Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
9. Православная Церковь и Императоръ Николай II
[1].

Съ глубокимъ почитаніемъ и любовью относился владыка Антоній къ памяти Царя Мученика Императора Николая II, о которомъ онъ много разъ писалъ и говорилъ. Одну изъ рѣчей владыки объ Императорѣ Николаѣ II приводимъ здѣсь.

*     *     *

«Нравственный обликъ покойнаго Государя, обликъ трагическій. Его обликъ на цѣлые вѣка будетъ причиною слезъ и стыда для народа за себя и благоговѣйной благодарности Богу за Покойнаго.

Есть историческія личности, которымъ суждено глубоко страдать за себя и другихъ. Такимъ былъ нашъ покойный Государь. Родившись въ день многострадальнаго Іова, Государь считалъ и самъ обреченнымъ себя на страданія. Мы надѣялись, что на Государѣ исполнятся и послѣдніе годы Іова, когда ему было возвращено его благополучіе, но этимъ надеждамъ не суждено было осуществиться.

Былъ у насъ въ Россіи и другой Іовъ, угодникъ Божій, Іовъ Почаевскій, почившій въ 1651 году. Онъ написалъ собственноручное письмо царю Михаилу Ѳеодоровичу, въ которомъ, выражая свою радость Русскому Самодержавію, указывалъ, что Русскій Царь долженъ быть не только автократомъ, но и монократомъ, т. е. Царемъ всей вселенной. Въ ходѣ историческихъ событій это пожеланіе было близко къ осуществленію, но несчастья, выпавшія на нашу Родину, остановили развитіе этихъ событій.

Царствованіе Государя Николая II началось и окончилось несчастьемъ. Извѣстное несчастье на Ходынкѣ во время коронаціонныхъ торжествъ вызвало злорадство со стороны враговъ Самодержавія, которые всегда радовались, когда тронъ шатался. Великій Князь Сергій Александровичъ, человѣкъ очень благочестивый, введшій въ средѣ нашей аристократіи земные поклоны, вмѣсто католическаго реверанса на одно колѣно, подвергался тогда наглому осмѣянію; въ нѣкоторыхъ случаяхъ въ Москвѣ, гдѣ онъ былъ Генералъ-Губернаторомъ, по его адресу кричали, «князь Ходынскій». Государь съ самаго начала своего царствованія обратилъ свое вниманіе на тѣхъ, кто нуждался. Вѣроятно, по примѣру о. Іоанна Кронштадтскаго Онъ сталъ по всей Россіи учреждать Дома трудолюбія, которые наши либералы также стремились превратить въ дома праздности. Въ отношеніяхъ съ о. Іоанномъ Кронштадтскимъ который присутствовалъ при кончинѣ Императора Александра III, у послѣдняго Государя не было близости, такъ какъ о. Іоаннъ, несмотря на неоднократныя пожеланія Государя въ послѣдніе годы Его царствованія, уклюнялся отъ посѣщенія дворца. О. Іоаннъ былъ большой врагъ всякой конституціи и понималъ, что съ колебаніемъ Самодержавія колеблется и Россія.

Царствованіе Государя Николая II ознаменовалось открытіемъ въ Россіи мощей св. угодниковъ и ихъ прославленіемъ. Насколько въ Россіи это дѣло въ послѣднее время было труднымъ, видно изъ того, что послѣ открытія мощей Св. Тихона Задонскаго въ 1861 году, сопровождавшихся народнымъ энтузіазмомъ и многими чудесами, по Россіи распространился слухъ, что будто бы Императоръ Александръ II выразился, что это будетъ послѣдній святой въ Россіи. Я не вѣрю, что Государь могъ сказать такую фразу, но самый фактъ распространенія подобнаго слуха достаточно характеризуетъ тогдашнія общественныя настроенія. Въ царствованіе Государя Николая II были открыты мощи Свят. Ѳеодосія Черниговскаго (1896 г.), преп. Серафима Саровскаго (1903 г.), Свят. Іоасафа Бѣлгородскаго (1911 г.), Іоанна Тобольскаго, Анны Кашинской, Питирима Тамбовскаго. Я помню, какъ въ одномъ изъ засѣданій Св. Синода одинъ изъ іерарховъ замѣтилъ, что нельзя же до безконечности продолжать прославленіе святыхъ. Взоры присутствовавшихъ обратились на меня и я отвѣтилъ: «если мы вѣримъ въ Бога, то мы должны быть рады прославленію св. угодниковъ».

