Церковный календарь
Новости


2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 19 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
8. Русскій народъ и монархія
[1].

Владыка Антоній постоянно обращалъ свою мысль къ Россіи. Особенно была яркой его рѣчь, произнесенная на собраніи монархистовъ въ Бѣлградѣ 11/24 мая 1930 года, въ которой онъ сказалъ слѣдующее.

*     *     *

«Русскій народъ въ своей толщѣ отъ начала русской исторіи и до послѣднихъ временъ былъ всегда настроенъ монархически и я убѣжденъ, что если бы передъ революціей устроили въ Россіи народный плебесцитъ, то русскій народъ въ своемъ подавляющемъ большинствѣ высказался бы за Самодержавнаго Царя.

Однако, въ прошломъ [XIX] столѣтіи въ 60-70 годахъ подъ вліяніемъ европейскаго воспитанія, чужой философіи и литературы патріотизмъ въ руководящей русской интеллигенціи совершенно упалъ и былъ въ загонѣ. Рядовой обыватель тогда не смѣлъ заикаться о любви къ Отечеству и въ интеллигентномъ обществѣ объ этомъ говорили только съ насмѣшкой и съ оттѣнкомъ презрѣнія. Русское общество всколыхнулось въ концѣ 80 годовъ подъ вліяніемъ Восточной войны за освобожденіе славянъ. Побѣды русскаго оружія, патріотическія статьи, имена военныхъ героевъ, ликующія народныя собранія — все это сдѣлало то, что о патріотизмѣ невозможно было замалчивать. Убійство же Имп. Александра II дало русскому обществу еще болѣе сильный толчекъ вправо. Оппозиціонеры должны были замолкнуть. Въ обществѣ перестали разсказывать со сладострастіемъ анекдоты о нарушеніяхъ 7-ой заповѣди во дворцѣ и любовь къ Царю стала обнаруживаться всюду. Какъ сейчасъ, я помню панихиду по Императорѣ Александрѣ II, совершавшуюся въ Петербургѣ протопресвитеромъ Янышевымъ. Я былъ тогда студентомъ 1-го курса Духовной Академіи. Молящіеся горько плакали, а протопресвитеръ Янышевъ говорилъ о томъ позорѣ, который падаетъ на Россію за злодѣйское убіеніе Государя.

Новый Императоръ Александръ III сразу овладѣлъ народными сердцами, заявивъ себя чисто русскимъ царемъ своимъ отеческимъ отношеніемъ къ подданнымъ. Въ многочисленныхъ резолюціяхъ по различнымъ дѣламъ стало сказываться его отеческое попеченіе о русскомъ народѣ. Особенно мнѣ врѣзалась въ память резолюція Царя на докладѣ о сооруженіи часовни на мѣстѣ убіенія Александра II. Государь написалъ: «Мнѣ кажется, нужно построить тамъ церковь». Церквей тогда въ Петербургѣ было очень мало и это явилось какъ бы началомъ руссификаціи Петербурга, до того времени бывшаго почти иностраннымъ городомъ, наполовину говорившимъ по-нѣмецки. Дѣйствительно, если посмотрѣть въ планѣ Петербурга на томъ сегментѣ, котораго основаніемъ служитъ Невскій проспектъ, а дугою Нева отъ Адмиралтейской площади до Фонтанки, а также отъ Знаменія до Лавры, то въ этомъ большомъ пространствѣ до 1881 года не было ни одной церкви. И вотъ на полѣ перваго сегмента произошло убійство Государя. Императоръ Александръ III всюду стремился вносить сердечную заботливость и отеческое попеченіе. Очень трогательнымъ былъ установившійся тогда обычай назначать въ Царскіе дни въ столичныхъ театрахъ патріотическія пьесы, для посѣщенія коихъ разсылались билеты во всѣ учебныя заведенія. Среди юношества въ эти дни появлялись Царь и Царица, окруженные всеобщимъ восторженнымъ почитаніемъ. Вообще тогда казалось, что въ русской жизни наступила новая эра, при чемъ во главѣ возрожденія сталъ Петербургъ. Туда повалилъ настоящій русскій мужикъ. Сама Николаевская желѣзная дорога сдѣлалась проводникомъ чисто русскаго движенія. На многихъ ея станціяхъ становились громадныя иконы, путешествующіе возжигали передъ ними многочисленныя свѣчи, а передъ отправленіемъ поѣздовъ служились длинные молебны. Попутно съ этимъ росли литературныя патріотическія силы. Это время было расцвѣтомъ Достоевскаго, тогда процвѣтали славянофилы, дѣйствовали братья Аксаковы. Лучшіе представители высшей интеллигенціи возвысили свой голосъ противъ уже умиравшаго атеизма и ложнаго космополитизма. Таковъ между прочимъ былъ мало извѣстный теперь, но безусловно просвѣщеннѣйшій русскій ученый и публицистъ Н. Н. Страховъ, выступившій черезъ лучшую въ Россіи газету Аксаковокую «Русь» со своими «Письмами о нигилизмѣ». Сама «Русь» была какъ бы горящимъ факеломъ, освѣщающимъ русскую жизнь. Къ этому періоду относится и начало дѣятельности великаго праведника земли русской о. Іоанна Кронштадтскаго, имѣвшаго могучее дѣйствіе на народъ, который встрѣчалъ его болѣе восторженно, чѣмъ самого Царя. Таковъ былъ расцвѣтъ Россіи. Но не дремали и революціонеры. Они лишь притихли, объединяя и сосредоточивая свои силы вокругъ толстыхъ научныхъ и литературныхъ журналовъ, какъ напримѣръ, «Вѣстникъ Европы», въ университетахъ, въ земскихъ учрежденіяхъ. Отъ поры до времени они подымали свою голову. Мнѣ врѣзалась въ память одна каррикатура, появившаяся въ Петербургѣ. Послѣдними словами Императора Александра II были: «Домой, домой». Аксаковъ написалъ въ «Руси» статью, въ которой эти слова истолковывалъ, призывая русское общество вернуться въ Москву. И вотъ вскорѣ появилась каррикатура, на которой былъ изображенъ Аксаковъ стоящій въ боярскомъ костюмѣ у жалкой избушки, зазывающій проходящую публику «въ Москву», публика же направлялась къ большимъ европейскимъ зданіямъ, изображавшимъ культурную Европу, на Аксакова же и его жалкую избушку никто не обращалъ вниманія.

