Церковный календарь
Новости


2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Съ каждымъ Новымъ Годомъ (1969 г.) (1975)
2019-03-17 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Слова и рѣчи". Томъ III. Вступленіе (1975)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 60-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 59-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 6-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 5-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 4-е (1908)
2019-03-16 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 3-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 2-е (1908)
2019-03-15 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова 1907-1908 г.г. Слово 1-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 24-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 23-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 58-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 57-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 56-е (1908)
2019-03-14 / russportal
Сочиненія Иннокентія, архіеп. Херсонскаго. Томъ 2-й. Слово 55-е (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 18 марта 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

V. О Ѳ. М. Достоевскомъ.
12. Общественный подъемъ въ Россіи и погребеніе Достоевскаго
[1].

Гоголевскій волостной старшина, о чемъ бы не разсказывалъ, всегда сводилъ свою рѣчь на повѣствованіе о томъ, какъ онъ возилъ однажды Императрицу Екатерину. Въ моихъ жизненныхъ воспоминаніяхъ подобное отчасти мѣсто занимаютъ воспоминанія о годахъ съ 1876 по 1883-ій, когда мыслящее русское общество, и особенно русское юношество, было увлечено возстаніемъ Балканскихъ Славянъ противъ Турокъ, затѣмъ войной русскихъ съ турками, далѣе трагическою кончиною Государя Александра II и, наконецъ, воспоминаніемъ о томъ же Достоевскомъ нашихъ наиболѣе видныхъ литераторовъ и профессоровъ.

Эти воспоминанія о немъ, а дальше объ историческихъ событіяхъ въ нашемъ отечествѣ, приводили меня, неопустительно посѣщавшаго литературныя собранія въ столицѣ, въ восторженное состояніе, начиная съ 14-го л. возраста моей жизни, впрочемъ съ тою разницею противъ Гоголевскаго волостного старшины, что у послѣдняго эти воспоминанія были, повидимому, единственно цѣнными въ его жизни, а моя ранняя юность была чрезвычайно богата цѣнными впечатлѣніями, при чемъ воспоминанія изъ литературнаго міра оставались въ моей душѣ далеко не на первомъ планѣ, уступая свое мѣсто воспоминаніямъ церковно-богослужебнымъ, школьнымъ, деревенскимъ и т. д., и если я теперь такъ сравнительно много времени посвящаю первымъ, то главнымъ образомъ, — уступая желаніямъ своихъ друзей, интересующихся исторіей новѣйшей русской литературы и столичной Петербургской жизнью. Эта жизнь, говоря безъ преувеличеній, въ указанный семилѣтній періодъ ничѣмъ такъ не интересовалась, особенно въ средѣ школьной и литературной, какъ тѣми событіями, о которыхъ мы упоминали выше. Пусть читатели не удивляются безсвязности настоящихъ сообщеній; пишу о томъ, что меня самого интересовало, а не научно историческій трактатъ, а потому позволяю себѣ перейти къ описанію моихъ знакомствъ съ нѣкоторыми личностями, особенно ярко отпечатлѣвшими себя на картинахъ общественности той эпохи. Но прежде нужно отмѣтить тотъ несомнѣнный подъемъ серьезности, патріотизма и религіозности, который имѣлъ мѣсто въ указанные годы русской жизни.

Подъемъ этотъ обнаружился прежде всего (не по времени, а по своему общественному значенію) въ жизни Высочайшаго двора и сказался въ взаимномъ сближеніи различныхъ слоевъ общества между собою, чему благой примѣръ далъ молодой тогда Царь Александръ III. Впрочемъ не помню, онъ ли или еще покойный Государь Александръ II, не въ примѣръ прочимъ, опредѣлилъ пенсію «внѣ правилъ» семьѣ Достоевскаго по 2 т. рублей въ годъ, что было встрѣчено русскимъ обществомъ съ такимъ восторгомъ, что хулиганскія выходки оппозиціи не могли ни на минуту ослабить послѣдняго, а выходки эти выражались въ безсильной попыткѣ подмѣнить народное настроеніе такими, напримѣръ, неудачными способами.

