Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
12. Кончина Государыни Императрицы Маріи Ѳеодоровны
[1].

30 сент./13 октября 1928 года въ г. Копенгагенѣ въ Даніи скончалась вдовствующая Государыня Императрица Марія Ѳеодоровна. По полученіи въ Бѣлградѣ извѣстія о ея кончинѣ, владыка Антоній 4/17 октября въ Св. Троицкой церкви въ Бѣлградѣ совершилъ панихиду, во время которой сказалъ слѣдующее:

*     *     *

«Сегодня, въ эти осенніе октябрскіе дни, передъ своимъ заходомъ свѣтитъ намъ яркое солнце, а наше русское солнце, наши Царь и Царица, давно уже зашло и мы не увидимъ ихъ до второго пришествія Христа Спасителя. Обычно при заходѣ солнца, на горизонтѣ, еще нѣкоторое время свѣтитъ яркая вечерняя звѣзда. Такой звѣздой, свѣтившей намъ на небесклонѣ нашей жизни, была Царица Мать. Но вотъ теперъ погасла и Она и надъ всей русской жизнью наступила темная ночь.

По нашей землѣ въ эту безпросвѣтную ночь рискаютъ духовные гады, хищные звѣри — большевики, губящіе русскихъ людей.

Почившая Царица не принимала участія въ политической жизни, но, какъ видно изъ опубликованной Ея переписки съ сыномъ — Царемъ, Она поддерживала, ободряла Его и переживала всѣ русскія несчастія. Такъ и теперь самое Ея пребываніе среди насъ вселяло надежды въ наши души и наша жизнь была легче.

Но пусть Ея кончина не вселитъ въ насъ уныніе. Будемъ подражать древнимъ іудеямъ, которые сражались при Маккавеяхъ за св. вѣру и свое отечество до послѣдней капли крови. Когда были убиты всѣ Маккавеи, они сказали: «съ нами нѣть вождя, поэтому надо намъ самимъ вооружиться двойнымъ мужествомъ» и они довели свою борьбу до побѣднаго конца. Удесятеримъ же и мы свои силы въ нашей духовной борьбѣ, доведемъ нашу праведную борьбу до конца и дадимъ себѣ обѣтъ, что мы будемъ и теперь и въ будущей Россіи возносить смиренныя молитвы за Царя и Царицу. Будемъ помнить, что они умерли не за свои грѣхи, а потому, что были вѣрны долгу.

Пусть погибнетъ гнусное владычество большевиковъ. Пусть дождется Св. Русь своего возлюбленнаго православнаго Царя. Сіе да будетъ съ нами по милости Божіей, а усопшихъ да упокоитъ Господь въ Своемъ праведномъ царствѣ».

