Церковный календарь
Новости


2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 19 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

V. О Ѳ. М. Достоевскомъ.
10. Пушкинская рѣчь Достоевскаго
[1].

Особенную злобу критики возбуждало уваженіе Достоевскаго къ монастырямъ и монашеству, а его заявленіе, высказанное устами старца Зосимы о томъ, что изъ монастыря выйдетъ спасеніе Россіи, приводило ихъ прямо въ бѣшенство. Напротивъ, самое неприкрытое издѣвательство надъ Россіей вызывало въ либеральной публики дикій восторгъ и доставляло ругателямъ отечества бурныя оваціи. Вспомните лекцію одного полупомѣшаннаго оратора въ «Бѣсахъ», который, упомянувъ о новыхъ сравнительно гуманныхъ порядкахъ въ современной ему русской жизни, высоко поднялъ кулакъ надъ головой и, покрутивъ имъ въ воздухѣ, заключилъ свою нелѣпую рѣчь такими словами: «но никогда Россія не доходила до такого безумнаго позорнаго положенія, въ коемъ она находится въ настоящее время». —

«Зала завыла отъ восторга, продолжаетъ авторъ, ибо что можетъ быть отраднѣе слышать для русскаго интеллигента, какъ не подобныя слова, которыми топталось въ грязь его отечество». Оратора на рукахъ вынесли изъ залы, но онъ продолжалъ выкрикивать подобныя же ругательства при неумолкавшихъ аплодисментахъ публики. А все это происходило въ 60-ыхъ годахъ 19-го вѣка, каковая эпоха считается въ либеральныхъ кругахъ временемъ высокаго подъема русской мысли и благородныхъ чувствъ.

Перейти ли намъ къ лебединой пѣсни Ѳеодора Михайловича Достоевскаго, т. е. къ его Пушкинской рѣчи и послѣдовавшему за нею номеру «Дневника Писателя», которымъ и закончилось его литературное творчество.

О Пушкинѣ писали давно и много. Его единодушно восхваляли, какъ поэта національнаго, великолѣпнаго стилиста (таково выраженіе о Пушкинѣ отвратительнаго критика Писарева) и даже (впрочемъ сравнительно рѣдко) какъ русскаго патріота, но Достоевскій обнаружилъ въ немъ нѣчто гораздо большее и прямо потрясающее, нѣчто такое, что яркимъ свѣтомъ освѣщаетъ черезъ Пушкина дальнѣйшій путь русской мысли и жизни въ ихъ устремленіи къ совершенству.

Достоевскій указываетъ на то, что геній Пушкина былъ столько же національнымъ, сколько и всемірнымъ. Онъ, едва ли не онъ одинъ, умѣлъ такъ перевоплощаться въ души своихъ героевъ, что въ нихъ сказывались для читателя всѣ національныя черты послѣднихъ, и въ то время, когда всѣ герои Шекспира, Шиллера и др. геніальныхъ писателей представляются читателю, какъ переодѣтые англичане, итальянцы или турки. На страницахъ повѣстей Пушкина они являются характерными выразителями своихъ собственныхъ народныхъ чертъ. Особенно характерно въ этомъ отношеніи, прибавимъ отъ себя, изображеніе Пушкинымъ въ «Борисѣ Годуновѣ» нѣмцевъ, поляковъ и французовъ, заставляющее читателя какъ бы передъ собственными глазами видѣть цѣлую разнообразную толпу, собранную Самозванцемъ.

Описатель Пушкинскаго генія, т. е. Достоевскій, справедливо утверждаетъ, что въ этомъ умѣніи перевоплощаться въ духъ и бытъ любой національности Пушкинъ обнаружилъ въ себѣ чисто русское національное свойство, по которому русскій человѣкъ, оставаясь пламеннымъ патріотомъ, умѣющимъ талантливо уловить характерныя свойства всякаго чужестранца, не только не становится чуждъ послѣднему по своей душѣ, но напротивъ умѣетъ всегда оттѣнить все то, что заслуживаетъ сочувствія въ любомъ иностранцѣ и инородцѣ, не исключая евреевъ, татаръ и цыганъ. Поэма съ заглавіемъ «Цыгане» извѣстна всѣмъ, но у Пушкина имѣется и менѣе извѣстная картина благочестивой жизни вѣрующаго іудейскаго семейства, сидящаго надъ Библіей.

Отсюда выраженіе Достоевскаго о Пушкинѣ, какъ о всечеловѣкѣ, къ удивленію моему больше всѣхъ разсердившее тѣхъ, которые бы должны цѣнить эту всечеловѣческую симпатію нашего писателя выше чѣмъ прочіе народы, т. е. евреевъ. Между тѣмъ мои товарищи по гимназіи изъ евреевъ болѣе всѣхъ негодовали на Пушкинскую рѣчь автора и заявляли, что понятіе «всечеловѣкъ» также мало осмысленно, какъ сказать «всезаяцъ» и т. п.

А какое впечатлѣніе произвела эта рѣчь на русскихъ слушателей? Лично я ее не слышалъ, но хорошо помню, что цѣлые номера «Новаго Времени», тогда еще неопредѣлившагося окончательно, какъ газеты патріотической, отъ первой до послѣдней страницы были наполнены прославленіемъ нашего автора, при чемъ заявлялось, что Достоевскій является божественнымъ пророкомъ русскато христіанства и русскаго разумнаго патріотизма. Тамъ же сообщалось, что непосредственные слушатели этой рѣчи бросались другъ другу въ объятія и цѣловались, какъ во дни Св. Пасхи; враги торжественно мирились другъ съ другомъ и открыто заявили Ѳеодору Михайловичу, что его Пушкинская рѣчь открыла имъ новый міръ, въ которомъ уже нѣтъ мѣста ихъ многолѣтней вражды другъ противъ друга.

Однако, это временное просвѣтленіе русскихъ головъ и сердецъ не осталось безъ временной реакціи. Слѣдующія же книжки мѣсячныхъ толстыхъ журналовъ и отрицательные типы профессоровъ, вродѣ А. Градовскаго, не постыдились обливать помоями того, передъ кѣмъ за двѣ недѣли раньше чуть не становились на колѣни.

Только почтенный, хотя и западническаго направленія, публицистъ Евгеній Марковъ, не отрекаясь отъ своихъ прежнихъ убѣжденій, пытался въ длинной статьѣ (если не ошибаюсь) «Русскаго Вѣстника» написать не опроверженіе, а нѣкоторыя разъясненія смущавшихъ его мыслей и предъявилъ читающему міру обстоятельное изложеніе того, какова должно быть безпристрастная критика. Его достойнѣйшій сынъ Николай Евгеньевичъ сталъ непоколебимо на почву правдивости и искренности въ писательскомъ дѣлѣ.

Примѣчаніе:
[1] «Ц. В.» № 284, 1932 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 197-199.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.