Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 32.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
10. Императоръ Александръ III
[1].

Для характеристики монархическихъ воззрѣній владыки Антонія весьма важное значеніе имѣетъ слово, произнесенное имъ на кончину Государя Императора Александра III, послѣдовавшую въ 1894 году. Самъ владыка Антоній, тогда едва перешагнувшій 30 лѣтній возрастъ и бывшій еще въ санѣ архимандрита, говорилъ, однако, обращаясь ко всей Россіи съ такой силой и властью, какія могли проистекать только отъ одушевленнаго пророка грядущихъ бѣдствій.

13-лѣтнее царствованіе Императора Александра III послѣ злодѣйскаго убійства Императоря Александра II укрѣпило Россію и возстановило ея поколебленное зарями революціи могущество среди великихъ державъ міра. Однако, это царствованіе разсматривалось лже-либеральной русской общественностью, какъ время застоя и реакціи. Владыка же Антоній тогда чувствовалъ, что Россія стоитъ на краю пропасти и онъ пытался всѣми силами своего вдохновенія возвратить ее на народный и историческій путь, что онъ неизмѣнно и осуществлялъ до самаго послѣдняго дня своей жизни. Но голосъ его оказался «гласомъ вопіющаго» въ русской лже-либеральной пустынѣ.

*     *     *

«Вотъ день! Вотъ пришелъ, наступила напасть» (Іез. VII, 10).

Итакъ наступилъ тотъ горестный день, когда Господь опредѣлилъ отнять у насъ нашу радость, оставить насъ сиротами. Взято нынѣ Господомъ «дыханіе жизни нашей, помазанникъ Господенъ... о которомъ мы говорили: подъ тѣнью его будемъ жить среди народовъ» (Плач. VI, 20).

Вотъ тотъ, кого шесть лѣтъ тому назадъ чудесно возвратилъ намъ Господь изъ когтей погибельныхъ [2]. Тогда Всевышній поднялъ надъ Русью Свой угрожающій перстъ, призывая ее къ покаянію, а нынѣ опустилъ на нее Свою карающую десницу, увидѣвъ, что первая угроза недостаточно воздѣйствовала на сердца. Впрочемъ, и та угроза была не первая: сколько разъ Господь спасалъ изъ рукъ злодѣевъ Государя Александра Николаевича, показывая этими устрашеніями, что Россія виновна предъ Нимъ, но до тѣхъ поръ мы не одумывались, пока Богъ не отвратилъ Свою защитительную десницу и потрясенная Отчизна должна была омывать слезами покаянія искаженный ранами трупъ царя-страдальца. Однако и это временное просвѣтленіе умовъ, выражавшееся въ самоукореніи и въ исправленіи жизни многихъ, оказалось настолько непрочнымъ, что даже и тотъ великій день, когда Господь грозилъ оставить насъ не только безъ Царя, но и безъ потомства его, это незабвенное 17-е число сего мѣсяца [3] не могло вразумить насъ. Пусть же теперь русскіе люди измѣнятъ дни радости на дни скорби, мученій совѣсти и стыда предъ Богомъ. Да, именно стыда предъ Богомъ, праведно отвергавшимъ насъ. Ибо спросятъ насъ теперь многіе: гдѣ-же Святая Русь твои прославленныя молитвы? гдѣ твоя вѣра? гдѣ твоя любовь къ твоему Государю? Или ты такъ оскудѣла всѣми сими дарами, или настолько прогнѣвалъ Бога народъ твой, что даже сзятые мужи въ тебѣ не могли умолить Его и отвратить гнѣвъ Его отъ тебя? Да, поистинѣ послѣдній укоръ справедливъ. Господь показывалъ намъ дѣлами Своего Промысла то, что говорилъ въ древности народу Своему черезъ пророка: «Я готовлю вамъ зло и замышляю противъ васъ; итакъ обратитесь каждый отъ злаго пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорятъ: не надѣйся; мы будемъ жить по своимъ помысламъ и будемъ поступать каждый по упорству злаго своего сердца» (Іер. XVIII, 11-12). «Ты не молись о народѣ семъ во благо ему. Если они будутъ поститься Я не услышу вопля ихъ» (XIV, 12). «Хотя бы предстали предъ лице Мое Моисей и Самуилъ, душа Моя не преклонится къ народу сему» (Іер. XV, 1 и Іез. XIV).

