Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

V. О Ѳ. М. Достоевскомъ.
7. Побѣда Христа надъ зломъ по Достоевскому
[1].

Еще много, очень много можно писать и говорить о Достоевскомъ, и хотя то, что до послѣднихъ дней пишется о немъ въ самыхъ разнообразныхъ журналахъ по большей части также мало относится къ дѣлу, какъ напримѣръ, извѣстный трактатъ 18 вѣка о пользѣ стекла, но это происходитъ по той причинѣ, что въ головахъ и сердцахъ рецензентовъ просто не хватаетъ регулятивныхъ понятій, опредѣляющихъ значеніе нашего писателя и даже самое содержаніе его убѣжденій: но все же нельзя отрицать ни живого интереса большинства такихъ статей, ни той несомнѣнной пользы, которая оказываетъ ознакомленіе съ ними читателя.

Я прекрасно сознаю, что мои очерки не только не исчерпываютъ содержаніе этого великаго ума и великаю духа, но оставляютъ нетронутыми еще огромнаго запаса идей, образовъ и, скажемъ прямо, откровеній, разбросанныхъ на его безсмертныхъ страницахъ. Однако, держась принципа лучше что-нибудь чѣмъ ничего, мы взяли на выборъ нѣсколько особенно потребныхъ для нашего общественнаго сознанія уроковъ этого единственнаго человѣка, которому съ полнымъ правомъ можно отнести вдвойнѣ, то привѣтствіе, которое группой русскихъ поэтовъ было направлено къ личности покойнаго Жуковскаго:

«Будь намъ путеводной,
Будь вдохновительной звѣздой,
Духъ цѣломудренно-свободный,
Умѣвшій все соединить
Въ нерушимомъ полномъ строѣ
Все человѣческое благое
И русскимъ чувствомъ подкрѣпить».

Дѣйствительно, такого совмѣщенія нравственнаго космополитизма и русскаго патріотизма наше общество стыдилось, и хотя оно далеко было отъ нигилизма, но, чтобы опознать свое духовное родство съ чисто русской народной жизнью и народными вѣрованіями, понадобились особенно потрясающія событія, къ которымъ нужно отнести во-первыхъ Отечественную войну 1812 года, затѣмъ войну Балканскую 1877 года, а равно и поразившія насъ въ самое сердце народныя бѣдствія, какъ напримѣръ, звѣрское убійство благодѣтеля нашего народа Императора Александра II, а равно и кончину самаго Достоевскаго, послѣдовавшую черезъ полгода послѣ Пушкинскихъ торжествъ въ Москвѣ и черезъ годъ послѣ кончины незабвеннаго Государя.

Многосторонни были откровенія и открытія Ѳ. М. Достоевскаго. Колумбъ открылъ Америку, а Достоевскій открылъ русскому обществу Господа Іисуса Христа, котораго раньше знало духовенство, простой народъ и отдѣльные мыслители нашего общества.

Силу вліянія христіанскихъ идей и Христова ученія Достоевскій наглядно показывалъ въ совершенно объективно раскрытыхъ имъ картинахъ русской жизни. Въ нихъ онъ не уменьшаетъ силу человѣческаго зла и его упорство въ покореніи своей воли Христу и Евангелію. Напротивъ, никто изъ писателей русскихъ не могъ такъ картинно и глубоко описать упорство, съ которымъ горделивая душа человѣка долго борется противъ благодатнаго воздѣйствія на нее Христа и его проповѣдниковъ.

Наиболѣе сильныя картины подобной роковой борьбы вы найдете въ его романахъ: «Бѣсы», «Преступленіе и Наказаніе», «Униженные и Оскорбленные», скажу прямо — во всѣхъ его произведеніяхъ почти безъ исключенія.

Вотъ почему одни изъ его рецензентовъ и критиковъ (правда неискренніе) такъ и застряли своимъ неглубокимъ умомъ на картинахъ этой борьбы и, закрывая глаза на то, что она кончается у Достоевскаго побѣдой добра и вѣры (смерть Стефана Трофимовича въ «Бѣсахъ») и разрѣшается либо въ искреннемъ покаяніи грѣшника, либо въ его полномъ отчаяніи и самоубійствѣ, если онъ не послушался призывающаго голоса Божьяго и самъ на себя наложилъ руки. Такова печальная участь Свидригайлова, Ставрогина и другихъ, о которыхъ мы уже упоминали.

Въ такомъ двоякомъ исходѣ нравственной борьбы въ человѣческомъ сердцѣ Достоевскій показалъ себя строго объективнымъ мыслителемъ и писателемъ.

Конечно, онъ могъ повести за собой довѣрившихся его авторитету читателей и довести всѣхъ своихъ типовъ до раскаянія и спасенія душевнаго, какъ это было свойственно писателямъ 19 вѣка сентиментальнаго направленія, но дорожа истиною, какъ самымъ драгоцѣннымъ достояніемъ литературнаго генія, Достоевскій не могъ закрывать глаза на то, что среди его современниковъ, да и вообще среди людей, несомнѣнно есть погибающіе на вѣки, какъ это ни грустно признать. Сюда относятся всѣ случаи самоубійства его героевъ, такъ мастерски имъ описанные, что побудили одного изъ недалекихъ, хотя и съ большими претензіями писавшихъ критиковъ его, признать Достоевскаго въ качествѣ — «жестокаго таланта» вопреки другимъ его критикамъ, упрекавшимъ его за сентиментализмъ.

