Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
17. Къ православнымъ русскимъ людямъ
[1].

Въ воззваніи случаю пятилѣтія со дня обнородованія манифеста 31 августа 1924 года о принятіи Государемъ Кирилломъ Владиміровичемъ Императорской власти владыка Антоній писалъ.

*     *     *

«Нынѣ, 31 августа страго стиля, въ 1924 году обнародованъ Царскій манифестъ о принятіи Государемъ Императоромъ власти, которая, согласно основнымъ законамъ, переходитъ къ старшему въ родѣ Царствующей Династіи. Таковымъ старшимъ въ родѣ послѣ кончины Государя Николая II, Его Сына Наслѣдника Цесаревича Алексѣя Николаевича и Его Брата Великаго Князя Михаила Александровича, безспорно является Кириллъ Владиміровичъ — со дня изданія того манифеста — нашъ воцарившійся Государь Императоръ, заявившій однако въ томъ же манифестѣ, что, если окажутся названныя Высочайшія Особы живы, то Онъ безъ всякаго извѣта отказывается отъ принятой Имъ власти и признаетъ Ихъ Своими Государями.

Если мы не примыкаемъ къ обоимъ бунтамъ 1917 года, т. е. ни къ бунту господскому, или февральскому, ни къ бунту солдатскому или еврейскому или октябрскому, то должны признать, что согласно законамъ, согласно древнему разуму и примѣру прежнихъ Государей, усопшихъ трехъ Александровъ и обоихъ Николаевъ, власть Царскую получаетъ законный Наслѣдникъ самъ по себѣ, т. е. прямо отъ Промыслителя Господа безъ всякаго избранія, ибо избраніе рода Романовыхъ съ его потомствомъ на царство совершилось въ 1613 году Великимъ Земскимъ Соборомъ въ Москвѣ, каковое избраніе никакой законной властью отмѣнено не было и не можетъ быть, отмѣнено.

Не спѣша заявилъ о Своей обязанности принять Царскую власть Великій Князь Кириллъ Владиміровичъ, но выждалъ время, когда доподлинно узналъ о кончинѣ Царя Николая II, Его Сына и Его Брата и тогда только объявилъ Свой манифестъ.

Не поспѣшили и мы заявить свое подданство Его Императорскому Величеству новому Государю, но ожидали, какъ заявитъ Себя въ этомъ смыслѣ признанный нами ранѣе Верховный Вождь русскаго народа и русскаго воинства Великій Князь Николай Николаевичъ. Однако, и онъ, и Государыня Марія Ѳеодоровна и полководецъ Врангель, — всѣ скончались впродолженіе одного года, и вѣрная Россія, непредавшаяся большевикамъ — врагамъ Божіимъ и врагамъ народа русскаго, осталась безъ Царя, что для нея невозможно, какъ показали послѣдніе годы, когда лишившаяся Царя Россія и сама почти перестала существовать, ибо отъ нея враги отняли и самое имя ея, существовавшее 1067 лѣтъ и славившееся на весь міръ. Вмѣсто Роосіи они провозгласили СССР. —

Все это и всѣ бѣдствія, соединенныя съ колебаніемъ Самодержавія въ Россіи, мы предсказали 20 февраля 1905 года въ Петроградскомъ Исаакіевскомъ Соборѣ и съ тѣхъ поръ не переставали оплакивать тогда еще грядущую, а съ 1917 года наступившую, смертную бѣду нашего отечества и Церкви [2].

Неразумны и неправдивы тѣ люди, тѣ писатели и ораторы, которые говорятъ будто Православная Церковь Русская могла и можетъ существовать при всякомъ государственномъ строѣ, начиная съ республики. Надо голову потерять, чтобы говорить такія несообразности.

На самомъ дѣлѣ всю необъятную страну нашу съ населявшими ее 111 народами. державшимися 23 вѣроисповѣданій, соединяла вмѣстѣ и скрѣпляла только власть Православнаго Царя, что разумѣли даже преступные бунтовщики вродѣ Отрепьева, Пугачева и Разина, которымъ временно удавался ихъ бунтъ только потому, что они прикрывали его выдуманной ими волей несуществовавшихъ тогда уже въ живыхъ царей русскихъ и царевичей.

Понимая это, преступные большевики и теперь пускаютъ повсюду ложные слухи о томъ, будто бы живъ Государь Мученикъ Николай Александровичъ, убіенный 4 іюля 1918 года или Его убіенный Братъ Михаилъ Александровичъ.

Никакой другой власти, кромѣ власти богопомазаннаго Царя русскаго, нашъ народъ не будетъ довѣрятъ, а разнымъ начальникамъ военнымъ и штатскимъ подчиняется только, какъ царскимъ довѣреннымъ, чему и научилъ все христіанство св. Апостолъ Петръ: «будьте покорны всякому человѣческому начальству для Господа: царю ли, какъ верховной власти, правителямъ ли, какъ отъ него посылаемымъ для наказанія преступниковъ и для поощренія дѣлающихъ добро» (1 Петр. 2, 13-14).

