Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
13. Погребеніе Государыни Императрицы Маріи Ѳеодоровны.

Дочери усопшей Государыни Императрицы Маріи Ѳеодоровны Великія Княгини Ксенія и Ольга Александровны пригласили на отпѣваніе и погребеніе усопшей Государыни владыку Антонія и митрополита Евлогія, на котораго за годъ передъ этимъ было наложено Архіерейскимъ Синодомъ запрещеніе въ священнослуженіи. Владыка Антоній, сославшись на свою болѣзнь и краткость времени, отъ поѣздки въ Копенгагенъ отказался, но въ день отпѣванія 19 октября въ г. Бѣлградѣ совершилъ панихиду по Государынѣ Маріи Ѳеодоровнѣ, во время которой прочиталъ разрѣшительную молитву, читаемую при совершеніи отпѣванія. Во время этой панихиды владыка Антоній произнесъ слѣдующее слово.

*     *     *

«Сегодня погребена русская Царица. Прервалась золотая нить русской жизни. Теперь дѣйствительно мы вполнѣ осиротѣли. Пока жива была мѵропомазанная Царица знали, что въ далекомъ Копенгагенѣ есть незыблимый фундаментъ, есть мѵропомазанный корень Россіи. Озирались на русскую Царицу и могущественные иностранцы и не могли не видѣть въ старицѣ-Царицѣ выразительницу былого русскаго величія. Теперь же наступило наше всероссійское сиротство. Это сиротство сознаютъ теперь многіе и многіе, надѣюсь, всѣ русскіе люди. Помню я, какъ въ Россіи не только завѣдомые нигилисты, но даже и нѣкоторые благонамѣренные люди въ дни Царскихъ службъ сѣтовали и говорили, когда же окончатся эти безконечныя молитвы о Царѣ. Не хотѣли люди понять, что мы тогда молились не только лично за Царя, но въ Его лицѣ за защиту Св. Церкви и Православія, за Св. Русь, за благоденствіе всего народа. Теперъ, въ годы этихъ несчастій, надѣюсь, поняли это всѣ.

Пока живы бываютъ въ семьѣ отецъ и мать, въ семьѣ случаются недоразумѣнія, ссоры, иногда даже перебранки и часто семья не цѣнитъ своихъ отца и матери. Когда же они умираютъ, семья сознаетъ, кого она лишилась. Много было недоразумѣній и въ нашей русской государственной семьѣ и Россія мало цѣнила своихъ Отца и Мать — Царя и Царицу, но когда они умерли, суровая жизнь заставила всѣхъ понять, кого мы лишились, какое значеніе они имѣли для Россіи.

Сейчасъ, строго говоря никакой Россіи не существуетъ. Россія и въ будущемъ безъ обще-народнаго Отца — Царя также не можетъ существовать. Не можетъ существовать потому, что русскій человѣкъ не будетъ строить государство, защищать его и жертвовать собой ради отвлеченнаго принципа государственности безъ живого воплощенія его въ излюбленныхъ имъ формахъ.

Я молился о томъ, чтобы Господь сохранилъ жизнь послѣдней русской мѵропомазанной Царицы и чтобы Она увидѣла на русскомъ престолѣ одного изъ двоихъ сыновей. Это пожеланіе я высказалъ лично почившей Государынѣ въ 1921 году и видѣлъ, какую доставило это пожеланіе Ей радость, какой любовью Она проникнута къ Россіи. Но вотъ теперь мы видимъ, что этому пожеланію не суждено сбыться.

Будемъ же молиться, чтобы не погибла окончательно Россія. Пусть она найдетъ въ себѣ силы воздвигнуть Царя. Это должно случиться не потому, что это пожеланіе высказалъ кто-либо великій, но потому, что это есть обще-россійская нужда, настоятельное требованіе народной жизни, единственный путь возстановленія Россіи.

Тогда мы будемъ молиться о нашихъ Царяхъ и Царицахъ не съ такой безысходной скорбью и печалью, какой мы прониктуты сейчасъ, но будемъ прославлять величіе и милость Господа на своей святой землѣ, охраняемой и защищаемой обще-народнымъ Отцомъ — Православнымъ Царемъ Самодержавцемъ».



Кончина и погребеніе Государыни Императрицы Маріи Ѳеодоровны послѣдовали въ самый разгаръ церковной смуты, возникшей заграницей и это обстоятельство вызвало затрудненіе и огорченіе, связанное съ вопросомъ, кто именно долженъ погребать Императрицу. Вопросъ этотъ нашелъ свое отраженіе въ слѣдующемъ оффиціальномъ обращеніи владыки Антонія, опубликованномъ 11 ноября / 29 октября 1928 года.

*     *     *

«Отъ Предсѣдателя Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви заграницей Митрополита Антонія.

