Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
4. Благословеніе «Царскому Вѣстнику».

Въ 1928 году, задумавъ въ г. Бѣлградѣ издавать «Царскій Вѣстникъ», который поставилъ своей задачей тщательную разработку идей православной русской монархіи для приложенія ея древнихъ незыблемыхъ основъ къ современной жизни, редакторъ обратился къ владыкѣ съ просьбой дать благословеніе на это дѣло. Владыка Антоній отвѣтилъ на это слѣдующей статьей [1].

*     *     *

«Редакція «Царскаго Вѣстника» обратилась ко мнѣ съ запросомъ, преподамъ ли я благословленіе на изданіе газеты православнаго, строго царскаго направленія, признающаго самодержавную въ Россіи монархію и православную культуру.

Не минуты не колеблясь, я призвалъ Божіе благословеніе на такое доброе дѣло, глубоко убѣжденный въ томъ, что другого способа установить въ Россіи прочное христіанское благополучіе и христіанское усовершенствованіе нѣтъ и не будетъ. Всякія конституціи выдумывала наша оторванная отъ народа интеллигенція и обманомъ навязывала ее народу, который никакому Петербургскому начальству никогда не вѣрилъ, кромѣ только своего русскаго Царя.

Онъ только оплакивалъ убійство Александра II и остался при убѣжденіи, что его убили господá за то, что освободилъ крестьянъ отъ крѣпостной зависимости. Такіе отвѣты мнѣ давали школьники въ Уфимской и Казанской губерніяхъ, когда я посѣщалъ школы по наиболѣе отдаленнымъ уѣздамъ нашего Поволжья. Послѣ 1864 гогда, когда произошло Каракозовское покушеніе на Государя Александра II, мой отецъ бывшій членомъ Новгородской Губернской земской управы, слышалъ отъ крестьянъ изъ самаго отдаленнаго Бѣлозерскаго уѣзда Новгородской губерніи вотъ какія слова: «счастье ваше, баринъ, что убійца промахнулся, а то, если бы Царь былъ убитъ, то мы бы васъ, дворянъ, прикончили».

Такъ и взиралъ народъ вплоть до самой революціи, что интеллигенція была средостѣніемъ между Царемъ и крестьяниномъ. И чѣмъ больше первая духовно отрывалась отъ народа, тѣмъ глубже укоренялся такой враждебный взглядъ на нее при сохраненіи сыновей любви къ личности Государя.

Лучшіе русскіе мыслители, искренніе патріоты и философы, тѣ, на которыхъ молиться нужно — Достоевскій, Аксаковъ, Хомяковъ, Самаринъ и Кирѣевскій, будучи поклонниками свободы слова и противниками бюрократизма, всѣ стояли за Самодержавіе и вложили въ уста нашимъ западникамъ, которыхъ называли лжелибералами, такое четверостишіе:

«Конституцію мы эту
Изъ Европы переймемъ,
Поведемъ Царя къ отвѣту,
А народъ опять скуемъ».

«Все это пожалуй можно было говорить и писать раньше, но послѣ революціи возврата къ прежнему нѣтъ», торжествующе заявляетъ вамъ русскій псевдоинтеллигентъ и побѣдоноснымъ взглядомъ окидываетъ окружающихъ. Робѣющій передъ нахальствомъ нашъ обыватель пугается и старается умилостивить строгій приговоръ, указывая полумѣры, такими полумѣрами дѣйствовало наше правительство 12 лѣтъ послѣ 1905 года, да и загубило Россію.

Русскіе люди! Не робѣйте передъ громкими неосновательными выкриками, передъ напыщеннымъ глупымъ лбомъ и передъ носовымъ произношеніемъ, которое усвоили себѣ наши дутые авторитеты и отвѣчайте спокойно: «нѣтъ, возвратъ къ прошлому въ основномъ направленіи русской жизни есть и будетъ». Смутное время тоже разорило страну нашу, потомъ, одумавшись, весь народъ возстановилъ и государственный порядокъ и самодержавіе, и династію утвердилъ настолько непоколебимо, что, когда она оскудѣвала въ мужскомъ поколѣніи, то предоставлялъ престолъ царей женщинамъ той же династіи, лишь бы не нарушить прежняго строя. Такъ онъ одолѣлъ и Разина и Пугачева и расширилъ границы царства до шестой части вселенной.

