Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
3. Царь и народъ.

Владыка Антоній съ сердечнымъ умиленіемъ любилъ вспоминать объ отношеніи русскаго народа къ своему Царю. Такъ на общественномъ собраніи въ Бѣлградѣ 12 октября 1930 года владыка среди другихъ воспоминаній разсказалъ слѣдующее:

*     *     *

«...Въ г. Искорости, гдѣ Святая Ольга, до принятія христіанства, мстила за смерть своего мужа, я былъ свидѣтелемъ того, какъ представлялись Государю либеральные интеллигенты и простые мужики. Либералъ, земскій начальникъ, который передъ этимъ училъ волостного старшину, какъ надо держать себя при представленіи, былъ блѣденъ, какъ полотно, и дрожалъ, какъ листъ. А простецъ мужикъ, совершенно спокойно съ радостными глазами отвѣчалъ Государю «Такъ точно, Ваше Императорское Величество. Никакъ нѣтъ, Ваше Величество».

Вотъ въ этомъ-то и сказывается характерная особенность воззрѣній русскаго народа на царскую власть и на личность Царя. Русскій народъ считаетъ всю Россію какъ бы большой семьей, въ которой Царь является отцомъ, призваннымъ охранять нравствениую сторону жизни и быть носителемъ и выразителемъ правды. Конечно, въ каждомъ человѣческомъ установленіи на землѣ могутъ быть злоупотребленія, но, по представленіямъ русскаго народа, Царь не можетъ имѣть злой воли и поэтому Царь Іоаннъ IV названъ не Царь злодѣй, а Царь Грозный. Народъ убѣжденъ, что, если Царь примѣняетъ жестокія мѣры и строгія наказанія, то, очевидно, это такъ и нужно для искоренія крамолы и подавленія мятежей. Зато сынъ Іоанна IV — Царъ Ѳеодоръ Іоанновичъ устами Пушкина названъ — Царь-Ангелъ. Ни въ одномъ народѣ носитель верховной власти не имѣетъ такого именованія, какъ Русскій Царь, — Царь-батюшка, Царица-матушка. Тѣ, кто хочетъ понимать русскую верховную власть формально и ограничивать ее тѣмъ, что составляетъ высшій идеалъ для европейской жизни, а именно юридическими нормами, никогда ничего не поймутъ въ русской жизни, основа которой формируется по другимъ, нравственнымъ законамъ, которые давно уже оставила европейская жизнь.

Некрасовъ, который былъ въ общемъ настроенъ оппозиціонно, задумалъ свою повѣсть «Кому жить на Руси хорошо» съ тѣмъ, чтобы доказать, что на Руси жить хорошо только пьяному, но въ немъ побѣдило художественное чутье и онъ, поддаваясь поэтическому вдохновенію, долженъ былъ въ концѣ своей поэмы воспѣть дифирамбы Государю Александру II («Славься свободу давшій народу»). Также и Левъ Толстой, когда онъ отдавался своему художественному генію и освобождался отъ глупыхъ нѣмецкихъ пантеистическихъ теорій, рисовалъ дивныя картины русской бытовой жизни въ указанномъ смыслѣ («Власть тьмы»), а съ другой стороны описывалъ развитіе грѣховныхъ страстей въ духѣ противоположномъ его предвзятому раціонализму.

Вотъ такимъ же Царемъ-Ангеломъ былъ и нашъ послѣдній Государь Николай Александровичъ. И вотъ этого нравственного брильанта русской жизни мы лишились по собственной безпечности, лишились потому, что слушали нелѣпыя безсмысленныя рѣчи нашихъ лжелибераловъ, которые завели весь русскій народъ въ современную яму».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 217-219.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.