Въ связи съ смертью Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы Маріи Ѳеодоровны печать, враждебная соборной Церкви и противники іерарховъ ея, стали связывать съ священной памятью Ея Величества вопросы о церковной смутѣ въ заграничной Церкви и муссировать неправильные и тенденціозные слухи о неприбытіи моемъ и подчинающихся Архіерейскому Собору іерарховъ на погребеніи Государыни Императрицы.

Это обязываетъ насъ заявить во всеобщее свѣдѣніе объ истинномъ положеніи затрагиваемыхъ вопросовъ.

По полученіи отъ состоявшаго при Государыни Императрицѣ Маріи Ѳеодоровны князя Долгорукова печальнаго извѣстія о смерти Ея Величества, мы немедленно выразили Старшей Дочери почившей Великой Княгинѣ Ксеніи Александровнѣ наше глубокое огорченіе и скорбь по случаю смерти Державной Матери Россіи и сожалѣніе, что я лишенъ возможности лично прибыть и поклониться праху Императрицы, и извѣстилъ Ея Высочество, что одновременно предложено Архіепископу русскихъ православныхъ церквей въ Западной Европѣ Высокопресовященному Серафиму и Преосвященному Тихону, Епископу Берлинскому и Германскому отправиться въ Копегагенъ для совершенія погребенія Ея Императорскаго Величества.

Ея Высочество выразила мнѣ по телеграфу благодарность и высказала сожалѣніе, что не могу лично пріѣхать.

Я дѣйствительно не имѣлъ возможности выѣхать ввиду недомоганія моего и нѣкоторыхъ затрудненій, связанныхъ съ такимъ спѣшнымъ выѣздомъ въ другую страну. Я не готовился: не хотѣлось вѣрить въ такой скорый и печальный конецъ.

Нынѣ мы получили донесеніе, что Архіепископъ Серафимъ и Епископъ Тихонъ, узнавшіе о спѣшномъ выѣздѣ запрещеннаго Соборомъ Архіереевъ въ священнослуженіи Митрополита Евлогія съ такимъ же запрещеннымъ протоіереемъ Прозоровымъ, затруднились выѣхать и тѣмъ предотвратили непремѣнно имѣвшій возникыуть вопросъ, кому совершать погребеніе Почившей Императрицы — имъ Архіепископу Серафиму и Епископу Тихону — представителямъ Русской Православной канонической Церкви, или запрещенному въ священнослуженіи Митрополиту Евлогію, такъ какъ съ послѣднимъ никто изъ іерарховъ и священнослужителей не можетъ по божественнымъ канонамъ служить. Не могъ бы служить съ нимъ и я, если бы поѣхалъ самъ.

Наша мѣрность, какъ и всѣ іерархи Русской Православной Соборной Церкви заграницей, согласно незыблимымъ священнымъ канонамъ, считаютъ Митрополита Евлогія «безблагодатнымъ и совершеніе имъ богослуженія послѣ запрещенія его — кощунствомъ». И потому въ день погребенія почившей Императрицы, совершая въ нашемъ русскомъ православномъ храмѣ въ Бѣлградѣ панихиду, прочли во всеуслышаніе разрѣшительную душѣ почившей Императрицы молитву и съ нашей стороны вознесли Господу Богу горячую молитву о прощеніи души Почившей и принятіи Ея въ селеніяхъ праведныхъ.

Заявленіе о возможности какого-то примиренія у гроба Почившей двухъ митрополитовъ и какихъ-то двухъ церковныхъ теченій, безпочвенно, оскорбительно и кощунственно. Никакой ссоры между митрополитами не было. Никакихъ двухъ церковныхъ теченій нѣтъ и не можетъ быть. А стало быть не могло быть и какого то примиренія у гроба Царицы. Налицо отпаденіе Митрополита Евлогія отъ Собора іерарховъ, прежде признавшагося имъ и бунтъ противъ этого Собора. Единственная возможность прекращенія церковной смуты, вызванной Митрополитомъ Евлогіемъ, заключается въ принесеніи имъ Собору іерарховъ извиненія за оскорбленіе его демонстративнымъ оставленіемъ въ 1926 году соборнаго засѣданія, начатаго молитвой «Днесь благодать Духа Святаго насъ собора» и принесенія ему покаянія въ ослушаніи ему и упорной борьбѣ противъ него безъ разбора въ средствахъ. И если бы Митрополитъ Евлогій это смогъ бы сдѣлать у гроба любимой нами Императрицы, то ничто не мѣшаетъ ему сдѣлать это и теперь, и если не во имя священныхъ каноновъ, архіерейской совѣсти и монашескаго послушанія, какъ полагается, то во имя той же памяти въ Бозѣ почивающей Государыни.

Наша мѣрность и всѣ іерархи Заграничной Православной Церкви съ великимъ утѣшеніемъ и радостью приняли бы грядущаго и вознесли бы Богу мира и любви благодарственное воздыханіе. Митрополитъ Антоній».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 252-256.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.