Царствованіе Императора Александра III было непродолжительнымъ и завершилось трогательной кончиной, послѣдовавшей въ присутствіи о. Іоанна Кронштадтскаго. Новый 26-ти лѣтній Царь Николай II сразу обнаружилъ себя сторонникомъ православія и благочестія. Однако, ближайшія задачи Россіи въ новое царствованіе были мало поняты. Это сказалось между прочимъ въ такихъ начинаніяхъ, какъ учрежденіе Гаагской конференціи, которая сама по себѣ дѣло благородное, но для Россіи совершенно безполезное. Неудачнымъ, напримѣръ, было учрежденіе народныхъ домовъ, съ большими сценами, на которыхъ хотѣли было показывать для народа различныя драмы и трагедіи, однако, результатъ получался совершенно неожиданный — въ самыхъ трагическихъ мѣстахъ, когда актеръ убивалъ свою возлюбленную, народъ отвѣчалъ дружнымъ смѣхомъ. Происходило это оттого, что русскій народъ, отличаясь искренностью и правдивостью, никогда не приметъ всерьезъ того, что дѣлается на сценѣ и трагедіями его не растрогаешь. Въ царствованіе Императора Николая II наши оппозиціонеры кое-чему научились и поняли, что революціи достигнуть можно не столько террористическими актами, сколько злобной критикой, введеніемъ конституціи, развращеніемъ народа и проч. На службу революціи пошли почти всѣ университетскіе профессора и такой талантливый человѣкъ, какъ Левъ Толстой, всю свою жизнь бывшій рабомъ демоническаго тщеславія. Во всемъ своемъ творчествѣ, какъ философскомъ, такъ и художественномъ, онъ одинаково разрушалъ вѣру и государственный порядокъ, изображая человѣка не свободной личностью, а какимъ-то всплескомъ или волной міровой жизни (смерть Андрея Болконскаго, сонъ Пети Ростова). При казавшемся внѣшнемъ благополучіи въ Россіи уже назрѣвалъ кризисъ, его предчувствовалъ такой праведникъ, какъ о. Іоаннъ Кронштадтскій, который, будучи горячимъ поборникомъ самодержавія, весьма печалился тѣмъ, что во дворцѣ стали свивать себѣ гнѣздо теософія и оккультизмъ и онъ пересталъ къ огорченію Государя и Государыни посѣщать дворецъ. Свѣтлымъ лучомъ послѣдняго царствованія было прославленіе 6 угодниковъ, осуществленное по иниціативѣ Царя, который шелъ въ этомъ отношеніи далеко впереди нашего духовенства, скептически было относившагося къ прославленію новыхъ угодниковъ. Самымъ близкимъ народному сердцу изъ прославленныхъ угодниковъ оказался преп. Серафимъ Саровскій, человѣкъ не очень ученый, но надѣленный такимъ сердцемъ и такой вѣрой, что онъ не пасовалъ передъ самой грѣшной душой, но принималъ каждаго въ свои распростертыя объятія, какъ любящій отецъ.

Двѣ послѣднія неудачныя войны подсѣкли Россію, революціонеры добились своего и ее свалили. Теперь я не имѣю надеждъ на быстрое возстановленіе Россіи: она должна искупить страданіями свое нравственное паденіе. Еврейскій народъ странствовалъ въ пустынѣ 40 лѣтъ пока возвратился въ землю обѣтованную. Мы не знаемъ сколько лѣтъ назначено странствовать въ смутѣ русскому народу пока не возвратится онъ къ законному обѣтованному устроенію своей жизни, но всѣми мѣрами, всѣми способами и всѣми силами содѣйствовать его освобожденію и возрожденію неотложный долгъ всѣхъ насъ.

Самымъ великимъ вождемъ человѣчества былъ Моисей. Слово Моисей означаетъ взятый отъ воды, потому что тотъ вождь былъ найденъ въ водѣ дочерью Фараона. Государь Кириллъ Владиміровичъ является также взятымъ отъ воды, будучи чудесно спасеннымъ на водѣ въ Японскую войну, — пусть же онъ будетъ нашимъ Моисеемъ и приведетъ насъ въ землю обѣтованную.

Примѣчаніе:
[1] Рѣчь владыки Антонія на собраніи монархистовъ въ Бѣлградѣ 14/24 мая 1930 года.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 233-237.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.