Видите, не только сама Царская власть, но и всякая другая человѣческая власть (о церковной здѣсь не сказано) получаетъ законность не черезъ выборы народные, а черезъ царское полномочіе. А какое же касательство ко всему этому власти церковной?

Она обязана указать православному народу законнаго Царя и призвать народъ къ послушанію. Такъ творили и древніе пророки Самуилъ, Илія и Елисей; такъ творили и наши святые отцы и учители Церкви — митрополиты Петръ, Алексій и Іона. Такъ обязуюсь творить теперь и я грѣшный, оставшійся старшимъ іерархомъ во Всероссійской Церкви послѣ кончины Св. Патріарха Тихона, согласно постановленія Всероссійскаго Церковнаго Собора 1918 года.

Долго молчалъ я и не возвышалъ своего пастырскаго голоса къ народу православному, но теперь, познавъ, что уже приближаюсь къ исходу своему, обязуюсь повторить слова Пастыреначальника: «Мнѣ подобаетъ дѣлати дѣла пославшаго мя, дондеже день есть: пріидетъ нощь, егда никтоже можетъ дѣлати» (Іоан. 9, 4).

Итакъ, отцы и братіе, умоляю васъ, отрекитесь окончательно отъ треклятой революціи противъ Бога и Царя и предайтесь во имя Отца и Сына и Святаго Духа законному Царю нашему Кириллу Владиміровичу и законному Наслѣднику Его Владиміру Кирилловичу.

Не терпите больше, т. е. не примѣряйтесь къ тѣмъ, кто на вашихъ глазахъ въ Россіи разрушаютъ Божіи храмы, закрываютъ св. обители, убиваютъ архіереевъ и весь священническій чинъ, выбрасываютъ чудотворныя мощи угодниковъ и благодатныя иконы изъ св. храмовъ и часовенъ и стараются въ своихъ мерзкихъ школахъ увѣрять невинныхъ дѣтей и довѣрчивыхъ юношей будто и Бога нѣтъ и Христа не было, а можно спокойно и смѣло предаваться разврату, не слушаться родителей и обманывать своихъ женъ. Евреи, распространяющіе такія преступныя убѣжденія, даже сами не живутъ такимъ звѣрскимъ обычаемъ, а распространяютъ его, желая поголовно сгноить въ порокахъ и затѣмъ совершенно истребить русскій народъ.

Молитесь, чтобы Господь не попустилъ сего, но спасъ народъ и отечество наше, возвративъ намъ законное царство, возвративъ нашъ народъ къ искреннему покаянію и православному благочестію. Аминь».