Примѣчаніе:
[1] Государыня Императрица Марія Ѳеодоровна, Принцесса Дагмара, дочь Датскаго Короля, родилась 14 ноября 1847 года въ Копенгагенѣ. Въ 1864 году юная Принцесса Дагмара сдѣлалась невѣстой наслѣдника Русскаго Престола Николая Александровича. Однако, судьба готовила Принцессѣ первый тяжкій ударъ. 12 апрѣля Наслѣдникъ Николай Александровичъ въ Ниццѣ скончался отъ туберкулеза на глазахъ у своей невѣсты, вручивъ ее своему брату Великому Князю Александру Александровичу.
       17 іюля 1866 года состоялась помолвка Принцессы Дагмары съ Наслѣдникомъ Цесаревичемъ Александромъ Александровичемъ. 17 сентября 1866 года былъ торжественный въѣздъ Царственной Невѣсты въ С.-Петербургъ. Въ октябрѣ мѣсяцѣ было совершено бракосочетаніе, послѣ котораго Августѣйшіе новобрачные поселились въ Аничковомъ дворцѣ. Счастливая супружеская жизнь протекала 28 лѣтъ. 1 марта 1881 года, послѣ мученической кончины Императора Александра II, на престолъ вступилъ Императоръ Александръ III и отнынѣ Императрица Марія Ѳеодоровна стала дѣлить царственные труды Своего Супруга. Жизнь Царственной Четы протекала въ непрестанныхъ трудахъ въ большой простотѣ и скромности и являлась истиннымъ образцомъ для всей Россіи. 17 октября 1888 года случилось первое несчастье, омрачившее мирную эпоху царствованія Императора Александра III. Императорскій поѣздъ, возвращавшійся послѣ путешествія по югу Россіи, потерпѣлъ крушеніе у ст. Борки. Въ поѣздѣ оказалось 11 человѣкъ убитыми и много раненыхъ. Царская Семья спаслась чудеснымъ образомъ, будучи накрыта крышей вагона, поддержанной плечами Императора Александра III. Послѣ этого Государь прожилъ и процарствовалъ всего только шесть лѣтъ. Въ 1894 году Государь заболѣлъ инфлуэнціей, болѣзнь осложнилась и 20 октября Государь скончался.
       Государыня съ царственнымъ величіемъ перенесла выпавшее на ея долю тяжелое испытаніе. Съ вступленіемъ на престолъ Государя Николая II, Государыня Марія Ѳеодоровна ни въ чемъ не измѣнила свою жизнь и со спокойствіемъ и твердостью переносила свое личное торе. Въ это время Государыня совершенно устранилась отъ дѣлъ государственнаго управленія и лишь усердно занималась благотворительными дѣлами — Вѣдомствомъ Императрпцы Маріи и Краснаго Креста, начатыми ею еще въ первые годы пребыванія въ Россіи, послѣ смерти Императрицы Маріи Александровны. Во время Великой войны Государыня посвятила себя заботамъ о раненныхъ, вдовахъ и сиротахъ воиновъ, положившихъ свою жизнь за Отечество.
       Въ 1917 году началась революція. Съ первой вѣстью о ней Государыня поспѣшила къ своему Сыну Императору Николаю II. Послѣ отреченія Государя состоялось въ Могилевѣ памятное всѣмъ русскимъ людямъ свиданіе Матери съ Сыномъ, которое безспорно было наиболѣе трагическимъ моментомъ въ жизни Императрицы. Вскорѣ Государыня отбыла въ Крымъ и поселилась въ Дюльберѣ. Здѣсь Государыня фактически находилась подъ арестомъ и Ея жизнь была спасена матросомъ большевикомъ, у котораго въ критическій моментъ проснулась русская душа.
       Въ апрѣлѣ 1919 года въ Ялту прибылъ присланный Англійскимъ Королемъ дредноутъ «Маlbоrоugh», на который Императрица взошла, взявъ съ собой тѣхъ русскихъ, которымъ угрожала опасность. и отбыла въ Англію.
       Съ именемъ Государыни Императрицы связана историческая эпоха двухъ послѣднихъ царствованій, въ которыхъ Россія достигла сначала высшаго своего могущества въ международномъ положеніи, а затѣмъ вступила въ годы тягчайшихъ историческихъ испытаній, рѣдко случающихся въ исторіи народовъ.
       Изъ всѣхъ русскихъ людей Государыня Императрица Марія Ѳеодоровна является самой яркой выразительницей этой русской эпохи, въ которую русская жизнь дореволюціонныхъ дней возглавлялась Ея Августѣйшимъ Супругомъ и Сыномъ.
       Длинный жизненный путь Императрицы, безраздѣльно посвященный Россіи, представляетъ собой рѣдкое сочетаніе славы, могущества, на которое только можетъ быть вознесенъ человѣкъ и тяжкаго жизненнаго креста, снести который выпадаетъ лишь на долю людей богатыхъ непреклоннымъ героическимъ духомъ. Все, что можетъ быть удѣломъ самыхъ высшихъ ступеней человѣческаго могущества, сочеталось въ судьбѣ Государыни Императрицы съ удѣломъ самыхъ суровыхъ испытаній. На этомъ измѣнчивамъ жизненномъ пути Государыня Императрица сохранила неизмѣнно свой Царственный обликъ и все неприкрашенное величіе своей Царственной натуры.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 250-252.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.