Тщетны были для насъ вразумленія Божіи, хотя были они многочисленны и разнообразны, ибо въ послѣдніе годы уже не человѣческою рукою устрашалъ Онъ насъ за Царя нашего не ею спасалъ его, а Своею простертою мышцею избавлялъ насъ, пока не истощилось долготерпѣніе Его и ниспала на насъ сегодняшняя праведная кара.

Образумимся-ли мы хотя нынѣ? Возненавидимъ-ли свои отступленія отъ духа евангельскаго и духа народнаго? — Смотрите у насъ на лицахъ какъ бы вина какая, какъ бы смутное ощущеніе того, что не взялъ бы Господь отъ насъ утѣхи очей нашихъ, лучшаго украшенія нашей отчизны, еслибъ мы сами цѣнили даръ Его благодатнаго о насъ промышленія.

Не случайныя только паденія воли нашей возстановили противъ насъ Всевышняго, но то дерзостное попраніе духа Христова, то полное нежеланіе созидать въ себѣ евангельскую жизнь, содержавшуюся предками нашими, та общая ложь, то блудное растлѣніе, которыя проникли отъ высшихъ круговъ общества уже и въ простой народъ. Охладѣли русскіе люди ко святой вѣрѣ, возлюбили иноземный обычай жизни, горделивый, сухой и холодный, и не только перестали стыдиться своего грѣховнаго ожесточенія, но начали похваляться имъ, что уже не порокъ сталъ предметомъ презрѣнія и насмѣшекъ, а цѣломудріе, набожность и смиреніе, сохранившееся у немногихъ. За это Господь и обездолилъ нашу землю, за это и обрушилъ на нее сей ударъ и отнялъ тотъ залогъ нашего благополучія, предъ которымъ стали склоняться съ почтеніемъ горделивѣйшія главы иноземныхъ народовъ, прежде презиравшихъ насъ, нынѣ видящихъ въ нашемъ Государѣ опору общаго мира и справедливости.

Неоцѣнима наша потеря, сердце наше подавляется глубокой болью, мы чувствуемъ, что сами виковники нашей утраты и горько плачемъ, видя, что не могли во время возвратиться, ибо грѣхи наши стали между нами и небомъ мѣдною стѣною, объ которую разбиваясь, возвращались въ нѣдро наше всѣ возносимыя молитвы.

Оттого и наша печаль такъ глубока, горе такъ разѣдающе, несмотря на то, что кончина Государя христіанская, непостыдная, мирная. Училъ онъ насъ, какъ жить и служить ближнему и училъ тому, какъ умирать. Дай Богъ всѣмъ намъ такой завидной кончины. Царямъ земнымъ многіе завидуютъ при ихъ жизни, но очень немногимъ государямъ возможно завидовать или соревновать въ смерти; во главѣ этихъ немногихъ стоитъ нашъ благочестивѣйшій Монархъ, спокойно смотрѣвшій въ глаза приближавщейся кончины и давно нерадѣвшій объ исполненіи врачебныхъ совѣтовъ, но искавшій отрады въ бесѣдѣ съ праведными пастырями, въ совмѣстныхъ съ ними молитвахъ, а наипаче въ троекратномъ пріобщеніи св. таинъ.

