того изданную авторомъ повѣсть «Бѣдные люди» и сопоставьте содержащіяся тамъ идеи съ церковными пѣснопѣніями въ честь Св. Іоанна Златоуста, которому мы поемъ:

«Усть твоихъ яко же свѣтлость огня возсіявши благодать, вселенную просвѣти: не сребролюбія (безкорыстіе) мірови сокровища сниска, высоту намъ смиреномудрія показа».

Достоевскій доказываетъ въ своихъ типахъ, что смиреніе, вопреки общему мнѣнію о немъ, не есть только индивидуальная добродѣтель, и при томъ въ глазахъ многихъ современниковъ сомнительная, а и сила общественная, оказывающая громадное вліяніе на окружающую среду, вліяніе по большей части незамѣтное для послѣдней, а иногда и для того, кто его оказываетъ.

Вотъ кн. Мышкинъ, скромный молодой человѣкъ, только что вышедшій изъ психіатрической больницы. Онъ не читаетъ собесѣдникамъ нарочитой морали, даже самъ стѣсняется ихъ, но они, почуявъ благодатную струю его откровеній, волнуются, смягчаются сердцемъ, переживаютъ внутреннюю бурю борьбы и, наконецъ, ледъ застарѣлой гордыни и сердечной черствости незамѣтно таетъ и освобождаетъ ихъ сердце для воспріятія высшихъ Евангельскихъ настроеній, сначала довольно поверхностно воспринимаемыхъ и даже съ рецидивами прежней порочности и злобы, а потомъ постепенно усваиваемыхъ ими, какъ подлиннаго содержанія своей души. Подобный же внутренній процессъ переживаютъ подъ перомъ автора и другіе типы, то быстро и бурно, какъ центральный типъ другой повѣсти «Подростокъ», то чрезвычайно медленно и несознательно для самихъ себя, какъ Раскольниковъ въ «Преступленіи и наказаніи» — то въ своемъ внутреннемъ сознаніи, то при участіи и даже подъ активнымъ воздѣйствіемъ или даже подъ прямымъ вліяніемъ по христіански настроенныхъ идеалистовъ, таково нравственное возрожденіе «Подростка» подъ вліяніемъ Макара Алексѣевича, Дмитрія Карамазова подъ вліяніемъ его брата Алеши, наконецъ, мальчика Коли Красоткина подъ его же вліяніемъ.

Конечно, такому благодѣтельному возрожденію въ повѣстяхъ Достоевскаго являлись нерѣдко способствующія обстоятельства со стороны, напримѣръ, болѣзни, смерть близкихъ, семейныя несчастья и т. п. («Подростокъ», «Братья Карамазовы», «Преступленіе и наказаніе», «Униженные и оскорбленные»). Можно и должно сказать, что такое нравственное возрожденіе, предваряемое мучительною внутреннею бурею въ человѣческомъ сердцѣ, является центральной и главной темой всѣхъ повѣстей нашего автора, его любимою темой, и не «жестокій талантъ», какимъ хотѣлъ изобразить нашего писателя глупый и лживый публицистъ Михайловскій, а любящій другъ человѣчества открылся въ геніальной личности Достоевскаго.

Да. Онъ любилъ прежде всего человѣка, какъ бы глубоко не искаженъ былъ въ немъ образъ Божій, какъ бы не упорны были его заблужденія и развращенность его души.

Эта любовь къ человѣку, какъ къ таковому, и была основнымъ свойствомъ нашего писателя.

Онъ былъ прежде всего человѣколюбцемъ, а затѣмъ уже, не по нисходящей градаціи его симпатіи, а по постепенности обнаруженія этихъ свойствъ для читателя, — христіаниномъ, православнымъ христіаниномъ, русскимъ патріотомъ, славянофиломъ, монархистомъ и т. д. Послѣднія три качества имѣли въ его душѣ значеніе выводныхъ изъ первыхъ трехъ, какъ абсолютныхъ и совершенно свободныхъ.