Когда центральныя улицы Петербурга бывали покрыты въ продолженіи трехъ дней — дней смерти и погребенія Достоевскаго огромной толпой движущагося народа между Кузнечнымъ переулкомъ и Александро-Невской Лаврой, гдѣ и былъ погребенъ нашъ писатель, то на вопросъ публики: «кого же это хоронятъ», нѣкоторые разставленные на перекресткахъ хулиганы, (впрочемъ тогда такого слова еще не было) отвѣчали съ вызывающей рѣзкостью: «бывшаго каторжника»; однако, проходившіе участники процессіи благодушно отмахивались рукой и отвѣчали: да, покойникъ былъ и на каторгѣ, а передъ смертью удостоился нарочитой Царской пенсіи и въ надгробныхъ панихидахъ по немъ участвовало нѣсколько великихъ князей, а митрополитъ Исидоръ и братія Лавры отвели безвозмездно на Невскомъ кладбищѣ мѣсто для его могилы, расцѣнивавшееся въ 2 т. рублей.

Кстати о митрополитѣ Исидорѣ. Этотъ старецъ на 9-мъ десяткѣ лѣтъ своей жизни, вдругъ обнаружилъ небывалую прежде участливость къ событію.

Совершенно чуждаясь какихъ бы то ни было отношеній къ обществу и тѣмъ паче къ такъ называемой свѣтской литературѣ, никогда не покидая своихъ роскошныхъ покоевъ въ Невской Лаврѣ, кромѣ выѣздовъ въ Синодъ или въ церкви на богослуженія, — онъ наканунѣ погребенія Достоевскаго, котораго тѣло лежало уже въ гробу, въ Духовской церкви Св. Лавры, вдругъ появился въ шубѣ и въ бѣломъ клобукѣ у дверей названной церкви поздно вечеромъ, но не могъ войти въ нее, припертою изнутри толпою народа, переполнившаго храмъ, да такъ бы и не вошелъ, если бы не догадался обойти дворомъ смежную Благовѣщенскую церковь Лавры и взобраться, несмотря на свои преклонные годы (ему было тогда 82 г.) въ ея верхній этажъ, выходившій окнами въ Духовскую церковь, гдѣ стоялъ гробъ, предъ которымъ люди всѣхъ возрастовъ и сословій, а преимущественно студенты, вслухъ читали Псалтирь надъ покойникомъ, сопровождая чтеніе многочисленными поклонами, къ немалому удивленію маститаго старца, который послѣ погребенія Достоевскаго выражалъ свое сочувственное удивленіе о происшедшемъ вдовѣ и маленькой дочери писателя; эта самая дочь — Людмила внесла это краткое повѣствованіе въ свой печатный некрологъ о почившемъ.

Когда наступилъ девятый, потомъ двадцатый, сороковой, полугодовой и годовой день послѣ его смерти, церковь Св. Духа вновь и вновь наполнялась толпой народа и потому говорившій слово о почившемъ протоіерей Янышевъ предъ панихидой въ Казанскомъ соборѣ, заказанной обществомъ литераторовъ, имѣлъ полное право сказать, что погребеніе Достоевскаго, собравшее къ его гробу почти весь Петербургъ, было похоже не столько на траурную процессію, сколько на шествіе тріумфатора. Явленіе это особенно замѣчательно потому, что такой «тріумфъ» устроился совершенно неожиданно для всѣхъ и безыскусственно, ибо раньше того Петербургъ, да и вся Россія ничего подобнаго не устраивали, но самое погребеніе Достоевскаго явилось примѣромъ и поводомъ такихъ чрезвычайныхъ печальныхъ торжествъ, которые постепенно становились привычными для русскаго общества.

Исключительное значеніе Достоевскаго для русскихъ людей, да и для всей Европейской интеллигенціи, сказывается еще въ томъ, что въ то время, какъ прочихъ знаменитостей постепенно забываютъ послѣ ихъ смерти, — но интересъ къ твореніямъ Достоевскаго послѣ его смерти все возрастаетъ до настоящихъ дней, и при томъ не только въ русскомъ обществѣ, но и заграницей. Едва ли не болѣе десяти изданій его твореній вышло въ протестанской Германіи, странѣ совершенно нецерковной и казалось бы по своему Лютеранскому вѣроисповѣданію, отрицающему всякій аскетизмъ, едва ли могушей имѣть тѣсное отношеніе къ идеямъ Достоевскаго. Кромѣ того его творенія переведены на всѣ европейскіе языки и на разныхъ языкахъ выдержали уже нѣсколько изданій.

Въ заключеніе скажемъ, что уже давно не принято въ обществѣ какъ бы то ни было унижать или обезцѣнивать талантъ нашего писателя, каковой участи удостоился только Пушкинъ, и то въ значительной степени благодаря прославленію его Достоевскимъ.

Примѣчаніе:
[1] «Ц. В.» № 285, 1932 г.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 205-207.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.