Церковный календарь
Новости


2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
6. Ошибки монархіи.

Владыка Антоній, признавая монархію единственнымъ возможнымъ строемъ русской государственной жизни, въ тоже время указывалъ на тѣ историческія ошибки, которыя были допущены въ русской жизни и которыя способствовали торжеству революціи. Главнѣйшей изъ этихъ ошибокъ, по разъясненію владыки Антонія, это было упраздненіе Патріаршества при Петрѣ I и вызванныя имъ послѣдствія — прекращеніе созыва Помѣствыхъ Соборовъ Русской Церкви, почти полное отсутствіе дѣятельнаго общенія Русской Церкви съ другими Автокефальными Православными Церквами, упадокъ миссіонерскаго дѣла Русской Церкви въ отношеніи восточныхъ народностей въ самой Россіи и восточныхъ народовъ внѣ Россіи, углубленіе старообрядческаго раскола, схоластическое направленіе русской богословской науки, отходъ отъ Православной Церкви русской интеллигенціи и другія особенности русской жизни послѣ Петровскаго періода, приведшія къ революціи.

Однако, владыка Антоній считалъ эти недочеты русской жизни поправимыми при наличности русской православной монархіи и при возстановленіи патріаршества.

Въ своемъ письмѣ къ П. Н. Краснову въ связи съ признаніемъ владыкой Великаго Князя Кирилла Владиміровича россійскимъ Императоромъ, владыка Антоній писалъ [1]:

*     *     *

«Приходилось мнѣ печатать о томъ, что бѣдствія, постигшія Династію и Россію, явились Божіимъ отмщеніемъ за ея посягновенія на Церковь, завершившіяся безумнымъ провозглашеніемъ Царя главою Церкви въ 1797 году. Тогда Господь, какъ передъ Всемірнымъ потопомъ сказалъ вторично въ Себѣ: «не вѣчно духу Моему быть пренебрегаемымъ человѣками, потому что они плоть; пусть будутъ дни ихъ сто двадцать лѣтъ; и вотъ Я наведу на землю потопъ водный, чтобы истребить всякую плоть, въ которой есть духъ жизни подъ небесами. Все, что есть на землѣ лишится жизни» (Быт. 6, 3. 17). Такъ ровно черезъ 120 лѣтъ послѣ 1797 года наступила всеуничтожающая большевицкая революція. Все это предвидѣлъ патріархъ Никонъ и англійскій ученый Пальмеръ въ своемъ шеститомномъ трудѣ о патріархѣ Никонѣ. «Но съ тобою, — продолжаетъ Господь Свое откровеніе Ною, — Я поставлю завѣтъ Мой, и войдете въ ковчегъ ты и сыновья твои, и жена твоя и жены сыновъ твоихъ съ тобою» (ст. 18) Да будетъ семья нашего новаго Царя такимъ ковчегомъ, который сохранитъ жизнь Ея для народа послѣ потопа революціи. Я лично въ этотъ ковчегъ не войду: моя смерть за плечами, но какъ Моисей умеръ съ покорностью волѣ Божіей, утѣшенный созерцаніемъ обѣтованной земли и высшей горы Нево передъ своей смертью, такъ и я радостно умру, если увижу уже начавшееся спасеніе русской Церкви, русскаго народа».



Въ другомъ случаѣ, въ своей рѣчи, по случаю 25-лѣтія бракосочетанія Государя Кирилла Владиміровича и Государыни Викторіи Ѳеодоровны владыка говорилъ такъ:

*     *     *

«Всѣмъ извѣстно, что наша высшая іерархія была очень удалена отъ Высочайшаго Двора, она только въ лицѣ двухъ митрополитовъ появлялась при Дворѣ на Рождество и на Пасху, причемъ дѣло ограничивалось оффиціальнымъ поздравленіемъ Высочайшихъ Особъ. Такъ было при Императорѣ Николаѣ I, такъ было при Императорѣ Александрѣ II, но, что еще удивительнѣе, такъ было и при Александрѣ III. Я лично впервые удостоился представиться Государю Николаю II, въ 1906 г., черезъ 9 лѣтъ послѣ рукоположенія меня въ Епископы, при этомъ Государь сказалъ мнѣ съ улыбкой и укоризной: «Мы, кажется, видимся съ вами первый разъ». Побѣдоносцевъ, который вообще твердо отстаивалъ православныя основы русской жизни, почему-то не сочувствовалъ появленію іерарховъ при Дворѣ».



Въ томъ же письмѣ П. Н. Краснову владыка Антоній объяснилъ, почему Церковь такъ нуждается въ поддержкѣ Царской властью.

*     *     *

«Въ одномъ я долженъ признаться (или похвалиться), я убѣдился въ томъ, что наше русское духовенство (духовенство не Церковь) неспособно вести церковныя дѣла безъ поддержки со стороны Трона. Вотъ этого я не думалъ до начала революціи, но воображалъ, что освобожденіемъ отъ царскаго попеченія Церковь, черезъ своихъ духовныхъ пастырей можетъ поддерживать авторитетъ святой вѣры. Съ 1917 г. я вижу, что этого нѣтъ. Двухсотлѣтнее рабство іерархіи и духовенства принизило ихъ волю и ихъ убѣжденность настолько, что имъ необходима стала опора государства, чтобы не превратиться Церкви въ небольшую секту добровольныхъ мучениковъ среди огромной массы предателей, обманщиковъ, сребролюбцевъ, льстецовъ и клеветниковъ. Конечно, эта «секта» осталась бы единою, святою, соборною и апостольскою Церковью, но три четверти людей отпали бы отъ нея».

Примѣчаніе:
[1] «Царскій Вѣстникъ», 11/24 марта 1929 г., №32.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 228-230.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.