Еще другимъ преимуществомъ. Достоевскаго предъ прочими писателями психологами является то обстоятельство, что онъ разсматриваетъ своихъ героевъ не только въ опредѣленный моментъ ихъ жизни, ихъ внутренней борьбы, но и въ продолженіи цѣлыхъ періодовъ послѣдней до самой гробовой доски, и даже пытается въ нѣсколькихъ штрихахъ коснуться ихъ посмертной участи, какъ напримѣръ въ фантастическомъ разсказѣ «Бобокъ», написанномъ подъ вліяніемъ нѣкоторыхъ церковныхъ преданій, а еще болѣе — подъ вліяніемъ анализа ихъ душевнаго состоянія передъ смертью.

Чтобы оградигь себя и свое перо отъ кощунственныхъ насмѣшекъ, нашъ писатель вводитъ въ этотъ разсказъ фантазію — сатиру, но глубокій богословско-философскій смыслъ его при всемъ томъ сохраняетъ свое непоколебимое значеніе.

Чтобы освоиться съ богословскими убѣжденіями Ѳ. М. Достоевскаго, должно внимательно прочитать «Сонъ смѣшного человѣка», затѣмъ монологъ Мармеладова въ «Преступленіи и Наказаній», а въ особенности предсмертную бесѣду старца Зосимы въ «Братьяхъ Карамазовыхъ», которую я никогда не могъ читать безъ слезъ; надѣюсь и вы прослезились любезный читатель.

Итакъ, не закрывая своихъ глазъ надъ печальной участью нераскаянныхъ грѣшниковъ, Достоевскій вездѣ и совершенно справедливо видитъ побѣду Христа надъ зломъ, либо въ видѣ окончательнаго раскаянія его враговъ, либо въ безутѣшной и безсильной погибели послѣднихъ.

Болѣе отрадное будущее нашъ авторъ предусматриваетъ въ жизни русскаго народа. Онъ постоянно подчеркиваетъ ту особенность народной совѣсти, что она всегда готова признать зло — зломъ, а добро — добромъ. Призваніе же Божіихъ избранниковъ въ родѣ старца Зосимы, Алеши Карамазова и другихъ заключается по Достоевскому въ томъ, что они имѣютъ силу и врожденную способность вызвать къ жизни то таящееся въ глубинѣ человѣческихъ сердецъ или безсильно борющееся въ нихъ доброе начало, которое, получивъ опору въ сочувствіи искренняго ближняго, быстро крѣпнетъ и вызываетъ своего носителя, хотя бы еще неустановившагося подростка, на активный бой за правду, за вѣру, за добродѣтель. Таково было вліяніе Алеши Карамазова на Колю Красоткина и къ подобной же эволюціи подводилъ нашъ авторъ и другого Колю въ «Бѣсахъ» и, наконецъ, Подростка.

Касательно приближавшагося революціоннаго переворота Достоевскій не раздѣлялъ того самоувѣреннаго мнѣнія большинства русскаго общества, которое по поводу всякого неудавшагося покушенія на Высочайшихъ особъ горделиво насмѣхалось надъ затѣями революціонеровъ, признавая эти затѣи безсильными угрозами, какъ лягушка на вола. Напротивъ, въ «Бѣсахъ» онъ хотя и съ презрѣніемъ, но и съ признаніемъ опасности этихъ затѣй, заявляетъ, что, если даже революція будетъ имѣть успѣхъ въ Россіи, то ея разрушительныя дѣйствія не оставятъ глубокаго слѣда на жизнь нашего государства и народа, но черезъ нѣсколько лѣтъ эти слѣды безрезультатно исчезнутъ, а жизнь народа, вразумленнаго горькимъ опытомъ, пойдетъ вновь по своему историческому руслу и русскій народъ, какъ исцѣленный Евангельскій бѣсноватый, усядется къ ногамъ Спасителя оболченный и смыслящій и будетъ по примѣру того исцѣленнаго повѣдать всюду, какъ исцѣлилъ его Господь отъ бѣснованія.

Первая часть пророчества Достоевскаго, какъ мы видѣли, исполнилась во всей силѣ: исполнится ли вторая — отрадная часть этого предсказанія, на то надо ждать указанія свыше.

Все это касается событій политическихъ и вообще событій, а внутреннее вразумленіе народа нашего слѣдуетъ признать уже совершившимся. Теперь всѣ поняли, что никакого освобожденія революція народу не дала, а напротивъ подвергла его, еще недавно свободнаго и смѣлаго, тягчайшему рабству своимъ же подонкамъ, отнимающимъ у него не только насущный хлѣбъ и жилище, но и то, что всего ему дороже, т. е. св. вѣру и Православную Церковь. Будемъ надѣяться, что народъ нашъ вскорѣ разогнетъ богатырскую свою спину и покажетъ поработителямъ своимъ «суковатую дубину».

И чѣмъ глубже и всесторонне постарались большевики подавить въ нашемъ народѣ все святое, тѣмъ сильнѣе онъ, какъ рѣка, опрокинувшая запруду, сброситъ съ себя постыдное иго рабства и заживетъ широкою свободною жизнью, завѣщавъ своему младшему поколѣнію не вѣрить впредь лукавымъ обольстителямъ, а дорожить самому данною ему законностью и свободою.

Примѣчаніе:
[1] «Ц. В.» № 289, 1932.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 187-191.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.