Да, народъ понималъ и понимаетъ, что разноплеменная, раскинутая по необъятному пространству, Россія никакой другой формы правленія принять не можетъ кромѣ самодержавія, какъ и древній Римъ, который удовлетворялся республикой пока ютился на Апеннинскомъ полуостровѣ, а когда началъ захватывать цѣлыя государства на востокѣ и югѣ, провозгласилъ самодержавныхъ императоровъ, оставивъ отъ республики одно только имя. Когда же государство объяло почти весь тогда извѣстный міръ, пришлось авторитетъ самодержцевъ поднять еще выше и императоръ былъ провозглашенъ богомъ. Русскій народъ, какъ христіанскій, не поддавался такому искушенію, которое погубило скороспѣлую царицу въ Пушкинской сказкѣ: онъ съ умиленіемъ взиралъ на бывшій у насъ обычай — принятіе состарившимся царемъ монашеской схимы и главной обязанностью царей считалъ защиту православной вѣры не только въ своемъ государствѣ, но и во всемъ мірѣ.

Русскій народъ взираетъ на русское Царство, какъ на Царство Божіе и любитъ Отечество, какъ Русь Святую, какъ исполнительницу Божіей воли на землѣ и потому видитъ въ силѣ государства силу духовную церковную. Онъ не желаетъ подчинить эту государственную жизнь верховному пастырю Церкви, ибо соединеніе двухъ властей понуждаетъ носителя ихъ пренебрегать первою въ угоду второй, но требуетъ вліянія церковной власти на совѣсть самодержца и конституція наша русская заключается въ томъ, что, принося вѣнчаніе на царство, Царь читаетъ въ церкви исповѣданіе православной вѣры. Такой порядокъ держался у насъ слишкомъ 900 лѣтъ, а всякій другой порядокъ, т. е. конституція съ парламентомъ или республика не продержится и 9 лѣтъ, потому что всякое правительство, начиная съ Временнаго 1917 года (которое лучше бы назвать кратковременнымъ правительствомъ), опирающееся не на святое таинство, не на Св. Церковь, а на понятіе пользы и выгоды, не будетъ въ глазахъ народа дорогимъ и священнымъ, какъ и само государство, увѣнчанное земнымъ расчетомъ, а не общимъ стремленіемъ къ благу, къ совершенству, къ царству Божію. Не стало русскаго Царя, не стало и Россіи, и вотъ ея уже нѣтъ 10 лѣтъ, и только слѣпой или сознательный обманщикъ не пойметъ, что ея и не будетъ пока она не пожелаетъ быть святою Русью съ помазанникомъ Божіимъ во главѣ и съ православнымъ первосвященникомъ блюстителемъ его сердца.

Только при такомъ управленіи Россія будетъ дорогá народу, а всѣ прежнія термины — единая, недѣлимая [2] безъ этого условія не привлекутъ къ себѣ народной души.

Посему, слѣдуя примѣру Св. Патріарха Гермогена, я обращаюсь къ распыленному русскому народу съ увѣщаніемъ, которое уже обращалъ къ нему Великій Заграничный Соборъ 1921 года о томъ, чтобы всѣ русскіе граждане умножили молитвы къ Богу о возвращеніи намъ законнаго Русскаго Самодержца, конечно, изъ Дома Романовыхъ и оказывали бы сему посильное содѣйствіе сообразно съ возможностями каждаго гражданина».

Примѣчанія:
[1] «Царскій Вѣстникъ», № 1-ый за 1928 годъ.
[2] Кстати сказать лозунгъ «единая недѣлимая», бывшій девизомъ въ борьбѣ съ большевиками, былъ заимствованъ отъ французовъ, провозгласившихъ этотъ лозунгъ во время французской революціи.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 219-221.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.