Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

V. О Ѳ. М. Достоевскомъ.
9. Отношеніе Достоевскаго къ дѣтямъ и женщинамъ
[1].

Свою любовь къ ближнимъ вообще и къ русскому народу въ особенности Достоевскій изливалъ прежде всего на русское юношество, начиная съ маленькихъ дѣтей и кончая взрослыми молодыми людьми.

Вторая персона его главной повѣсти «Братья Карамазовы» былъ 13-14-лѣтній мальчикъ Коля Красоткинъ, души котораго успѣла уже коснуться преступная рука озлобленнаго нигилиста и завистника Ракитина.

По своей дѣтской довѣрчивости Коля повторялъ его фразы атеистическаго характера, но высоко цѣня нравственное начало жизни и русскую правдивость, этотъ мальчикъ не далъ скверному нигилисту врости въ свою душу, но какъ натура богато-одаренная, онъ носилъ въ своемъ сердцѣ зачатки высокихъ идеаловъ, ненавидѣлъ ложь и притворство, заступался за страдальцевъ и вообще за правду, и хотя онъ могъ бы совсѣмъ пропасть, если бы не встрѣтился съ Алешой Карамазовымъ, но привязавшись къ послѣднему всей силой своей молодой души, онъ началъ быстро и глубоко усваивать его убѣжденія и, повидимому, даже отказался отъ всѣхъ догматовъ нигилизма.

Кромѣ того, этотъ живой и подвижной, какъ ртуть, юный подростокъ, являвшій собою примѣръ необыкновенно ранняго развитія, былъ исполненъ непосредственнаго глубокаго состраданія ко всѣмъ обиженнымъ людямъ и даже къ домашней собачкѣ.

Подобныя черты Достоевскій указывалъ и въ «Подросткѣ» и въ нѣсколько напоминавшемъ такой типъ мальчикѣ Иволгинѣ, а въ раннѣйшихъ его повѣстяхъ — въ «Маленькомъ Героѣ», а равно и въ товарищахъ умиравшаго Ильюши, которыхъ онъ всѣхъ объединилъ въ комнаткѣ послѣдняго, сперва живого а потомъ умершаго.

Вообще въ изображеніи дѣтей и подростковъ Достоевскій превосходилъ самого себя въ живости изложенія и въ поразительномъ реализмѣ бытовыхъ картинъ дѣтской жизни.

Кто любитъ дѣтей и юношей, тотъ никогда не забудетъ такихъ страницъ его послѣдняго романа, какъ тѣ, въ которыхъ описана смерть и погребеніе Ильюшечки и знаменитая «Рѣчь у камня» Алеши Карамазова.

Нашъ авторъ такъ любилъ эту зеленую молодежь, быть можетъ главнымъ образомъ потому, что въ ея лицѣ болѣе сохранился чисто русскій характеръ и русскія убѣжденія, чѣмъ въ людяхъ зрѣлыхъ и пожилыхъ.

Онъ выражался прямо: «я на молодежь нашу надѣюсь», т. е. какъ на будущее возрожденіе русскаго общества; въ ней неистребимое стремленіе къ правдѣ жизни, хотя иногда оно же и повергаетъ болѣе нетерпѣливыя натуры въ дебри нигилизма и революціи.

Въ «Дневникѣ Писатела» Достоевскій прямо выражается такъ: «если читатель васъ подчасъ охватываетъ какое-либо сладкое воспоминаніе о пережитыхъ высокихъ моментахъ молодой жизни, то я васъ горячо поздравляю».

Алеша Карамазовъ въ своей «Рѣчи у камня» увѣщеваетъ своихъ молоденькихъ слушателей вспоминать часы, проведенные у болѣзненнаго одра, а затѣмъ у гроба Ильюшечки и говоритъ такъ:

«Если кому-либо изъ васъ суждено развратиться душею и низко пасть въ безнравственность, то такія вюспоминанія, которыя связаны, съ послѣдними днями и съ погребеніемъ нашего друга, могутъ поднять изъ самой глубокой нравственной пропасти всякаго человѣка».

Гоголь, котораго по замѣчанію извѣстнаго философа Страхова, Достоевскій дополнялъ и исправлялъ, тоже черкнулъ однажды эту же мысль: глубоко павшій скупецъ Плюшкинъ, когда случайно вспомнилъ о своемъ школьномъ товарищѣ, то его черствая душа моментально согрѣлась мягкимъ свѣтомъ и въ голосѣ появился оттѣнокъ даже нѣкоторой нѣжности.

Вотъ почему намъ думается, что перечитывать дѣтскіе разсказы и вообще повѣсти о дѣтяхъ должно предлагать не этимъ послѣднимъ, а напротивъ людямъ совершенно зрѣлымъ, пожилымъ и даже престарѣлымъ.

Во всякомъ случаѣ тѣ недалекіе и неискренніе люди, которые называли Достоевскаго жестокимъ талантомъ и меланхоликомъ, должны устыдиться такой безсмысленной клеветы и, прочитавъ хотя бы эти главы «Братьевъ Карамазовыхъ», признать, что Достоевскій, переживъ столько страданій и прожившій 4 года въ обществѣ каторжниковъ, сохранилъ нѣжную душу и остался неизмѣннымъ оптимистомъ.