Итакъ, далеки отъ истины, а по большей части и отъ искренности тѣ критики и публицисты, которые видятъ въ нашемъ писателѣ либо политическаго, либо клерикальнаго трибуна.

Свободно предавшій свою душу Христу и страстно работая надъ проповѣдью нравственнаго возрожденія человѣчества, Достоевскій дѣлалъ это великое дѣло не потому, что былъ сыномъ Православной Церкви, славянофиломъ и монархистомъ, но самое Православіе и славянство и русскаго царя и Св. Церковь онъ любилъ потому, что считалъ эти начала во-первыхъ согласными съ истиною, а во-вторыхъ потому, что считалъ ихъ дѣйственными для нравственнаго возрожденія человѣка вообще и согласными съ народно-патріотическими стремленіями, сохраняющимися въ благороднѣйшихъ душахъ лучшихъ людей.

Перейдемъ же теперь поближе къ самому содержанію его повѣстей и выскажемъ тѣ выводы, которые замалчиваетъ нашъ великій писатель, предоставляя дѣлать эти выводы самимъ читателямъ, что свойственно вообще наиболѣе талантливымъ писателямъ, какъ напримѣръ Крылову, въ большинствѣ его басней, Грибоѣдову въ его «Горе отъ ума», далѣе Пушкину въ его «Онѣгинѣ», Лермонтову въ его «Странномъ человѣкѣ», Гончарову въ его «Обыкновенной исторіи» и «Обрывѣ» и т. д.

Правъ былъ далеко несимпатичный намъ критикъ Бѣлинскій и многіе другіе писатели, нетерпѣвшіе въ литературныхъ произведеніяхъ прямой морали, но требовавшіе, чтобы моральные выводы изъ ихъ писаній дѣлали сами читатели: такой способъ — предоставленіе выводовъ на волю читателя, конечно, доступный только крупнымъ талантамъ литературы, является самымъ дѣйственнымъ и прочнымъ. Такого правила держался и Достоевскій, который долгое время удерживалъ свое перо отъ прямой проповѣди религіозныхъ истинъ въ повѣстяхъ и романахъ и допускавшій ее наряду съ проповѣдью патріотическою только въ тѣхъ немногихъ публицистическихъ статьяхъ, которыя выходили изъ подъ его пера въ «Дневникѣ писателя» и въ знаменитой Пушкинской рѣчи, но не въ повѣстяхъ и романахъ.

Самое упоминаніе о христіанской религіи онъ допустилъ только въ позднѣйшихъ своихъ повѣстяхъ и разсказахъ, начиная съ «Подростка» (около 1870 года), а раньше о Богѣ и Христѣ за и противъ говорили только его герои, а самъ онъ заговорилъ о Нихъ и о Православной Церкви только въ «Братьяхъ Карамазовыхъ», да и то словами своихъ литературныхъ героевъ, когда его вліяніе на умы и полное довѣріе къ нему читателей достигли уже полной силы, а критика, хотя подчасъ и грубая, приняла участь Моськи, лающей на слона; большинство же, огромное большинство читателей, было настроено къ нему такъ, какъ выражался Некрасовъ о геніальныхъ талантахъ:

«Становись передъ нимъ на колѣни,
Увѣнчай его кудри вѣнкомъ».

Мы упомянули о томъ, что основной идеей Достоевскаго была идея религіозная, православная и на ней-то основывались всѣ его политическія и патріотическія симпатіи и идеалы. Таковы его статьи по Восточному вопросу, а равно и тѣ, которыя касались внутренняго строительства Россіи, преимущественно въ «Дневникѣ писателя», гдѣ онъ писалъ о походѣ Скобелева въ Ср. Азію и о проведеніи въ Сибирь и Туркестанъ желѣзной дороги, что осуществилось только черезъ 10 и 20  лѣтъ со времени выхода соотвѣтствующей книжки и журнала, оказавшейся его предсмертной исповѣдью.

Примѣчаніе:
[1] «Ц. В.» №274 и 276, 1932 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 170-174.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.