Изъ этого видно насколько велико было благочестіе Государя, который почти первый рѣшился на это дѣло.

Государь обратилъ свое вниманіе на положеніе старообрядцевъ и раскольниковъ. Хотя спасительна только одна Св. Православная Церковь, но то, что сохранилось у раскольниковъ отъ древности дѣлаетъ ихъ весьма близкими къ вѣчному спасенію. Надо сказать, что Государъ любилъ простыхъ людей и простыхъ монаховъ. Эта любовь особенно сказалась при одномъ изъ посѣщеній Государя съ семьей Кіево-Печерской Лавры. Въ то время какъ съ іерархами Государь здоровался, цѣлуясь рука въ руку, при посѣщеніи Кіево-Печерской Лавры Государь взялъ подъ мышку свою фуражку и сталъ подходить смиреннно подъ благословеніе къ выстроившимся іеросхимонахамъ, за нимъ послѣдовала Государыня и дочери. Принявъ благословеніе отъ всѣхъ іеросхимонаховъ, Государь подошелъ къ простымъ схимникамъ старцамъ и здѣсь настоятель монастыря доложилъ Государю, что эти старцы, не имѣющіе священнаго сана, не могутъ давать благословеніе. Вообще Государъ имѣлъ особое свойство смиреномудрія. Прежніе Государи обыкновенно видѣли изъ высшей іерархіи только Петербургскаго Митрополита и то два раза въ годъ во время оффиціальныхъ поздравленій на Рождество и на Пасху. Государь же Николай II повидалъ почти всѣхъ іерарховъ и огорчался, что іерархи говорили съ Государемъ не на духовныя темы, а вели обычный разговоръ, принятый при оффиціальныхъ придворныхъ пріемахъ.

Я лично избѣгалъ посѣщенія дворца, тяготясь тѣмъ установленнымъ этикетомъ, который унижалъ высшихъ представителей Церкви. Первый разъ Государь высказалъ пожеланіе видѣть меня въ 1906 году. Я явился къ Нему въ установленный день. Государь съ укоромъ сказалъ мнѣ: «Мы встрѣчаемся съ вами въ первый разъ». Государь былъ настолько милостивъ ко мнѣ, что я рѣшился обратить вниманіе Государя на необходимость религіознаго воспитанія военнаго юношества и войскъ. Государь мнѣ отвѣтилъ, что этимъ дѣломъ у Него вѣдаетъ Вел. Кн. Константинъ Константиновичъ и что Онъ укажетъ ему, чтобы мое пожеланіе было исполнено.

Началась страшная революція 1904 года. Многіе, многіе русскіе люди потеряли тогда не только голову, но и совѣсть, и вотъ тогда нашего благостнаго Государя постигъ ударъ въ самое сердце. Во дворцѣ свило себѣ гнѣздо страшное суевѣріе. Государыня, недавно принявшая православіе, находившаяся безъ опытнаго духовнаго руководства, превысила мѣру въ своемъ духовномъ исканіи и подчинилась власти суевѣрія.

Такое явленіе въ религіозной жизни приводитъ къ катастрофѣ. Вотъ, напримѣръ, теперь въ Парижѣ прочно укоренилось совершенно ложное религіозное направленіе, которое ищетъ какого-то мистицизма и «чудесъ въ рѣшетѣ». Подобное явленіе есть типичная духовная прелесть. Они не хотятъ итти путемъ постепеннаго, труднаго духовнаго усовершенствованія и поэтому терпятъ катастрофу.

Склонность къ суевѣріямъ усиливается во время опасностей. Государь, согласившись на учрежденіе Государственной Думы, прекрасно понималъ, что Россія идетъ къ гибели и чувствуя постоянную опасность, также подчинился власти суевѣрія.

Вліяніе Распутина, столь гибельно отразившееся на Россіи, усиливалось еще черезъ болѣзнь Наслѣдника. Я думаю, что чудодѣйственная сила Распутина, при помощи которой онъ будто бы останавливалъ кровотеченія у Наслѣдника, была на самомъ дѣлѣ простымъ обманомъ, осуществляемомъ при помощи придворныхъ. Вліяніе Распутина упрачивалось благодаря тому, что во дворецъ проникли теософическіе взгляды на переселеніе душъ, которыя будто остаются возвышенными и святыми даже при отрицательныхъ поступкахъ ихъ носителей. Поэтому свѣдѣнія о разгулахъ и развратѣ Распутина не могли поколебать довѣрія къ нему, какъ къ носителю какой-то мистической силы.