Его рука, пораженная предсмертнымъ недугомъ, находила силу, чтобы начертывать слова сочувствія и благодарности на сыновнія заявленія подданныхъ воиновъ и родителей дѣтей, учащихся подъ Государевымъ покровительствомъ, а его сердце, ослабѣвшее уже для правильной поддержки тѣлесной жизни, продолжало согрѣвать лаской окружающихъ, побѣждая присущее сей тяжкой болѣзни мрачное настроеніе. Сія блаженная: кончина была вѣнцомъ праведнаго царствованія въ теченіе почти четырнадцати лѣтъ. Это царское правленіе было поистинѣ царскимъ служеніемъ, этотъ вѣнецъ — крестнымъ бременемъ. Но едва ли многихъ монарховъ знаетъ исторія, которые были бы столь чужды исканія личной славы и угодничества предъ толпой и сосѣдними державами, какъ нашъ усопшій Монархъ. Не искалъ онъ въ дѣяніяхъ своихъ ни блеска, ни похвалъ, но только общей пользы, самой сущей правды, а наипаче милости къ бѣднымъ, труждающимся, обремененнымъ, къ малымъ по возрасту и, наконецъ, къ служителямъ вѣры, которую усопшій справедливо считалъ высшей истиною и главнымъ оплотомъ государственнаго процвѣтанія.

Осторожно и сдержанно началъ онъ свои предпріятія, а затѣмъ, освоившись съ дѣлами правленія, сталъ поступать все тверже и смѣлѣе; его нравственный образъ выяснялся все отчетливѣе предъ лицемъ восхищеннаго народа и нѣжная пламенная любовь народа окружала его тронъ. Онъ расцвѣлъ въ пышный прекрасный цвѣтъ, на который любовался весь міръ; даже недоброжелатели отечества и трона противъ воли полюбили его и ради него начали любить Россію. Судя по человѣчески, теперь то бы намъ и жить, да радоваться на Царя нашего, да учиться у него исполненія долга своего и заповѣдей Божіихъ, — подражая его жизни и дѣламъ. О, если бы дѣйствительно ему достойно подражало русской общество, столь щедрое на благородныя слова и обыкновенно безсильное для благородныхъ дѣяній. Но мы не шли по стопамъ его, мы оказались недостойными его сынами. Духовное разложеніе и развратъ укоренялись въ обществѣ и народѣ все глубже, за свѣтильникомъ мы не слѣдовали и вотъ свѣтильникъ отъятъ отъ насъ, подвинутъ со своего мѣста.

Строго наказалъ насъ Господь, но не для отмщенія, а для вразумленія. Онъ требуетъ отъ насъ, чтобы отвратили осуетившіеся взоры наши отъ своекорыстныхъ цѣлей и житейскаго разсѣянія и взглянули бы въ себя самихъ, чтобы увидали, какъ далеко ушли мы отъ христіанскихъ завѣтовъ святыхъ строителей нашего отечества и создателей народнаго духа, — чтобы ужаснулись своего ожесточеннаго нечувствія и въ слезахъ покаянія искренняго и всеобщаго, умолили Бога о народномъ и общественномъ возрожденіи. Сего требуетъ Господь, насъ посѣтившій Своею праведною карой. Онъ требуетъ также и благодарности къ отшедшему благодѣтелю Россіи, незримо простирающему къ намъ свои царственныя руки и просящему теперь нашей молитвенной помощи для неукорнаго восхожденія духа его въ райскія обители. Хотя праведенъ былъ духъ сей, но и онъ нуждается въ теплыхъ молитвахъ Церкви. Пусть же онѣ возносятся, какъ ѳиміамъ къ Богу, и ограждаютъ душу возлюбленнаго Государя отъ всякой напасти. Аминь».

Примѣчанія:
[1] Слово на кончину Государя Императора Александра III. Произнесено 21 октября 1894 года за литургіей въ храмѣ Московской Духовной Академіи Пол. соб. соч. т. 1, стр. 375.
[2] Владыка разумѣетъ здѣсь чудесное избавленіе Царской Семьи отъ смертельной опасности при крушеніи поѣзда на ст. Борки 17 октября 1888 года.
[3] [См. предыд. примѣчаніе.]

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 241-245.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.