Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
1. Общественная неосвѣдомленность о жизни Церкви.

Ни объ одномъ предметѣ не говорятъ и не пишутъ у насъ на Руси при такой неосвѣдомленности въ темѣ, какъ о дѣлахъ церковныхъ, богословскихъ и богослужебныхъ. Вотъ вамъ для примѣра выписка изъ полемики г. Гурко съ Карсавинымъ.

«По закону Св. Синодъ представлялъ на Высочайшее утвержденіе трехъ кандидатовъ на освободившуюся должность высшей церковной іерархіи».

Какой законъ имѣетъ въ виду авторъ намъ неизвѣстно, но фактъ тотъ, что подобное представленіе практиковалось у насъ въ Синодѣ, до и то прежде, до XX вѣка, при назначеніи новаго епископа, конечно, викарнаго, ибо епархіальные архіереи, могущіе имѣть хоть нѣкоторое вліяніе на общественныя дѣла, никогда не утверждались такимъ порядкомъ, а представлялись Синодомъ Государю въ единичномъ числѣ; причемъ надо сказать правду, почти не бывало случаевъ, чтобы представленіе не утверждалось. Однако, порабощеніе Церкви государствомъ сказывалось гораздо сильнѣе и обиднѣе при назначеніи не простыхъ епископовъ, а болѣе значительныхъ церковныхъ дѣятелей, т. е. 1) митрополитовъ (ихъ было въ Россіи трое) и 2) членовъ Синода.

О новоназначенныхъ митрополитахъ и о новыхъ членахъ Синода ихъ сочлены по Синоду узнавали только изъ газетъ одновременно со столичными дворниками и кухарками, черезъ день послѣ почталіоновъ и типографскихъ наборщиковъ. Объ этомъ я писывалъ, печаталъ еще при Государяхъ, но при удивительномъ безучастіи нашихъ интеллигентовъ къ церковной жизни, никто этихъ сообщеній не читалъ, и они, какъ видите, до сего дня продолжаютъ повторять несообразности.

Помянутыя назначенія совершались якобы по непосредственному усмотрѣнію Государя, который въ большинствѣ случаевъ даже по имени не зналъ ни митрополитовъ, ни прочихъ членовъ Синода, а подписывалъ заранѣе приготовленный оберъ-прокурорскій Высочайшій указъ (даже безъ представленія), который и опубликовывался во всеобщее свѣдѣніе.

Въ Англіи это дѣлалось проще: тамъ архіепископа примаса офиціально назначаетъ первый министръ безъ всякаго сношенія съ духовными лицами.

А что говорятъ каноническія правила Вселенскихъ соборовъ?

«Аще который епископъ или иной клирикъ мірскихъ начальниковъ употребивъ, восхититъ себѣ священный санъ, таковой да извержется и посвятившій его».

Въ послѣднее время, т. е. съ начала XX вѣка, даже къ сану епископа не представляли «трехъ кандидатовъ на выборъ», а только одного, а кого именно, объ этомъ не была заинтересована не только Высочайшая власть, но и даже оберъ-прокуроръ, ибо въ глазахъ той и другого значеніе викарнаго епископа было столь ничтожно, что правительство и не вникало въ такое дѣло.

Вотъ ввиду этого-то факта рекомендуемъ г.г. Гурко и Карсавину пересмотрѣть свои положенія объ отношеніи Церкви къ государству, но отнюдь не направлять ихъ въ сторону конституціи или республики, ибо при всемъ печальномъ положеніи сего дѣла у насъ, порабощенія у насъ было значительно меньше, чѣмъ въ конституціонныхъ, или республиканскихъ государствахъ: ибо у насъ іерархія знала Царя и оберъ-прокурора, а съ введеніемъ конституціи приходится по всякому церковному дѣлу заискивать и въ парламентахъ и у министровъ и у товарищей министровъ и т. д. и т. д. Къ тому же дѣло шло и у насъ съ 1905 г.

Вотъ почему мы удерживаемся отъ сужденія о принципахъ обоихъ полемистовъ, но желаемъ остановиться только на нѣсколькихъ выраженіяхъ г. Гурко, высказанныхъ имъ по обычаю и прочихъ свѣтскихъ писателей съ оттѣнкомъ издѣвательства: «князья церкви».

Это выраженіе можно встрѣтить въ любой газетѣ, но приводящіе помянутое выраженіе совершенно не знаютъ откуда оно берется. Пусть они откроютъ книгу Псалтырь или же Библію на 44 псалмѣ. Тамъ говорится «поставивши я князи по всей земли».

Церковь отнесла это пророчество къ св. Апостоламъ и пересыпаетъ такими словами величаніе 12-ти и 70-ти учениковъ Христовыхъ, разумѣя подъ «княжескою» не начальственную (Іоан. 18, 36) власть, а духовный авторитетъ и отнеся эти слова не только къ непосредственнымъ ученикамъ Христовымъ, но и къ ихъ преемникамъ, т. е. епископамъ Церкви. Итакъ, приводя это выраженіе въ саркастическомъ тонѣ, печать наша издѣвается не только надъ ними, но и надъ нашимъ богослуженіемъ и надъ св. Библіей.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 213-214.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.