Не могу скрыть того, что Государь при всѣхъ высокихъ качествахъ своей души и ума, не былъ къ сожалѣнію расположенъ къ идеѣ возстановленія Патріаршества и прямого отношенія къ сему дѣлу не имѣлъ. Ужасная идея о томъ, что Царь будто бы является главой Церкви, восторжествовавшая еще при Павлѣ I, который въ другомъ отношеніи былъ чисто народнымъ Царемъ, не была изжита и въ царствованіе Государя Николая II-го.

Памятнымъ для меня осталось представленіе Государю въ составѣ депутаціи отъ Волынской губерніи въ 1908 или въ 1909 году. Волынскіе жители представили Государю 17 толстыхъ переплетенныхъ томовъ, исписанныхъ своими подписями, въ которыхъ умоляли Государя сохранять Самодержавіе и не сдаваться на конституцію. Помню, какъ послѣ представленія Государь спросилъ: «кто изъ васъ Шульгинъ»? Шульгинъ назвалъ себя. Государь благодарилъ г. Шульгина за патріотическую рѣчь, произнесенную въ Государственной Думѣ. Шульгинъ со слезами умиленія на глазахъ отвѣтилъ: я радъ тому, что моя рѣчь понравилась Вашему Величеству. Черезъ нѣсколько лѣтъ тотъ же самый Шульгинъ явился къ Государю съ позорной миссіей требовать отреченія Его отъ Престола. Siс trаnst glоrіa mundі.

Въ 1913 году мнѣ довелось провожать на вокзалѣ уѣзжавшаго изъ Петербурга Сербскаго принца Георгія; его сопровождалъ принцъ Александръ, нынѣ благополучно царствующій Король Югославіи, бывшій тогда камеръ-пажемъ Государя. Тогда уже собирались тучи на небосклонѣ Сербіи.

Я имѣлъ случай высказать принцу Александру свое сочувствіе Сербскому народу и подтвердить объ исторической миссіи Россіи защищать Православный Сербскій народъ.

Черезъ нѣсколько времени послѣ этого я былъ принятъ Государемъ. Государь былъ весьма милостивъ ко мнѣ и я тогда сказалъ Государю что Россіи необходимо принять активное участіе въ судьбѣ Сербіи и Галиціи. Государь при этихъ словахъ взялся за голову и отвѣтилъ: «дѣло это трудное, но пусть знаютъ, что на границѣ Австріи стоитъ 370 тысячъ нашихъ штыковъ». Вообще съ большой любовью Государь относился къ Сербіи, его особымъ покровительствомъ пользовались Сербскій Митрополитъ Михаилъ, затѣмъ Митрополитъ Димитрій, нынѣ Сербскій Патріархъ, Его особенно чтилъ недавно скончавшійся Антіохійскій Патріархъ Григорій.

Нашъ Государь имѣлъ сердце широкое, нѣжное, почти женственное и въ то же время неустрашимое. Онъ обнималъ своей любовью не только русскій народъ, не только православныхъ славянъ, но и все человѣчество и дѣлалъ это не изъ честолюбія и не для славы, а отъ полноты искренняго сердца.

Въ дѣлахъ альтруизма безкорыстнаго и прямого, Россія занимала безусловно первое мѣсто въ мірѣ, но и въ технической области Россія часто занимала первенствующее мѣсто. Такъ напримѣръ, лукавые европейцы замолчали, что электрическія лампочки были впервые изобрѣтены русскимъ инженеромъ а развитіе авіаціи произошло благодаря работѣ И. И. Сикорскаго. Такъ все хорошее русское тщательно замалчивается. Не нашелъ Себѣ справедливой оцѣнки и нашъ любвеобильный и благостный Государь Николай II.

Да упокоитъ же Господь Его свѣтлую душу и да научить всѣхъ насъ и русскій народъ искупить страшный грѣхъ и возстановить Россійское Православное Царство».

Примѣчаніе:
[1] Краткое содержаніе рѣчи, произнесенной Высокопреосвященнымъ Владыкой Митрополитомъ Антоніемъ на собраніи, устроенномъ редакціей «Ц. В.» въ г. Бѣлградѣ 9-22 декабря 1929 г. («Цар. Вѣст.» 16/29 дек., 1929 г., №72).

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 237-241.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.