Примѣчаніе:
[1] «Цар. Вѣстникъ» 14/24 окт. 1929 г. №63.
[2] Въ 1905 году въ С.-Петербургѣ послѣ указанной проповѣди владыки Антонія въ Исаакіевскомъ соборѣ Мережковскій помѣстилъ въ «Новомъ Времени» статью, подъ ироническимъ заглавіемъ: «Страшный судъ надъ русской интеллигенціей». Въ этой статьѣ онъ писалъ слѣдующее:
       «Въ Исаакіевскомъ соборѣ 20 февраля 1905 года, епископъ Волынскій Антоній произнесъ проповѣдь на тему о Страшномъ Судѣ и о современныхъ событіяхъ.
       Въ этой проповѣди почтенный архипастырь выражаетъ свой взглядъ, и, повидимому, не только свой личный, но и взглядъ значительной части русской учащей Церкви на современное освободительное движеніе въ Россіи, и по этому поводу произноситъ судъ надъ «представителями первыхъ слоевъ общества», то есть въ сущности, надъ всѣмъ образованнымъ русскимъ обществомъ, русской интеллигенціей, произноситъ такъ сказать передъ лицомъ вѣчности — «Sub sресіе аеtеrnі» — предъ лицомъ Страшнаго Суда, грядущаго судить живыхъ и мертвыхъ.
       Судъ приводитъ къ приговору смертному, разумѣя «смерть вторую», вѣчную, отъ коей нѣтъ воскресенія. То на чемъ приговоръ основанъ, сводится къ слѣдующимъ обвинительнымъ пунктамъ.
       Русское образованное общество отреклось отъ Христа, потому что «духъ смиреннаго самоосужденія», въ коемъ, по мнѣнію епископа Антонія, заключается сущность христіанства, «давно вытравленъ изъ нашего общества языческимъ бытомъ, культурой еретическаго Запада».
       Русское образованное общество «ненавидитъ Россію» вообще и русскій простой народъ въ частности.
       Подъ всѣми «преобразовательными толками въ нашей печати», подъ всѣми требованіями свободы слова, свободы совѣсти, отмѣны административнаго произвола надъ личностью гражданъ, скрываются только преступные замыслы дѣйствующей революціонной партіи, которая желаетъ воспользоваться свободой слова и прочими гражданскими правами для цѣлей насильственнаго политическаго переворота. Въ русской печати слышатся епископу Антонію не голоса человѣческой мысли и совѣсти, а только голоса звѣрскихъ инстинктовъ, взывающихъ къ бунту, кровавому насилію, голодный волчій вой. «Всѣ слои общества, — говоритъ онъ, — какъ голодные волки, требуютъ себѣ всякихъ правъ и льготъ».
       Таковы обвиненія, а вотъ приговоръ:
       «Они (то-есть всѣ образованные русскіе люди) дышатъ себялюбіемъ, ненавистью и злорадствомъ, имъ чужда всякая любовь; все ихъ поведеніе, всѣ ихъ рѣчи есть сплошная ложь; но обманывать людей возможно лишь въ продолженіи недолгаго времени, а вѣчность откроетъ для нихъ ихъ злодѣйское настроеніе». Это значитъ будутъ осуждены на Страшномъ Судѣ.
       Проповѣдь кончается воззваніемъ къ народу русскому, не ко всему народу русскому, потому что вся та огромная часть его, которая охвачена современнымъ освободительнымъ движеніемъ, отсѣчена «ако удъ гангренный», по выраженію Петра, а исключительно къ простому народу.
       «Не забывай же о нихъ, русскій народъ, берегись богохульниковъ, кощунниковъ, мятежниковъ, желающихъ оторвать тебя отъ вѣчной жизни, отъ царствія Христа». Простой народъ долженъ помнить, что враги его — всѣ образованные русскіе люди. Они ненавидятъ Россію, замышляютъ погубить ее, и въ случаѣ, ежели достигнутъ своихъ цѣлей, то русскій народъ «будетъ несчастнѣйшимъ порабощенный уже не прежнимъ суровымъ помѣщикомъ, но врагомъ всѣхъ дорогихъ ему устоевъ его тысячелѣтней жизни, врагамъ упорнымъ и жестокимъ, которые кончатъ тѣмъ, что будутъ разрушать святые храмы и извергать мощи угодниковъ Божіихъ, собирая ихъ въ анатомическіе театры...»
       «Каюсь, говоритъ Мережковскій, я соблазненъ, можетъ быть не по винѣ епископа Антонія, а по собственной духовной немощи, но все же соблазненъ въ высшей степени и взываю о помощи, о наставленіи и утѣшеніи. Самъ себя утѣшить я не смѣю тѣмъ, что эта всенародная церковная анаѳема, предвосхищающая страшный судъ Христовъ, надъ всею русской интеллигенціей произнесена необдуманно, легкомысленно, или въ пылу политической страсти».
       Не трудно догадаться, что въ послѣднихъ ироническихъ словахъ Мережковскаго заключался не болѣе, какъ доносъ властямъ и требованіе, чтобы они остановили епископа «за его выступленіе «необдуманное, легкомысленное, въ пылу политической страсти» и тѣмъ утѣшили бы г. Мережковскаго, который такъ разстроился этой проповѣдью, что «самъ себя утѣшить не можетъ».
       Заканчиваетъ г. Мережковскій свою статью насмѣшкой уже надъ самымъ откровеніемъ о Страшномъ Судѣ.
       «Ежели тамъ, на Дальнамъ Востокѣ — Драконъ, «первый звѣрь», «выходящій изъ моря», то здѣсь, въ Россіи — не «второй» ли звѣрь выходящій изъ земли», изъ нашей собственной земли русской? И ежели крестъ становится мечемъ для брани съ первымъ звѣремъ, то почему бы не стать мечу крестомъ для брани со вторымъ звѣремъ И не самой ли церковью влагается этотъ мечъ крестъ въ руки всѣхъ во Христа вѣрующихъ?
       Пока все это еще только легенда, или даже только возможность легенды. Но, конечно. епископу Антонію не могло остаться неизвѣстнымъ, что до нынѣ простой русскій народъ живетъ въ такой исторической и религіозной атмосферѣ, въ которой подобныя легенды (и даже гораздо болѣе наивныя) съ поразительной легкостью возникаютъ, какъ чудовищныя марева въ грозовомъ сгущенномъ воздухѣ. А что теперь воздухъ въ Россіи сгущенъ чрезмѣрно, въ этомъ, кажется, не можетъ быть никакого сомнѣнія. Да, наконецъ, если по мнѣнію епископа Антонія (можетъ быть весьма неосновательному), апокалиптическія пророчества о двухъ звѣряхъ, объ антихристѣ и второмъ пришествіи для всѣхъ образованныхъ людей — только суевѣрная легенда первыхъ вѣковъ христіанства, то для самаго проповѣдника, также какъ и для его слушателей изъ простого народа (а таковыхъ большинство), это отнюдь не легенда, а несомнѣнное пророчество, исполненія коего сроки приближаются и, видимо, уже приблизились, уже «при дверехъ», не даромъ же самъ проповѣдникъ счелъ пристойнымъ, по поводу современныхъ политическихъ событій взывать ко Христу, грядущему судить живыхъ и мертвыхъ».
       Мережковскій, считавшій себя преемникомъ Достоевскаго, былъ однимъ изъ самыхъ выдающихся писателей послѣдняго времени и голосъ его, прозвучавшій со страницъ русскаго офиціоза «Новаго Времени» былъ отвѣтомъ русской интеллигенціи на предостергающій пророческій призывъ, исполненіе котораго съ поразительной силой произошло въ 1917 году и продолжается до настоящаго дня.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 261-266.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.