Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
16. Знаменительное 25-лѣтіе
[1].

Въ своей статьѣ: «Знаменательное 25-лѣтіе», написанной владыкой Антоніемъ по случаю исполнившагося 25-лѣтія со дня спасенія Государя Кирилла Владиміровича въ 1904 году во время войны съ Японіей изъ водъ океана, владыка Антоній писалъ слѣдующее.

*     *     *

«Въ годы смутнаго времени предстоятель Россійской Церкви Святитель Ермогенъ неоднократно разсылалъ воззванія и посланія во всѣ концы Руси, требуя скорѣйшаго признанія законнаго Царя, хотя въ то время исполнить этотъ святительскій призывъ было мудренѣе даже, чѣмъ теперь. Законный Царь Василій Шуйскій былъ отвергнутъ и постриженъ въ монашество. Хотя постриженіе это было подневольно, но обѣтъ послушанія, нестяжанія и дѣвства былъ произнесенъ въ святомъ храмѣ и признать ихъ ничего не значущими богобоязненная Русь не рѣшалась. Но не рѣшался такъ взирать на дѣло Святитель Ермогенъ и долгое время призывалъ народъ къ вѣрности сверженному Государю. Наконецъ, когда онъ увидѣлъ, что это не осуществимо, онъ согласился на признаніе Царемъ польскаго королевича Владислава, если онъ согласится принять православное крещеніе (именно крещеніе, т. е. троекратное погруженіе въ воду во имя Отца и Сына и Святаго Духа). Объ этомъ Патріархъ написалъ королевичу увѣщательное посланіе, сохранившееся и до нынѣ въ цѣлости. Когда королевичъ и еще больше его отецъ король Сигизмундъ отказались это исполнить, то Св. Ермогенъ навсегда оставилъ такую мысль и передъ своей мученической смертью указалъ русскимъ на юношу Михаила Ѳеодоровича Романова, какъ на ближайшаго родственника наслѣдственныхъ Царей Ивана Васильевича Грознаго, Ѳеодора Іоанновича и супруги Грознаго Анастасіи Романовой, роднымъ племянникомъ которой являлся указанный Патріархомъ преемникъ Царскаго Престола Михаилъ Ѳеодоровичъ.

Впрочемъ, не только въ этихъ событіяхъ XVII вѣка, но и вообще послѣ кончины мѵропомазанныхъ Царей Патріархъ или Митрополитъ Московскій почитался на Руси «набольшимъ человѣкомъ» и отъ него перваго ожидали указаній на то, кто долженъ занять Царскій Престолъ. Такъ, Святители Алексій и Іона потребовали воцаренія Сына Царева, а не брата, какъ думали было бояре. Такъ происходило дѣло при наличіи Царской Династіи, такъ оно продолжалось и при полномъ прекращеніи Династіи.

Не стало Царя — не стало Россіи. Ея внутренніе враги постарались истребить съ лица земли и самое имя ея. Я съ точностью предупреждалъ о семъ русскую паству въ столичномъ каѳедральномъ соборѣ въ прощеный день 1905 года, но тогда русcкіе люди не вразумились и продолжали безумствовать пока не оказались въ жестокомъ плѣну у презрѣнія достойныхъ, ни во что не вѣрующихъ инородцевъ, которые, согласно приведенному предсказанію, подняли жестокое гоненіе на Православную Христову вѣру, поразорили церкви, поубивали или разогнали добрую половину Архіереевъ Божьихъ, а кое-гдѣ замѣнили ихъ безбожниками, предателями лжеархіереями, далѣе, разорили святые лавры, монастыри и соборы, чего не рѣшались дѣлать ни безбожники татары, ни древніе печенѣги-язычники.

Не одни подобные злодѣи совершили погибель нашего Отечества. Въ подготовленіи ея принимали участіе и русскіе именитые чиновные люди, поносившіе въ продолженіи 100 лѣтъ и болѣе все русское, а особенно Святую вѣру русскую, Христову вѣру и раздражавшіе простой народъ своимъ развратомъ и насиліями — большая часть изъ нихъ, т. е. изъ оставшихся въ живыхъ отъ народной мести, теперь одумались, и поняли, что оставаться безъ вѣры, безъ Церкви Христовой и безъ Царя намъ невозможно: необходимо возвратиться и возвратить народъ къ благочестію и порядку, какой былъ при нашихъ Царяхъ, а выдумывать новый безпорядокъ и своеволіе это значитъ повторять безчисленные бунты и конечное раздѣленіе на радость внѣшнихъ праговъ нашихъ и враговъ нашего спасенія, т. е. — діаволовъ.

Однако это дѣло мудренѣе, чѣмъ то, которое исполнили наши предки 316 лѣтъ тому назадъ, избравшіе Царя изъ царской родни и цѣловавшіе Ему крестъ. Труднѣе это дѣло теперь потому, что наши предки были люди благочестивые и единодушно желавшіе блага для Святой Руси, а теперь совсѣмъ не то; впрочемъ, въ другомъ смыслѣ предстоящее дѣло воцаренія законнаго Царя легче теперь, чѣмъ тогда и вотъ въ какомъ именно смыслѣ: — тогда трудно было даже искреннимъ людямъ убѣдиться и убѣдить другъ друга въ томъ, кто былъ бы законный Царь. Это рѣшено было авторитетомъ Святѣйшаго Патріарха Ермогена; нынѣ же законный, безспорно законный Царь Кириллъ Владиміровичъ передъ глазами всѣхъ.

Въ настоящіе дни исполняется двадцать пять лѣтъ со времени Его чудеснаго спасенія въ водахъ Тихаго Океана во время Русско-Японской войны. Подобное же спасеніе Государя Александра III, Его Супруги и Наслѣдника Николая Александровича 17 октября 1888 года ежегодно ознаменовывалось торжественными служеніями литургій и благодарственныхъ молебновъ по всѣмъ храмамъ на Руси, не только при жизни того Государя, но и по кончинѣ Его, когда оставались въ живыхъ Государыня и Наслѣдникъ, сдѣлавшійся по волѣ Божьей Императоромъ въ 1894 году.

Пора, давно пора и намъ начать благодарить Бога за сохраненіе жизни нашего наслѣдственнаго Царя въ страшные дни марта 1904 года: — даже тѣ, кто смущается Его признать Царемъ безъ торжественнаго провозглашенія, не могутъ не признать Его единственнымъ законнымъ Наслѣдникомъ Престола и должны наравнѣ съ первыми благодарить Бога за чудесное сохраненіе Его жизни изъ глубокихъ водъ океана. Такое первое благодареніе состоится въ нашей Бѣлградской церкви въ ближайшее воскресеніе послѣ литургіи (1/14 апрѣля), но хорошо если и прочія русскія церкви въ Королевствѣ усвоятъ себѣ такой обычай.

Пусть замолкнутъ уста безумцевъ, находящихъ въ подобныхъ увѣщаніяхъ какую-то «политику». Именно полное отсутствіе политики, полный отказъ отъ всякой политики заключается въ отрицаніи и февральской и октябрской революціи 1917 года, причемъ послѣ ихъ отрицанія останется у насъ прежняя самодержавная Царская Россія, объединенная Православнымъ Самодержцемъ, какъ носителемъ той единой признаваемой народомъ власти, которой съ довѣріемъ и любовью подчинялись всѣ сто одинадцать племенъ, населявщихъ наше Отечество и молящихся, всякое племя по своему, о возвращеніи прежнихъ временъ справедливости и милосердія».

Примѣчаніе:
[1] «Царскій Вѣстникъ» 1/14 апр. 1929 г. № 35.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 258-261.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.