Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

Сочиненія митр. Антонія (Храповицкаго)

Жизнеописаніе и творенія блаж. Антонія, митр. Кіевскаго и Галицкаго († 1936 г.)
Составлены и изданы Архіепископомъ Никономъ (Рклицкимъ) (1956-1971 г.г.).

Томъ 9-й:
Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи.

VI. Царская власть и Св. Православіе.
18. Благочестіе Великокняжескаго рода Владиміровичей.

Въ одной изъ своихъ статей владыка Антоній съ большой любовью писалъ о благочестіи Великняжескаго рода Владиміровичей. Посѣтовавъ на удаленность іерархіи отъ Высочайшаго Двора, владыка писалъ:

«...Съ большой радостью я узналъ въ Петербургѣ отъ архіепископа Николая Сѣверо-Американскаго о томъ, что онъ, встрѣтивъ въ Америкѣ Великаго Князя Кирилла Владиміровича, которому въ то время было около 25 лѣтъ, слышалъ отъ него сѣтованія на отдаленіе іерарховъ отъ Двора, при чемъ Великій Князь выскааывалъ предположеніе, что іерархія опасается подозрѣній въ исканіи протекцій у Высочайшихъ Особъ. Великій Князь Кириллъ Владиміровичъ говорилъ о своихъ Родителяхъ Великомъ Князѣ Владимірѣ Александровичѣ и Великой Княгинѣ Маріи Павловнѣ, которые всегда отличались высокимъ благочестіемъ, что они были бы довольны видаться и бесѣдовать съ іерархами. Они любили посѣщать монастыри, дважды были на Валаамѣ. Одинъ разъ они принимали на Валаамѣ монастырскую трапезу, причемъ духовникъ іеросхимонахъ Іоасафъ, человѣкъ совершенно простой, подвигая тарелку съ монастырской похлебкой Великой Княгинѣ, простосердечно говорилъ ей: «Кушай, барыня, кушай».

Нашъ сѣверъ — Архангельскъ, Петрозаводскъ и т. д. былъ совершенно удаленъ отъ центра, заброшенъ, какъ бы забытъ столицею, и когда тамъ появлялись Высочайшія Особы, то волненіямъ не было конца. Въ Петрозаводскѣ въ 70-ыхъ годахъ былъ городской голова совершенный простецъ и вотъ городскія власти чрезвычайно опасались, чтобы при пріемѣ Великихъ Князей онъ не допустилъ бы какой-либо безтактности. Во время пріема все сошло благополучно. Князья уже сѣли на пароходъ и вдругъ городской голова простодушно въ послѣднюю минуту крикнулъ черезъ бортъ: «Кланяйтесь тятенькѣ». Тятенька же этотъ былъ никто иной, какъ Императоръ Александръ II.

Великая Княгиня Марія Павловна отличалась особой религіозностью, однако, опасаясь, чтобы ее не упрекнули въ честолюбивыхъ замыслахъ, она довольно долго не принимала Православія, но въ тѣхъ случаяхъ, когда она заболѣвала, то говорила о необходимости принять Православіе, но затѣмъ, поправившись, опять откладывала. Наконецъ, она приняла Православіе и была вѣрной дочерью нашей Церкви. Въ ея семьѣ большимъ почитаніемъ пользовалась Почаевская чудотворная икона Божіей Матери, отъ которой получила исцѣленіе Ея Высочайшая родственница Великая Княгиня Александра Петровна. Въ 1903 или 4 году мы поднесли Великой Княгинѣ Маріи Павловнѣ списокъ этой чудотворной иконы. Мы прибыли съ депутаціей отъ Волынскюй губерніи, въ то время самой патріотической во всей Россіи. Къ намъ вышли Великій Князь Владиміръ Александровичъ и Великая Княгиня Марія Павловна. Я сказалъ краткое описаніе Почаевской иконы и намъ отвѣчалъ за свою супругу, которая стѣснялась говорить по русски, Великій Князь. Я съ умиленіемъ тогда наблюдалъ съ какой сердечной простотой бесѣдовалъ Великій Князь съ прибывшими тремя отставными солдатами: они отвѣчали, какъ своему старшему сослуживцу, связанному съ ними самыми близкими отношеніями...».

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе блаженнѣйшаго Антонія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ IX: Мысли и сужденія о Русскомъ народѣ, объ Евразійствѣ, о Братствѣ Русской Правды. А. С. Пушкинъ. Ѳ. М. Достоевскій. Царская власть и Св. Православіе. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1962. — С. 266-267.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.