Такъ нашъ авторъ самъ сознается, что свою первую повѣсть «Бѣдные люди» онъ писалъ «съ восторгомъ и со слезами», а его глубоко-сочувственное отношеніе ко всѣмъ типамъ, податливымъ на благородное волненіе, показываетъ, что такое же отношеніе къ жизни ближнихъ было свойственно ему и въ дальнѣйшіе годы и до самой смерти.

Чтобы закончить очеркъ объ отношеніи Достоевскаго къ дѣтямъ, заглянемъ еще разъ въ одинъ изъ болѣе раннихъ его романовъ «Идіотъ».

Мы видѣли, что симпатичный характеръ русскихъ дѣтей Достоевскій представляетъ какъ черту національную, которая сохраняется въ молодомъ возрастѣ отчетливѣе, чѣмъ въ пожиломъ.

Но въ отношеніи къ дѣтямъ Достоевскій готовъ находить тѣ же свойства и въ иностранцахъ, особенно когда они войдутъ въ соприкосновеніе хотя бы съ однимъ русскимъ человѣкомъ.

Такое соприкосновеніе испытали швейцарскія дѣти, познакомившись съ «Идіотомъ», подъ вліяніемъ котораго они совершенно измѣнились и изъ самолюбивыхъ эгоистовъ обратились въ добрыхъ христіанъ съ нѣжнымъ сердцемъ.

Здѣсь умѣстно будетъ замѣтить, что патріотизмъ Достоевскаго, его восторженное поклоненіе всему русскому не только не суживали его симпатій и не удаляли послѣднихъ отъ иностранцевъ, но нашъ авторъ не только не лишалъ своего сочувствія иностранцевъ и иновѣрцевъ, но умѣлъ привлечь таковое къ самымъ типичнымъ, напримѣръ, нѣмцамъ и притомъ не только въ области чисто моральной, но и религіозной.

Таково его описаніе судебнаго доклада нѣмецкаго доктора Герценштубе о Димитріи Карамазовѣ, который десятки лѣтъ помнилъ и съ любовью повторялъ свой разсказъ о томъ, какъ этотъ съ виду глубоко раззращенный человѣкъ растрогалъ его старческое сердце, неожиданно возвративъ ему подаренный имъ Димитрію мѣшечекъ съ орѣхами и со словами — Gоtt dеr Ѵаtеr, Gоtt dеr Sоhn, Gоtt dеr Неіlіgе Gеіst.

Вообще Достоевскій объединилъ въ этомъ типѣ всѣ черты характера благочестиваго лютеранина и типичнаго нѣмца.

Даже въ чисто отрицательномъ типѣ смѣшного, ходульнаго полячка авторъ нашелъ симпатичную черту и въ его горячемъ патріотизмѣ.

Нѣсколько затруднительно мнѣ писать объ авторѣ, какъ о почитателѣ русской женщины, хотя несомнѣнно, что и объ этомъ предметѣ Достоевскій открылъ высокоцѣнныя страницы для читателей. Именно онъ начерталъ громадную силу женскаго сердца и его способность къ безкорыстной самоотверженной любви супруги и матери, и что особенно цѣнно, — любви совершенно отрѣшенной отъ романтическаго начала и направленной къ опекаемой ею родственницѣ или просто подругѣ.

Только когда эта совершенно безкорыстная и сверхприродная любовь сталкивается съ любовъю чисто женскою, тутъ возникаетъ мучительная борьба, а иногда и проявленіе черствости и даже жестокости.

Нѣсколько омрачающимъ значеніе этой любви является то обстоятельство, что женщины нерѣдко живутъ воображеніемъ и принимаются любить или даже обожать не дѣйствительный характеръ своего возлюбленнаго, но того воображаемаго героя, котораго они создали въ своей фантазіи.

Такова любовь Аглаи въ «Идіотѣ», Грушеньки въ «Братьяхъ Карамазовыхъ», неудавшейся невѣсты Ставрогина въ «Бѣсахъ» и невѣсты князя Алеши въ «Униженныхъ и Оскорбленныхъ». Это столковеніе симпатій бываетъ для женщины источникомъ тяжкихъ мукъ, наполняющихъ горькою чашею иногда всю ихъ жизнь.

Во всякомъ случаѣ привязанность женскаго сердца и глубже и постояннѣе, чѣмъ у мужчинъ, почему и обрекаетъ первыхъ на тяжкія и продолжительныя страданія то ревности, то состраданія порокамъ и паденіямъ любимаго человѣка.

Особенно замѣчательна въ этомъ отношеніи привязанность Сони Мармеладовой къ Раскольникову, долго и постепенно, но неуклонно смягчавшей и, наконецъ, растопившей его ледяное сердце.

Примѣчаніе:
[1] «Ц. В.» № 280, 1932 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 194-197.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.